«Тебе нужна удача – надень фиолетовые носки. Или шляпу с колокольчиками». Исповедь тренера, которого уволил Челлино
Александр Толкачев переводит откровенный рассказ бывшего главного тренера «Лидса» Нила Редферна о недолгом, но достаточно безумном периоде работы с печально знаменитым «пожирателем тренеров».
Смотреть игру «Лидса» рядом с эмоциональным Массимо Челлино всегда было тем еще малокомфортным испытанием. В этот раз, однако, все было даже более странно, чем обычно. «Он постоянно хватал меня за ногу, потом отпускал ее, вскакивал с места и бормотал ругательства на итальянском», – вспоминает Нил Редферн. За пять минут до конца бизнесмен не смог больше это выносить и покинул стадион до финального свистка, оставив Нила в одиночестве. На дворе было 25 октября 2014 года, «Лидс» только что проиграл «Вулверхэмптону» со счетом 1:2 и опустился на 18-ую позицию в турнирной таблице Чемпионшипа, лишь на несколько баллов опережая зону вылета, а словенский менеджер Дарко Миланич рисковал стать очередным специалистом, которого скушал «пожиратель тренеров».
Редферн досмотрел игру до конца и вместе с остальными болельщиками покинул замерзающий «Элланд Роуд». Бывший хавбек «Барнсли» и многих других команд подошел к собственному авто на парковке и уже собирался ехать домой, но тут зазвонил телефон. «Возвращайся в офис», – зазвучал знакомый голос клубного секретаря в трубке. – «Мистер Челлино хочет тебя видеть».
Он нашел итальянца в его насквозь прокуренном кабинете. Челлино посмотрел на тренера исподлобья и сказал: «Ты принимаешь команду. Начинаешь завтра».
Пожиратель тренеров. Почему Массимо Челлино все ненавидят
Редферн, который во время игровой карьеры выступал в романтичной премьер-лиге 90-х за «Барнсли», «Чарльтон» и «Брэдфорд», почувствовал странную смесь восхищения, трепета и волнения. В качестве менеджера академии «Лидса» Нил исполнял обязанности менеджера клуба в четырех матчах и прекрасно знал темперамент Массимо. Но, кроме того, он был также и болельщиком клуба с самого детства. Именно тогда, в 1972 году его отец Брайан, также профессиональный футболист, впервые привел 7-летнего сына на стадион посмотреть игру великолепной команды Дона Риви. Сегодня Реддерс говорит: «Если бы кто-нибудь сказал мне тогда, что однажды я стану главным тренером «Лидса», я бы не поверил».
В офисе Челлино мысли Редферна быстро перескочили к великолепной четверке, которую он провел сквозь академию клуба прямиком в первую команду – Чарли Тейлору, Сэму Байрэму, Льюису Куку и Алексу Моуэтту. Квартет, никому из участников которого еще не было даже 21 года, должен был стать лицом новой команды Реддерса. Нил знал, что ему предстоит непростая работа с темпераментным владельцем клуба Челлино, чья статистика бесчисленных уволенных тренеров говорила сама за себя. «Конечно, я не идиот. Я понимал, что это за должность; понимал, что ничем не лучше тридцати остальных коучей, которым Массимо давал расчет. Но когда тебе предлагают работу мечты и идеальный шанс продолжить развитие молодых ребят, с которыми ты работал в академии с 13 лет и которые начали массово стучаться в основу, о всех этих обстоятельствах вспоминаешь в последнюю очередь». Реддерс был готов к непростой работе. Но он никогда и не мог представить того ада, что на самом деле произойдет.
Прибытие Челлино
Массимо Челлино прибыл в «Лидс» в январе 2014 года и с первой минуты начал противостояние буквально со всеми. «Я помню тот день. 31 января, трансферный дедлайн. Мне позвонил агент и попросил срочно прийти на «Элланд Роуд». Там я впервые и увидел Челлино. Он подошел ко мне, крепко обнял, словно мы старые друзья, и спросил, улыбаясь: «Ты можешь принять эту группу игроков на пару дней?» It was like fucking hell. Я набрал главному тренеру Брайану Макдермотту и спросил, что тут вообще творится. Он ответил: «Они уволили меня. Уволили по телефону». Безумие! Это все казалось сном, каким-то дешевым итальянским фильмом, но никак не могло быть реальностью. В этот дедлайн никто не говорил о трансферах, по всем каналам обсуждали сумасбродные события в Лидсе. В пятницу вечером итальянец попытался уехать с «Элланд Роуд» на такси в свой отель, но фанаты узнали его и забаррикадировали все отъезды со стадиона. Он просидел запершись в автомобиле около часа до вмешательства полиции. Назавтра мы должны были играть с «Хаддерсфилдом» в дерби. Помощник Брайана Найджел Гиббс и я провели утреннюю тренировку. Игроки спрашивали, что у нас происходит, а что мы им могли ответить? Мы знали ровно столько же. Мысли всех были где-то далеко. Мы пропустили на 3-ей минуте матча и мне подумалось: «Черт, да нас разорвут. Хуже быть уже не может». Но потом мы начали забивать мячи один за другим, против соперника, руководства, логики и, казалось, всего мира. 5:1. Пять, чтоб его, один! Найджел в послематчевом интервью посвятил эту победу Брайану. На следующее утро он был восстановлен в должности», – воспоминает те безумные события специалист.
То время Редферн, который, кроме руководителя юношеского футбола, занимал еще и должность тренера первой команды, вспоминает со смятением: «Массимо тогда был похож на человека, который переезжает в новый дом и которому смертельно необходимо завершить этот переезд за два часа. Все суетились, вокруг него косяками шныряли агенты и лишь немногие в той толпе приносили реальную пользу».
Сюрреалистическое лето
Окончательно приобретение клуба было завершено итальянцем лишь в апреле, летом Макдермотт был вторично (!) уволен, его место внезапно занял неизвестный никому Дэйв Хокадэй, которого год назад вежливо попросили из клуба конференции (Д5) «Форест Грин Роверс» после серии из семи поражений в восьми матчах, а лучший игрок, бомбардир и капитан команды Росс Маккормак был продан в «Фулхэм».
Росс МакКормак: «Лидс» как будто превратился в морг»
В это же время тренировочная база «Лидса», «Торп Арч», попала под сильнейшее сокращение расходов. «Челлино уволил всех уборщиков, большинство агрономов, закрыл столовую и прачечную. Теперь ученики должны сами готовить себе еду, стирать одежду и форму», – рассказывает Редферн. «Бассейн для восстановления тоже был закрыт, так как его содержание обходилось в 25 тысяч фунтов в год. Все опустело».
Несмотря на все это, новичок в технической зоне пытался быть оптимистом и искать положительные моменты в происходящем. Возможно, после ряда посредственных лет немного сумасшедший и харизматичный владелец был как раз тем, в ком остро нуждался «Лидс».
«Тем летом я увидел его стоящим возле курилки «Элланд Роуд» с выражением усталости на лице. Я подошел и сказал: «Ты выглядишь так, как будто тебе нужна помощь, Массимо». Он мрачно кивнул, и мы проговорили о футболе около часа. Он внимательно слушал и, кажется, одобрял сказанное».
Первые успехи и трудности
Но некоторые шаги Челлино удивляли даже готового ко всему Редферна. 60-летний владелец клуба в качестве талисмана пригласил на несколько игр американского актера Верна Тройера, известного по исполнению роли Мини-Мы в трилогии про Остина Пауэрса. Итальянец настаивал на том, чтобы на выездных матчах готовить пищу игрокам самостоятельно. Два года спустя Редферн все еще качает головой в недоумении. «Немного нелепо, не находите? После каждой тренировки даже игроки обсуждали все эти вещи, которые не должны происходить в профессиональном футбольном клубе».
После всего двух побед в первых десяти матчах у руля клуба в прессе ожидаемо поползли слухи, что в ближайшие дни Реддерс станет следующей и уже четвертой жертвой Челлино на «Элланд Роуд». Но новый год обеспечил клубу новый старт. Ассистент Нила Стив Томпсон, приглашенный в клуб, несмотря на сопротивление Массимо (мы прекрасно справимся вдвоем, тебе не нужен помощник, говорил Редферну итальянец), внес значительный вклад в улучшение игры в защите, а новый исполнительный директор «Юнайтед» Мэтт Чайлд оказался эффективным буфером между командой и советом директоров (на две трети состоявший из Челлино и членов его семьи). Редферн, родившийся и выросший в Йоркшире, постарался максимально освободить команду от летних итальянских подписаний сомнительного качества, вернул в ростер опальных хавбеков Люка Мерфи и Рудольфа Остина и постарался упростить игру коллектива, перейдя на каноничные 4-4-2. К концу марта «белые» выиграли восемь из пятнадцати матчей календарного года и поднялись из подвала турнирной таблицы в ее верхнюю половину.
Вероятно, определенное влияние на турнирный подъем оказало и январское отстранение Челлино от руководства клубом за налоговые махинации сроком на полгода. Владелец был вынужден вернуться в Майами, а на время отсутствия его обязанности был назначен выполнять банкир Эндрю Амберс. Несмотря на все это, влияние одиозного итальянца на события в «Лидсе» по-прежнему ощущалось.
«В феврале мы должны были играть с «Брайтоном» на выезде», – воспоминает Редферн. «И Челлино прислал мне странное смс. Оно было таким: «Эндрю Амберс вместе с женой посетят эту игру. Она никогда не видела нашей победы. Тебе нужна удача – надень фиолетовые носки. Или шляпу с колокольчиками. Или пожми руку Эдди Грея (легенды клуба), потому что он родился 17-го числа». Тренер показал это сообщение Томпсону, и дуэт обменялся шокированными взглядами.
После отстранения Челлино глазами и ушами итальянца на «Элланд Роуд» стал 23-летний бывший продавец мебели из Майами по имени Андреа. Никто толком не знал, чем он занимается, но ему было предложено стипендиальное обучение в клубе, и вскоре он стал частым посетителем на тренировочной базе клуба – «Торп Арч». «Андреа часто интересовался нашим стартовым составом на будущую игру. Однажды, перед матчем с «Ипсвичем» я решил сыграть с четырьмя защитниками-домоседами в старте. Мы отрабатывали эту расстановку всю неделю, в пятницу утром к нам заглянул Андреа. А в пятницу днем мне позвонил президент. «Четыре ЦЗ? Какого х*ра ты творишь?». Это было похоже на какое-то дешевое юмористическое шоу – я был вынужден держать телефон на расстоянии вытянутой руки от уха, чтобы не оглохнуть. Мы выиграли ту встречу со счетом 2:1. Больше Челлино мне не звонил».
Кроме тактики, проблемой также были и трансферы клуба. Спортивным директором и лицом, которое принимало решения о переходах, был Никола Салерно – друг Челлино.
«Помню, как-то Никола зашел ко мне и сказал: «Мы подписываем албанского центрфорварда Эдгара Чани. Он великолепен», – вспоминает тренер. – «Так что я посмотрел нарезки с его участием, используя наши скаутские программы. Парень выглядел неважно, а уровень, на котором он играл, был не очень хорош, мягко говоря. После одного из голов в ролике я услышал, как ему хлопает парень с камерой. Он был единственным зрителем на стадионе! Когда Чани приехал на тренировки, мои наблюдения по видеонарезкам подтвердились. Эдгар оказался нормальным парнем и тяжело работал на занятиях, но просто был недостаточно хорош».
Кульминация итальянского безумия
Тем не менее, к апрелю 2015 года «Лидс» подходил в статусе команды с наилучшей формой в Чемпионшипе за последние три, пять, десять матчей и надеялся закончить сезон в максимальной близости к вожделенной зоне плей-офф. Не вышло.
Сначала в отставку был вынужден уйти Мэтт Чайлд из-за излишнего давления со стороны Эндрю Амберса. Его уход повлек за собой очередной удар по Нилу Редферну.
Тренер работал в офисе со Стивом Томпсоном, когда в дверь постучали. Это оказался клубный секретарь Алекс, который передал Томпсону письмо. «Томмо его прочитал и изменился в лице», – припоминает Нил. «Там говорилось, что он отстранен от работы в клубе за ненадлежащее исполнение обязанностей». Внизу стояла подпись Салерно.
Позднее Челлино говорил журналистам, что получил жалобу о том, что Томпсон оскорбил Салерно после победы над «Фулхэмом», назвав того «retard» (в английском сленге – тормознутый, отсталый, дегенеративный). Занятно, что это отрицает как сам Томпсон, так и «обиженный» им Салерно. Кроме того, источник жалобы до сих пор остается Реддерсу неизвестным.
Нил Редферн: «Мы выберемся из этого дерьма». Гид для тех, кто всегда ноет и сдается
Как бы то ни было, после этого Редферн остался в одиночестве и во время матчей, и в тренировочном процессе. Feelgood factor испарился без следа, и «павлины» проиграли следующие четыре матча. А потом случился очередной удар.
После легкой пятничной предматчевой тренировки необычно терять и одного игрока – но сразу шестерых? Ну, именно это и случилось с Редферном за день до гостевой игры с «Чарльтоном». Сулейман Дукара, Мирко Антенуччи, Джузеппе Беллуши, Дарио Дель Фабро, Марко Сильвестри и уже упомянутый Эдгар Чани слегли после занятия с сомнительными мышечными травмами.
«Вызывать медиков и детально оценивать их состояние времени уже не было. В полвторого дня мы должны были сесть в автобус и ехать в Лондон на матч. Поэтому я сказал парням: «Все, кто еще может ходить – залезайте». К его чести, Гаэтано Берарди, еще один из наших летних итальянских подписаний, отправился с нами, хотя и в самом деле был травмирован. Отрадно, что сейчас в игровом плане по сравнению с ребятами из «шестерки» он идет в прямо противоположную сторону».
Позднее Челлино отрицал причастность к этому инциденту, говоря: «Возможно, игроки думали, что делают для меня что-то хорошее и милое. Они ошиблись».
Ожидаемый конец
Сардинец отбыл бан незадолго до последней игры сезона 2014/15, домашнего дерби с «Ротерхэмом», вернулся в Англию и в интервью национальным изданиям назвал Редферна «слабым», «молокососом» и поведал общественности, что Нил «проявил неуважение, не придя на вечеринку в честь возвращения». «Какую вечеринку?», – недоумевает тренер. – «Мне никто ничего не сказал».
Летом новый исполнительный директор клуба Адам Пирсон сообщил бывшему полузащитнику очевидное – в его услугах больше не нуждаются.
«Мы встретились с ним в одном из отелей Лидса», – припоминает Реддерс. «Мне было сказано, что с 1 июля я вернусь на прежнюю должность руководителя академии, и весь следующий год до истечения этого соглашения буду в отпуске заниматься садоводством». Спустя несколько дней Редферн покинул «Лидс» окончательно из-за того, что его положение в клубе стало несостоятельным.
Это было грустное окончание семи лет в тренерской системе йоркширского клуба, за который он болел с детства. Но сейчас 51-летний Редферн, сидящий в кухне своего дома в западном Йоркшире и рассказывающий историю, говорит, что не испытывает горечи. В конце концов, с «Лидсом» Редферн побеждал в 39,2% матчей – и это все еще лучший показатель эпохи Челлино, несмотря на все препятствия, оставляемые на пути тренера.
Вместо этого он говорит, что чувствует грусть из-за того, что этот проект так и не получил шанса стать чем-то прекрасным. Или из-за Люси Уорд, работницы академии «павлинов», которая проработала в клубе почти два десятка лет и была уволена только потому, что является женой Редферна.
«Лидс» покинул не только Нил Редферн, но и большая часть его наследия. Сэм Байрэм в январе за 3,5 млн фунтов отправился в «Вест Хэм». Спустя полгода за ним последовал Льюис Кук (которого Реддерс считает будущим капитаном сборной Англии), за 7 млн перейдя в «Борнмут». Почти наверняка не останется в «Юнайтед» и Чарли Тейлор, а контракт остановившегося в развитии Алекса Моуэтта истекает будущим летом.
The future is bright? Как «Лидс» распоряжается талантом своих восходящих звезд
«Лидс» – это мой клуб, и я честно верил, что могу вернуть его в премьер-лигу и снова сделать его великим», – тоскливо размышляет Редферн. – «И если кое-кто уберет из клуба ненужное давление, то, мне кажется, это получится фактически у любого менеджера.
Боюсь только, что стать этим кое-кто Массимо Челлино не испытывает никакого желания».
Оригинал: октябрьский номер журнала FourFourTwo.
Фото: Getty Images Europe.