12 мин.

Домингос [да Гия] (Бразилия) - «укротитель чемпионов»

 

6 сентября 1931 г. Кубок Рио- Бранко.  Рио- де- Жанейро; “Эстадио Ларранжейрас”. Бразилия – Уругвай - 2:0.

Судья:  Жилберто  де Алмейда Рего ( Бразилия).   Голы:  Нило - 2 (“дубль”).

Бразилия:  Велосу (“Флуминенсе” Рио);  Домингос  да Гия (“Бангу” Рио), Хилдегардо; Эрможенес (оба: “Америка” Рио), Гольардо (“Палестра Италия” С.- П.), Алфредо (“Сантос”), Вальтер (“Бразил” Рио), Нило (“Ботафого” Рио), К. А. Карвальо Лейте (“Ботафого” Рио), Фейтисо (“Сантос”), Теофило (“Флуминенсе” Рио).

Наспех  собранная  сборная Бразилии  встретилась  в Рио- де- Жанейро  с  чемпионами мира – уругвайцами  в первом  матче  на Кубок Рио- Бранко. (Приз  был учреждён  правительством Уругвая ещё в 1916 году, оспариваемого  в матчах  между сборными Уругвая и Бразилии. Но  из- за  неразберихи, споров и ссор  между футбольными руководителями двух стран, впервые  почётный приз  был разыгран  только в 1931 году).

Знаменитый в те времена форвард “Ботафого” Нило забил оба гола, сделав “дубль”. Наряду с ним героем  матча  все признали  молодого защитника Домингоса да Гия, полностью погасившего атаки уругвайцев. Тогда произошёл и курьёзный эпизод: о нём бразильские болельщики и журналисты вспоминают с наслаждением, говоря о Домингосе.

В  поединке  со знаменитым  крайним нападающим Дорадо, “титуларом” сборной Уругвая, забившим первый гол  в прошлогоднем (1930 г.) финале чемпионата мира. И кем был  по сравнению с ним 18-летний  мальчишка Домингос? И  вот  такой момент: Дорадо  несётся к  воротам бразильцев, стремительно, на ходу обыгрывает с присущим ему блеском двух защитников, и тут перед ним возник  Домингос. И до ворот – несколько метров. Уругваец  уже во вратарской площадке делает свой  коронный финт, оставляя  чернокожего парнишку за спиной, влетает мимо вратаря в  ворота с  торжествующим криком “Го-о-ол!”, протяжным воплем, впоследствии ставший фирменным знаком  многих радиокомментаторов: ”Го-о-ол!”

Стадион замер, бразильская торсида похолодела. Но когда рассеялась пыль, поднятая финтом Дорадо, публика вдруг увидела, что в  сетке  запутался один лишь уругвайский чемпион. А мяч, оказывается, под ногой Домингос Он  спокойно, по- хозяйски, придавил его бутсой. И  стоял, высматривая, кому бы  отдать. Стадион  грохнул. Какой позор для чемпиона! А мальчишка этот  спокойно, словно унижать  чемпионов  было для него привычным делом, осмотрелся и  точным пасом  направил мяч  своим нападающим.

Так он  начал футбольную карьеру. Таким  он и  оставался  до последнего матча: спокойным, хладнокровным, невозмутимым, как  его называли  журналисты: ”укротитель чемпионов” и партнёры: “божественный учитель”.

А  начинал  играть он, как и большинство мальчишек  из небогатых семей, на  пустыре позади двух  церквей Рио- де- Жанейро: Сан- Себастьян  и Санта Сесилия. Причём  в  отличие  от многих сверстников, стремящихся играть в  атаке, он  сразу же выбрал  для себя ”незавидное” (как считали многие) амплуа защитника. И не  просто защитника, а лидера защиты. (Хотя ещё не было центральных защитников или  либеро, но Домингос  был всегда лидером обороны). Ему нравилось играть  немного позади товарищей, наблюдая их  игру, координируя их  действия. Он любил, элегантно  отобрав  мяч у  противника и  сломав его  атаку, одним точным пасом  создать голевую ситуацию у  чужих ворот. Он  не был  честолюбив, не любил  быть диспетчером игры. Его  заметил  один  из игроков клуба ”Бангу”, одной из  старейших  команд Рио, основанной  английскими  инженерами  на  ткацкой фабрике. За ”Бангу” Домингос  впервые  вышел на  поле  в 1928 году (в 16 лет); в  нём, вернувшись, он  закончил в 1948 году  свой долгий футбольный  путь.

А  поначалу - и довольно долго - он, как  и многие  юноши  из бедных семей, не  считал футбол главным делом жизни. Работа  была  для него главным  делом. Он  отклонял предложения клубов, в  частности, ”Бангу”, даже  несмотря  на  повышенные премии. А  если  не  удастся  заиграть как следует, а если травма, если  сломают ногу?! Что делать  в этом случае без  работы?! Он  долго  отказывался от  предложений  играть  в  футбол  за  довольно серьёзный клуб. А  работал  Домингос – сын  бедного  крестьянина Жозе Антонио  да Гия (у  него, помимо Домингоса, было ещё  пять  братьев  и шесть  сестёр), как  он гордо  говорил, в ”системе здравоохранения”. Он был  “мата- москито”, или  дезинсектор, боровшийся  против  комаров и  других  насекомых. С жёлтым флагом и  поливальным устройством, разбрызгивая  убивающий  комаров  креолин, Домингос  обходил  улицы и переулки, стучал в  двери  и окна, предлагая  свои услуги. Дело скромное, но  очень нужное: бразильцы  всю жизнь  страдают  от  комаров и кровососущих насекомых, а  распространяемая  москитами  малярия  всегда была  одним  из  страшных бедствий этой земли.

И  Домингос  был при  деле. Платили, правда, маловато. Но  негр- бедняк, едва  умевший  хотя бы  имя  своё  написать без  ошибок, на  что  ещё  он мог  рассчитывать? А  он  ни  на  что иное и  не  рассчитывал! И даже гордился своей  скромной, но  всё- таки  постоянной и  нужной работой.

(После  своего “Бангу” Домингос  получил приглашение от Габриэля Насименто, богатого покровителя клуба  из Рио “Америка”. Он  предложил  Домингосу  перейти работать на  его лесопильную мастерскую, обещая  платить ему 500 мильрейс в  месяц. Гораздо больше, чем  имел Домингос  за свою борьбу с  комарами. 24 декабря 1931 г. Домингос  подписал контракт. Он  не был обязан работать, а играть в футбол. Но Домингос решительно  взялся за  топор. Если есть работа, значит надо работать. Тем более, что сегодня  тренировки нет. И он рубил  дрова  весь день.

Но в “Америке” Домингос  был  лишь одну неделю. А затем  перешёл  в “Васку да Гама”, соблазнённый  крупной  суммой наличных: целых пять контос. Домингос  таких денег  не видел никогда! А  тут их  вручили ему  только за  согласие на  переход. Пообещали  и постоянную зарплату плюс частые  премии  за победы. Ведь “Васку” вышел в  высшую лигу и  сразу  стал чемпионом Рио 1923 г. На будущий год – повторил успех! Позже, в 1929 году снова был  первым. В таком клубе  премии (“бишьо”) были регулярными.

И Домингос  перешёл в “Васку” (хотя  по тогдашним правилам  первый год  ему пришлось бы  играть во  втором составе. Так  федерация футбола  пыталась предотвратить  бегство футболистов из  клуба в  клуб в  поисках лучших условий).

А место в  сборной Бразилии  после триумфов  в  матчах с “Ференцварошем” и уругвайцами  ему  практически гарантировано.

А  между 1928-м и 1948-м  годами было  много всего: и  восторгов  торсиды, и  разочарований  самого Домингоса, лестных  приглашений  из разных  клубов, подписанных в  спешке  и  тут же  отменённых  контрактов, зарубежных вояжей, турниров, чемпионатов: после  своего ”Бангу” уезжал  в  “Насьональ”  Монтевидео (чемпион Уругвая 1933 ), вновь в Бразилии: “Васку да Гама” (чемпион Рио 1934 ), “Бока Хуниорс” Буэнос- Айрес (снова чемпион: Аргентины 1935 ), возвращение  в Бразилию: семь успешных сезонов во “Фламенго”  Рио, затем: “Коринтианс” Сан- Паулу…

Были споры  с клубными чиновниками  и поиски работы.

Он был в общем нетипичным для Бразилии игроком (где любят взрывные темпераменты, хитроумные финты, виртуозную технику – как великий артист Леонидас, ставший с его игровыми эффектами народным кумиром). Домингос же играл спокойно, размеренно. Его поведение на  поле было подобно фильму, снятому “рапидом” и пущенный с  обычной скоростью: движения замедленные, аристократически  величавые. Казалось, он видел игру на  три- четыре хода вперёд. Стройный, всегда подтянутый, с высоко  поднятой головой, почти не  глядя на  мяч (позднее, в 50 – 60-е годы, в  похожей манере  играл прозванный “Чёрным принцем” Диди). Домингос  никогда не  суетился, не  бросался опрометчиво в борьбу и  не терял  самообладания.

Марио Фильо (знаменитый  журналист, в чью честь назван стадион “Маракана” ) о нём: “Он казался фокусником  перед исполнением трюка. Народ обычно во все глаза внимательно следит за ним, и… ничего не  понимает. У Домингоса, казалось, всё было  понятно. Все всё видели. Как будто луч прожектора в  театре падал на него или на  его соперника. Или туда, где он стоял, ожидая соперника. Он как режиссёр Хичкок в футболе ”.

Все видели, а он  ничего не прятал, финт или  приём Домингоса. Он словно  объяснял механику своих действий, раскладывая их на составные части. Как профессор  в Академии. Учил зрителей и  своих партнёров. И заодно противников. “Смотрите, как надо играть. Осваивайте этот  элемент, мне  не жалко”. Но парадокс: никто  не мог повторить его приёмов. Не получалось. “Под Домингоса” играть было  невозможно. (В отличие от форварда Леонидаса, ничего не  объяснявшего: и тем не  менее, его знаменитый удар через себя “бисиклету” скоро научились  исполнять не  хуже его даже мальчишки на  пляже Копакабана). Домингос не  любил суеты. Был ровен, не делал  лишних движений, но  никогда не опаздывал к  мячу. Всегда, даже в  жарком  матче, умудрялся не  потеть. Не любил быстро бегать: “На скорости  двести километров  в час никакой мозг  работать нормально не  может и  глаз ничего не видит”. И так он действовал в  любых ситуациях. Торсида, даже привыкшая к  его игре, всегда с  трепетом и на грани  инфаркта сердцами, с дрожью, ожидала, вдруг он  ошибётся, гол  неминуем. Спасения не будет! И хотя его звали “Divino” - “Чудотворец”, многие жаловались (как в фильмах А. Хичкока): “Нет, так невозможно. Сил нет смотреть на  него! Так вскоре кто- нибудь  помрёт  на трибуне”.

Но он  всегда играл чётко, спокойно, уверенно, аккуратно работая с мячом. Не отбивал мяч не  глядя, куда попало. Нооднажды в  матче “Фламенго” с “Ботафого” он, разряжая обстановку  у ворот, отбил мяч в  аут. Трибуны разразились неодобрительным свистом. Такого ему не  прощали. Но  он сам “разбаловал” торсиду своими ювелирными пасами, и вдруг: аут! Домингос привык  к овациям; он обиделся на  свист и  не сдержался. Показал трибуне  неприличный жест. “Пошли  вы все!..” И показал, куда именно “они все” должны идти…

Грянул рёв  негодования. Бразильцы не  прощали такого даже великим  кумирам. Тем более матч  игрался на  чужом поле (архибанкада – верхний ярус – зашлась в  негодующем вопле, неслыханном за всю его карьеру). Даже хотели вызвать полицию, чтобы вывести с поля хама!

И это обвинение  самому Домингосу! А он  поступил с  обидчиками просто. В  своей манере. Как не  смог бы на его месте никто другой. Вскоре он  овладел мячом  рядом со своими воротами… Обработал его и остановился, поставив ногу на  мяч. И подозвал жестом форвардов “Ботафого”:  “Ну, подходите, возьмите у  меня мяч! Если  сможете!” Трибуны  понимающе замерли. Поняли вызов и  соперники. Переглянулись и ринулись к  нему. Вся линия  атаки во главе со  знаменитым Элено де Фрейтасом. (Имевшего особый счёт к Домингосу: недавно Домингос  превратил этого лучшего “артилейро” в неуклюжего  паяца: серией финтов  обыграл его раз, другой, пятый подряд!.. Трибуны тогда затихли, не веря своим глазам, а затем, когда  взбешённый, потерявший голову, выведенный из равновесия в  прямом и переносном смысле Элено  рухнул на… задницу, разразились хохотом.) И  теперь представилась возможность проучить самоуверенного наглеца Домингоса!

Вся линия атаки, все пять форвардов “Ботафого” рванулись к Домингосу. А он  спокойно ждал  их в  метре от линии ворот  и объятого ужасом своего вратаря. Дождался – один против  пяти – и начал плести стремительно свои финты. Точными до миллиметра движениями  обыграл одного, другого, третьего… всех по  очереди, всех, и неторопливо  вышел  из  штрафной площади  и, как самонаводящийся снаряд, послал его  своему форварду Веве. Мяч, невысоко посланный, вращался над головами  полузащитников “Ботафого”, и  все они, как в  комедийной ленте, по  очереди выпрыгивали  на него, но  никто не  смог допрыгнуть. Сантиметра- двух не  хватало каждому. Потрясающе точно выверенный расчёт  траектории. Пас пришёл точно по назначению. А затем Домингос повернулся к  трибуне, только что его  освиставшей, застыл, посмотрев на  торсиду, потом  низко поклонился и рукой сделал широкий круг перед собой. Словно дворянин, приветствующий соперника перед  дуэлью, или друга  перед пьянкой, или же прекрасную даму перед свиданием  широким движением шляпы, “подметая” пыль с  земли. И  тут публика всклчила на  ноги  и в  порыве благодарности устроила  только что  оскорбившему её  и освистанному ею Домингосу  бурную овацию.

Домингос [Антонио  да Гия], 1912 - 2000; прославленный  бразилец, высококлассный, хладнокровный  защитник, играл  в «Насьонале» из Монтевидео  один  сезон  и  стал  чемпионом Уругвая 1933. Он  составил  лучший  дуэт  защитников  с Хосе Назацци, который  даже уговаривал Домингоса  сменить гражданство, остаться в Монтевидео: место в  сборной Уругвая - среди чемпионов мира было ему гарантировано. Но жизнь в Монтевидео, на берегах Ла- Платы, показалась ему  пресной. Его  охватила  тоска по  родине. И  получив титул  и премии, и захватив газетные вырезки со  своими портретами, Домингос  отплыл  к родным берегам.

(И. Фесуненко. “Бразильский  футбол. До  и  после  Пеле”. М., 1998.  См. выше: его  уверенный  дебют  в  сборной).

 

 Домингос в “Бока Хуниорс” (1935 – 36 г.).

Домингос  играл, в  Рио, в  т. ч. 1929 - 1932 и 1948 - 49: «Бангу»... 1932 и 1934 - 35: «Васку  да Гама».  Ранее, после «Насьоналя», по приглашению Рохелио Наполитано - менеджера “Боки”, в 1935 - 1936: «Бока Хуниорс» Буэнос- Айрес - 56 матчей. Чемпион Аргентины 1935...(“Международный три-кампеон”).  В 1936 – 1944 (его   пригласил  президент “Фла” Бастос  Падилья для усиления создававшейся звёздной команды. После долгих и упорных переговоров с участием  секретаря Домингоса некоего Жоазиньо  был подписан контракт  за переход из “Боки” во “Фла” за 50 контос, в т. ч., правда, 40 из них заплатив “Боке” как “неустойку”): «Фламенго» Рио- де- Жанейро - 223 матча; 4-кратный  чемпион  лиги «кариока»: 1934, 1939, 1942, 1943. Семь успешных лет, совпавшие с быстрым прогрессом бразильского футбола.  В 1944 - 1947: «Коринтианс» Сан- Паулу...

 В 1931 - 1946  за  сборную Бразилии: 25 игр ( дебют: в  неофициальной  игре  в Сан- Паулу  с ”Ференцварош”, Венгрия - 6:1;  15 лет  в  сборной)3-й  призёр  Ч М 1938.  Победитель  Кубка  Рио- Бранко 1931, 1932; Кубка  Рока 1945.  Финалист  Кубка  Америки 1936  и 1945.  Один  из  лучших  защитников  в  истории  бразильского  футбола. За  своё  легендарное  хладнокровие  Domingos  da Guia  получил  прозвище - «Сфинкс».     ( Отец  Адемира  да Гия, см. 1961 - 1977: «Палмейрас» С.- П.).       

В 1996 г. по  опросу  журнала “Плакар” среди  высших  футбольных  авторитетов  в  стране  и  за  рубежом, включая  великих  тренеров  и  игроков, в  т. ч. суперзвёзд  мирового  футбола, определить  символическую  сборную Бразилии  всех  времён, помимо  Пеле  и  Зизиньо, защитник  Домингос  да Гия -”Укротитель  чемпионов” - был  включён  в  неё.