«Если человек становится равнодушным к футболу, Бесков ставил на нем крест»
В день рождения легендарного советского и российского тренера Константина Ивановича Бескова наш специальный корреспондент Анатолий Горсков поговорили о нём с известным футбольным агентом Алексеем Скородедом, который работал его помощником в "Асмарале" и московском "Динамо".
- Вы работали с Константном Ивановичем Бесковым в "Асмарале" и "Динамо". "Амарал" стал первым клубом Бескова после московского "Спартака". Как вы думаете, у него были шансы остаться в команде после неудачного сезона 1988 года?
- Я думаю, это было невозможно на тот момент. Всем известно о конфронтации между Константином Ивановичем и Николаем Петровичем Старостиным. Сдерживал эту ситуацию Андрей Петрович Старостин. Как его не стало, первая же неудача в "Спартаке" (непопадание в призеры – прим. авт.) стала его последним сезоном в клубе. Шансов остаться у него не было.
- После "Спартака", спустя какое-то время, Бесков возглавил "Амарал", где вы вместе с ним стали работать. Я помню про "Асмарал" постоянно писали в спортивной прессе как про первый частный клуб, новое веяние перестройки, кооперации. Расскажите про работу Константина Ивановича в клубе, который так ярко вспыхнул, но быстро сгорел.
- Действительно это был интересный проект, который был у всех на слуху, когда человек с деньгами, поданный иностранного государства, Аль-Халиди, взял команду, под свое крыло, в силу своей ментальности и горячности, он ставил перед собой только высокие цели, чем привлек под свои идеи Владимира Григорьевича Федотова, а потом и Константина Ивановича. Были созданы хорошие условия для футболистов и тренерского штаба, система премирования. Сразу была поставлена задача на повышение в классе. Мы вышли в первую лигу СССР. Тут как раз развалился Советский Союз и команда попала во вновь образованную Высшую лигу чемпионата России, где в итоге заняла 7 место в первом чемпионате России. Самым принципиальным матчем того чемпионата для Константина Ивановича была игра со "Спартаком", которая проходила на старом "Локомотиве". Мы сыграли 1:1, для того времени на матч пришла большая аудитория, а когда в конце второго тайма на замену в составе "Асмарала" вышел Юрий Васильевич Гаврилов, его бурно приветствовали болельщики обеих команд.
- Всем известна история расставания Бескова и Гаврилова в "Спартаке"...
- Тем не менее именно Бесков настоял на приглашении Гаврилова в "Асмарал", который отыграл у нас 2,5 года. Игроки, которые играли с рядом ним, росли в игровом плане. Он был проводником идей Константина Ивановича на поле. А какие он отдавал передачи! Это при том, что ему было уже под сорок. Это сейчас футбольный век футболиста вырос, а раньше в 33 года вешали бутсы на гвоздь. Кроме Гаврилова были еще два экс-спартаковца – Суров и Сочнов. Многие молодые ребята потом из "Асмарала" перешли следом за Бесковым в московское "Динамо" – Денис Клюев, Виталий Сафронов, Эдуард Дёмин, Александр Точилин, Алексей Шиянов, Сергей Шульгин.
- Кстати, по поводу "Асмарала" и молодых футболистов. С Сергеем Семаком, вы с Константином Ивановичем не пересеклись в клубе?
- Константин Иванович в конце 1992 года отправлял меня посмотреть Семака. Сергей произвел хорошее впечатление, но сам переход произошел уже после ухода Бескова. В "Асмарал" приезжал на просмотр и Андрей Гусин, который недавно трагическим образом покинул нас. В конце 1992 года он приезжал на просмотр из Львова, очень понравился, мы практически договорились о его переходе, но именно в этот момент у Бескова и Аль-Халиди возникли разногласия во взглядах на развитие клуба. В итоге Константин Иванович покинул "Асмарал", который буквально через год развалился из-за проблем с финансированием.
- Давайте поговорим о возвращении Константина Ивановича Бескова в "Динамо" после стольких лет вдали от родного клуба, как далось это возвращение? Много говорили о конфликте с лидерами: Евгением Смертиным, Омари Тетрадзе и Юрием Калитвинцевым?
- Все это было у меня перед глазами. Это тема - конфликт с лидерами – описывалась всеми сторонами конфликта, я лишь хочу сказать, что Константин Иванович, был по натуре своей максималистом и не терпел в футбольном процессе равнодушных людей. Вся его работа была построена на достижении максимального результата. С лидерами "Динамо" произошел конфликт относительно его требований, которые старожилы не выполняли в полном объёме, и он посчитал нужным заменить их молодыми и жадными до футбола игроками. Как только он видел, что человек становится равнодушным к футболу, Бесков ставил на нем крест. Он мог разбирать с игроком его ошибку при помощи фишек, видео, проговаривать с ним как надо было действовать, но, если игрок повторял эту ошибку снова, Бесков выводил его из состава. Я говорю сейчас про грубые игровые ошибки, которые были подробно разобраны на теоретических и практических занятиях. Поэтому футболисты очень дорожили своим местом в составе. Константин Иванович заставлял футболистов думать на поле. Весь процесс тренировки был построен на том, что самый быстрый игрок на поле – это мяч, а самый умный – футболист! Его тактические разборы игры очень многих футболистов раздражали, о чем некоторые из них писали в своих автобиографиях. Разборы игры иногда шли по два-три часа, но это в итоге приносило свой результат – мы все прекрасно помним, что его команды играли в атакующий футбол. Его любили и любят болельщики заклятых врагов.
- Удивительный факт. Только две личности в нашем футболе вспоминаются, ставшие легендами для заклятых врагов. Бесков для "Спартака" и "Динамо"; Федотов для ЦСКА и "Спартака".
- Оба к тому же были родственниками.
- Всем прекрасно известно, что в "Спартаке" Бесков опекал и многое прощал Дасаеву и Черенкову, а в ваше время работы с ним в "Асмарале" и "Динамо" были такие любимчики?
- Нет, таких игроков, которым Бесков многое бы простил, не было в "Асмарале" и "Динамо". Константин Иванович даже говорил, что хвалить футболиста не надо. Хотя был у нас в "Асмарале" Андрей Губернский, ныне президента МФК "Динамо", лучший бомбардир, – его Бесков хвалил после хет-триков.
- Алексей Евгеньевич, давайте поговорим про возвращение Константина Ивановича в "Динамо" и про первое за много лет "серебро".
- По поводу "серебра" могу сказать – это максимум, который в те годы мог выиграть любой футбольный клуб в нашем чемпионате, потому что бороться со "Спартаком", который представлял из себя сборную СНГ, было невозможно. Как и в случае с "Асмаралом", самый принципиальный матч для Бесков – это была игра с красно-белыми. Выиграть не удалось, но сам результат, что Бесков пришел, обновил команду и с ходу взял "серебро" говорит о многом! При том, что пришло много молодых ребят из того же "Асмарала". Плюс уровень ответственности за результат несопоставим. И все-таки Бесков с командой это сделали.
- Последний трофей Константина Ивановича – Кубок России 1994/95 года. До сих пор непонятно, каким чудом "Динамо" выиграло тот финал? Команде пришлось играть практически дублерами, в конце матча удалили капитана Подпалого.
- Да, все могло закончиться на 118 минуте, когда в наши ворота назначили пенальти, которого не было, но Олег Веретенников попал в штангу. У нас были очень большие трудности с составом перед игрой. Пять или шесть игроков пропускали финал. Правда, к матчу вернулся в основу после травмы Андрей Кобелев, но он был не в лучших кондициях. В итоге он и Саматов получили травмы в этом матче. Константин Иванович всю игру очень сильно переживал, но перед серией пенальти он даже нашел в себе силы пошутить с игроками, снять напряжение. Перед матчем он говорил, что единственный наш шанс в этой игре, против набравшего отличный ход "Ротора", - это сыграть сзади на ноль. Бесков на предыгровой установке просил молодых ребят сыграть внимательно и с полной самоотдачей. За "Динамо" в том матче сыграли несколько футболистов, чей след после финала просто потерялся. "Ротор" давил всю игру, где-то нам даже повезло. Серия пенальти была просто феерична! Андрей Сметанин нас выручил, а Сергей Шульгин забил победный одиннадцатиметровый. Мы, честно говоря, были даже не готовы к победе, в отличии от "Ротора", который заказал праздничный банкет и чуть ли не изготовил вымпел, "Ротор"-обладатель Кубка России 1994 /95". Не говори гоп, пока не перепрыгнешь! И ведь до сих пор именно этот кубок является последним официальным трофеем московского "Динамо".
- Возвращение Андрея Кобелева в "Динамо" – это была инициатива Бескова?
- Константин Иванович в конце 1994 года искал замену уезжающему заграницу Игорю Добровольскому, в этот момент вице-президент "Динамо" Николай Александрович Толстых предложил вернуть в родной клуб Андрея, Бесков полностью поддержал эту инициативу и сделал из него системообразующего игрока.
- А кем Константин Иванович Бесков был лично для вас?
- Лучший советский тренер, который жил футболом двадцать четыре часа в сутки, воспитавший огромное количество футболистов, дал им путевку в жизнь и человек, своей работой заслуживший место в сердцах огромного количества болельщиков.
P.S. Великий тренер - Валерий Лобановский!