«Детей бить не собирались. Вероятно, произошло недоразумение». Драка за петербургский футбол
Роман Мун – о том, за что судят 7 болельщиков «Зенита».
Что случилось?
14 ноября в Петербурге начался суд над семью болельщиками «Зенита». Их обвиняют в том, что они избили воспитанников детско-юношеской школы «Динамо» Санкт-Петербург.
Инцидент произошел 15 сентября 2015 года возле «Петровского» после матча «Динамо» и «Карелии» из Петрозаводска
Это дело сначала возбудили по статье 116 УК РФ («Побои»), но позже для некоторых из подсудимых она была изменена на ч.2. ст. 213 УК РФ («Хулиганство, совершенное по мотивам ненависти и вражды в отношении какой-либо социальной группы, группой лиц по предварительному сговору»). По этой статье подсудимым грозит до 7 лет лишения свободы.
Имена подсудимых опубликованы – Максим Кунченко, Николай Кудряшов, Алексей Морозов, Евгений Прохоркин, Андрей Темный, Вячеслав Шклярский, Григорий Файвинов. Темный и Прохоркин обвиняются по двум статьям – 116 и 213.
Григорий Файвинов, один из обвиняемых
Сторона пострадавших
Представитель руководства «Динамо» Санкт-Петербург
– После окончания матча болельщики расходились. Я на стадионе, мне сообщают о нападении неизвестных за пределами стадиона на детей. Я сразу же с помощниками прибыл на место, но никого уже не было. Избиение длилось около минуты.
Предварительно, как установит следствие, члены зенитовской группировки «Невский Синдикат» ждали во дворах. У группировок есть распределение ролей, есть так называемые «скауты», которые должны сигнализировать об обстановке. Полагаю, они просто увидели ребят в динамовских шарфах и приняли их за фанатов. А это были дети из детской школы «Динамо СПб», которые мячи подают.
Вот пишут: «ультрас «Динамо» договорились о драке». Да какие ультрас? На фанатский сектор ходит активных болельщиков в среднем 50-70 человек. Их интересы – исключительно поддержать команду. Мотивы поведения множества околофутбольных группировок, в том числе зенитовских, – это отдельная история, лично мне до конца не понятная.
Первоначально уголовное дело в отношении членов группировки «Невский синдикат» было возбуждено по статье 116. Потом была переквалификация на статью 213 часть 2. То есть признаки экстремисткой направленности. Для переквалификации уголовного дела по признакам экстремизма нужна специальная экспертиза, что было сделано специалистами. Фактически это прецедент – первое дело по экстремистской направленности, связанное с околофутбольными хулиганами, доведенное по крайней мере до суда.
Есть ряд причин, по которым возникали сложности переквалификации уголовного дела. Связаны они, на наш взгляд, с внутриведомственными конфликтами интересов различных субъектов правоохранительной системы. В какой-то степени государственные структуры не заинтересованы в возбуждении уголовных дел по признакам экстремизма.
Один из лозунгов ультрас «Зенита» – «Один город, одна команда». Если посмотреть записи последних матчей «Зенита», там с разрешения клуба были вывешены баннеры вроде «Невский синдикат 9 лет». В ходе следствия «Зенит» открестился от действий этой группировки.
У нас в прошлом году был выездной матч в Петрозаводске. Был организован выезд болельщиков. У «Зенита» есть группировка «Спруты». Они заказали автобус, встретили на выезде из Карелии болельщиков «Динамо» СПб и напали на них возле какого-то универсама. Побили кого-то, автобус стали раскачивать, уехали.
Новый «Динамо СПб» организован год назад. Руководство принимает все необходимые меры, чтобы предотвратить какие-либо инциденты между болельщиками. Уголовное дело в суде, кто из фигурантов какую роль выполнял и вину каждого определит суд. Для нас важно, чтобы это стало примером для других.
Инесса, мать одного из пострадавших
– Вы знаете, там были такие люди, что я как мама сына просто боюсь рассказывать. Я просто хочу, чтобы это осталось в далеком прошлом, и я уже это не вспоминала. Просто по соображениям безопасности. Если люди это сделали, то, наверное, людьми их назвать сложно, поэтому давать какие-то показания я бы, к сожалению, побоялась.
Николай Семыкин, тренер «Динамо Санкт-Петербург»
– У меня ребята 2000 года, из них пострадало три человека. Те люди готовились, ждали, когда будут проходить ребята с буквой «Д». Выскочили и набросились. Один из парней даже в стационар потом попал. Были следы побоев на теле.
Сейчас эти ребята уже не в команде. Время прошло, они оправились. Конечно, плохо, что те люди так поступили и до сих пор не получили наказания. Очень неприятно.
Сторона обвиняемых
Михаил Янкевич, адвокат Прохоркина
– Вероятно, там произошло недоразумение. Если там и планировалось какое-то столкновение, а потерпевшими оказались какие-то подростки, воспитанники футбольной школы «Динамо», это, конечно, какое-то недоразумение. Надо тщательно разбираться, а не изображать.
Есть заключение экспертизы, что все болельщики «Динамо» – это якобы социальная группа. Все обвинение строится на основе мотива неприязни к социальной группе. Это просто безграмотное заключение. Болельщики «Динамо» не социальная группа. Так же как не социальная группа все женщины или вся молодежь. Это чушь. Почитайте учебник социологии. Социальная группа – это конкретно группа субъектов социального действия со своими нормами, ценностями, позициями, ролями. Там заключение вообще некомпетентный специалист давал. Даже не социолог, а психолог.
У нас идет подмена понятия «социальная группа». Никакой неприязни ко всем болельщикам «Динамо» никогда никакие фанаты не испытывали. Наоборот у них есть норма: обычных болельщиков, которые ни к каким группировкам не примыкают, не трогают. Обратите внимание на порочность обвинения. Проконсультируйтесь с серьезными социологами, они вам пояснят, что все болельщики «Динамо» не социальная группа. А раз так, то все рассыпается. Неважно, кто чего делал, кто чего хотел и что там потерпевшие. У нас сейчас побои – административно наказуемые деяния.
Даже если били кого-то в публичном месте, то, поскольку неприязни к социальной группе нет, то нет и состава преступления в этих действиях.
Я перечитал все восемь томов этого дела. Мотивы подсудимых непонятны. Явно детей не собирались бить. Вероятно какое-то недоразумение произошло. Не было там ни хулиганства, ни неприязни. А если была неприязнь, то не к тем. В общем, непонятная история. Вреда здоровью особо никому не причинили. Побои на уровне синяков и ссадин. Все раздули.
Первоначально дело было по статье 116. Было два обвиняемых – мой, еще один. Потом появились еще. Дело направили в суд, стороны почти примирились, но прокуратура завернула и решила раздуть это дело, превратить его в дело века. Может, причина в том, что сейчас будет чемпионат мира по футболу, поэтому решили устроить показательную порку.
На мой взгляд, дело безграмотное. Высосано из пальца. Подсудимых изображают чуть ли не как исчадий ада. Их не задерживали, не арестовывали, они под подпиской уже год.
Какие отношения у болельщиков «Динамо» и «Зенита»?
Роман Григорьев, лидер фан-движения «Динамо»
– Отношения достаточно натянутые. Первая причина – внедренный в движение болельщиков «Зенита» девиз «Один город – одна команда», который сам по себе подразумевает отсутствие конкуренции. В городе конкурент «Зенита» – «Динамо» Санкт-Петербург. Болельщики стараются не ходить по городу в динамовской атрибутике. Поэтому под раздачу и попали детишки, они же еще этого не понимают. Все нагнеталось, у кого-то сорвало голову: пофиг на кого наброситься, лишь бы в форме «Динамо».Вторая причина – то, что мы одноклубники московского «Динамо». Вы помните, наверное, известную историю, когда убили Петухова (15-летний болельщик «Зенита», в 2000-м погиб во время драки фанатов – прим.). С тех пор у «Зенита» очень сильная вражда с «Динамо». На нас это тоже сказывается.
Инцидентов между болельщиками последний год почти нет. Видимо, то дело, скажем так, остудило пыл многих. Интерес к нам резко угас, потому что никто не хочет быть следующим.
Активных болельщиков у футбольного «Динамо» Санкт-Петербург около 100. Я считаю, люди устали в городе от безальтернативщины. «Динамо» в футболе и в хоккее предлагает альтернативу.
***
На состоявшемся 14 ноября суде подсудимые отказались признавать вину. Заседание отложено на 2 декабря.
Фото: vk.com/Григорий Дмитриевич (1,2); fcdynamospb.ru; РИА Новости/Алексей Даничев; vk.com/dynamo_spb
Судья: "а ну ок, оправданы".
З.Ы. Логика у подсудимых зашкаливает))
"Даже если били кого-то в публичном месте, то, поскольку неприязни к социальной группе нет, то нет и состава преступления в этих действиях."
А это что за адовая хрень?)))
По-мужски, чего уж там.
По сути, он говорит что мопед до 40 кубов, не является транспортным средством, т.к. на него не нужно выдавать права.
Дабы не быть голословным, вот определение социальной группы от американского социолога Мертона (дико уважаемый в социологических кругах, его цитируют во всех учебниках): Социальная группа - совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Таким образом социология определяет предмет своего
При этом стоит отметить, что есть деление на социальные группы по признаку времени существования - постоянные например офисные работники или христиане, а есть временные, которые обладают всеми признаками социальной группы, и с точки зрения социологии и закона ими и являются, например пассажиры рейса Москва-Петербург или посетители конкретного рок-концерта. Таким образом под дискриминацию социальной группы подходит даже требования отмены концерта. Но адвокат решил поиграть умными словами дабы запутать идиотов.