11 мин.

Бергкамп, «Интер» и итальянская религия

Деннис Бергкамп

О Деннисе Бергкампе говорят только в превосходной степени: гений, маэстро, совершенный игрок. При упоминании его имени в беседе сразу вспоминаются его гол в ворота "Ньюкасла" в 2002 году, отрицающий все законы физики, три шедевральных касания в матче против сборной Аргентины на чемпионате Мира 1998 года, филигранная передача на Фредди Юнгберга в матче против "Ювентуса" в 2001, а также несметное количество пасов, разрезавших защиту соперника, на Йана Райта, Николя Анелька и Тьерри Анри. Деннис Бергкамп был футболистом с большой буквы, который в равной степени выступал для своих товарищей по команде и для болельщиков клуба.

Мало у кого слово "осел" ассоциируется с голландцем. Разве что, пожалуй, у тех, кто хорошо помнит его катастрофические два года в составе "Интера" в середине 90-х, где его дела были настолько плохи, что римская газета La Repubblica решила переименовать свою номинацию "осел недели", которой удостаивался худший игрок, в ‘Bergkamp della settimana’ ("Бергкамп недели"). Как же такое могло произойти со столь талантливым игроком?

 

Деннис Бергкамп

В 1993 году, после семи лет в составе главной команды "Аякса", Бергкамп решил, что в возрасте 24-х лет самое время для перемен и что в Голландии он уже достиг своего потолка. Зимой он сообщил об этом руководству амстердамского клуба, тем самым предоставив руководству достаточно времени для того, чтобы найти ему замену. Кройфф, хорошо знакомый с особенностями футбола различных стран, пытался убедить Бергкампа отправиться в Испанию, а именно в "Барселону", где в самом расцвете сил находилась его команда мечты. Однако согласно установленному на тот момент в Ла Лиге лимиту на легионеров, в составах команд могло выступать не более трех иностранных футболистов, так что голландец прекрасно понимал, что при конкуренции с Христо Стоичковым, Рональдом Куманом и Микаэлем лаудрупом место в основе ему не гарантировано.

Бергкамп не стал слушать своего наставника, так как приоритетом для него всегда являлась Серия А - чемпионат, который, как правило, не очень-то привлекает игроков атаки. За год до переезда он начал учить итальянский, чтобы лучше подготовиться к переходу. "Я давно хотел выступать в Италии, потому что тогда это была по-настоящему футбольная страна. Италия, Италия, Италия... я думал только о ней".

В своей автобиографической книге "Тишина и скорость" Бергкамп рассказывал, что к нему проявляли интерес многие итальянские клубы, но в итоге всё свелось к выбору между "Ювентусом" и "Интером". Он отверг вариант с "Миланом", так как хотел пойти своим, особым путем, а не по стопам ван Бастена, Гуллита и Райкарда: "Переход в "Милан" или "Барселону" был легким вариантом, и я предпочел собственное приключение", - вспоминает он. 

Многие до сих пор спорят о том, каким бы вышел атакующий дуэт Бергкампа и Баджо. Казалось бы, это настоящая мечта для любого тренера, однако все те, кто анализировал перспективы их возможной связки, приходили к выводу о том, что они оба придерживаются одних и тех же понятий о красивой игре. И хотя Бергкамп уже на тот момент считался признанным бомбардиром, он и Баджо играли на одних и тех же участках поля, так что маловероятно, что им бы удалось наладить взаимодействие.

Впрочем, всё это не имело никакого значения, так как вариант с «Юве» отпал сам собой. Брат Бергкампа, являвшийся по совместительству его агентом, сообщил голландцу о том, что его встреча с руководством «Старой Синьоры» завершилась неудачно. После этого Бергкампу оставалось только принять предложение «Интера».

Но Бергкамп не знал, что в тот момент Италия находилась, если верить описанию Томмассо Пелиццари из Corriere Della Sella, в самом разгаре «религиозных войн». Все население Италии, включая экспертов и журналистов, с восторгом наблюдало за непобедимым, пускай и слегка безрассудным «Миланом» Арриго Сакки. Четыре года Сакки у руля "россо-нери" стали свидетельством того, что успеха можно добиться и при красивой игре, в чем сомневались многие итальянские тренеры, для которых дисциплина в обороне была прежде всего. Вопрос был в том, должны ли итальянские команды пойти тем же путем, что и "Милан", который предал их традиционные убеждения, или сохранить верность собственному стилю, пускай не самому привлекательному, но приносившему результат и трофеи.

В 1990 году "Ювентус" принял решение назначить главным тренером Луиджи Майфреди, который провел три успешных года в "Болонье". Майфреди, чей стиль игры обычно сравнивали с брызгами шампанского, в предыдущем сезоне привел "Болонью" к восьмому месту в Серии А, благодаря чему "россоблю" получили возможность выступить в Кубке УЕФА. Руководство "Юве" ожидало, что, имея в составе Роберто Баджо, Майфреди сумеет поставить команде зрелищный футбол.

ван Бастен, Гуллит, Райкард

Пребывание Майфреди у руля "Старой Синьоры" оказалось катастрофическим, и уже в конце сезона, который "Юве" завершил на седьмом месте, впервые за 28 лет лишившись места в Лиге Чемпионов, он был отправлен в отставку. Его сменил прагматичный Джованни Траппатони. Эксперимент "Ювентуса" с красивым футболом продлился всего один сезон.

"Фоджа" Зденека Земана также привлекала к себе внимание авантюрным стилем игры по схеме 4-3-3. Дважды подопечные Земана вплотную подбирались к зоне еврокубков, однако оба раза им не хватало всего трех очков, чтобы туда попасть. И все же большинство тренеров Серии А считало, что нет смысла менять то, что всегда приносило успех и уже давно стало частью ДНК всего итальянского футбола. Самым важным было получение результата, а, как в то время говорили, чтобы увидеть представление, нужно идти в театр.

Президент "Интера" Эрнесто Пеллегрини хотел добиться того же успеха, что и "Милан", за счет смены стиля игры команды. Сначала, в 1991 году, он пригласил в клуб Коррадо Оррико, которого рассматривал в качестве собственного Сакки. Оррико прославился своей атакующей философией игры с "Луккезе", выступавшим в Серии Б, однако провалился в "Интере", поскольку использовал зональную опеку, к которой не могли приспособиться ветераны команды, такие, как Джузеппе Бергоми и Риккардо Ферри. "В предсезонке мы не могли обыграть даже команд Серии С", - вспоминал позже Бергоми. В середине сезона 1991/92 Оррико был уволен, а летом бразды правления командой принял Освальдо Баньоли. Так обстояли дела в итальянском чемпионате перед прибытием Бергкампа.

В начале 1993 года Пеллегрини лично отправился в Голландию, чтобы убедить Бергкампа перейти в "Интер", который, прежде чем поставить свою подпись под контрактом с "нерадзури", желал узнать как можно больше о планах команды. Пеллегрини пообещал ему, что "Интер" сменит игровой стиль, который станет более атакующим.

Бергкамп и Йонк

16 февраля 1993 Пеллегрини объявил о согласовании перехода Бергкампа, а также его одноклубника Вима Йонка за сумму в 10,4 млн фунтов. Казалось, они станут главным усилением "Интера". Пеллегрини добавил также, что считает Бергкампа лучшей десяткой в мире, хотя голландец еще ни разу не коснулся мяча в футболке "нерадзури".

Сезон 1992/93 "Интер" сенсационно завершил на втором месте, всего в четырех очках позади "Милана" Фабио Капелло. К тому моменту великое трио "Милана" уже стало историей, так как Гуллит отправился в "Сампдорию", Райкард в "Аякс", а ван Бастен боролся с постоянными травмами - без особого успеха. Пеллегрини считал, что волшебная игра голландского дуэта может привести "Интер" к первому чемпионскому титулу с 1989 года.

Баньоли, творец знаменитой победы "Вероны" в чемпионате Италии 1985 года, придерживался общепринятой в то время в Италии тактики игры - глубокая защита и мощная игра на контратаках - благодаря чему и привел "Интер" ко второй строчке. Во многом такого результата ему удалось добиться благодаря Рубену Сосе, который отметился 20-ю забитыми мячами.

Но еще до начала сезона 1993/94 стало ясно, что никакого успеха "Интеру" не светит. Баньоли заявил, что Пеллегрини и словом не обмолвился насчет изменения игрового стиля, и новую кампанию "нерадзури" начали с той же тактикой, что и прошлый. Фактически Бергкамп оказался изолирован на поле, получая лишь небольшую поддержку из полузащиты. "Впереди играли я и Соса, каждый раз нам противостояло пять защитников".

 

Бергкамп в матче против &quout;Норвича&quout;

Начало сезона выдалось нестабильным, но в Кубке УЕФА удалось добиться определенных успехов, в которых особое участие принял именно Бергкамп. Он отметился хет-триком в матче против бухарестского "Рапида" (тогда один из голов он забил ножницами), а затем положил конец европейскому приключению "Норвича", забив по голу в каждом из двух поединков против "канареек".

 

Однако в Серии А Бергкамп и "Интер" с контратакующей тактикой Баньоли погрязли в трясине оборонительной стратегии других команд. Сам Бергкамп был не очень доволен моделью игры, предлагаемой главным тренером "нерадзури": "Кроме меня и Сосы, у нас есть еще двое полузащитников, которые могут здорово подключаться к атакам. Но все они всегда находятся глубоко на своей половине поля! Нас разделяет слишком большое расстояние, и это убивает меня, это убивает команду!"

Вдобавок ко всему Бергкамп испытывал проблемы за пределами поля. Будучи по своей натуре довольно застенчивым, он с трудом осваивался в клубе. Вот что рассказывают Бергоми и Ферри, которые дали интервью специально для книги голландца: "Он оказался не очень общительным. Все мы пытались установить с ним контакт, но ничего из этого не вышло", - говорит Ферри. Бергоми был не так категоричен в своем мнении о голландце: "Деннис мог бы просто больше стараться приспособиться к команде, постараться лучше понять, что значит быть итальянцем".

На поле Бергкампу не удавалось наладить взаимодействие Сосой, который к тому же в интервью итальянской прессе назвал голландца "странным" и "одиночкой", рассказав о том, что он "не смеется, не разговаривает, и я ни за что не отдам ему пас". В отличие от Бергкампа, примитивные стиль и техника уругвайца идеально сочетались с игровыми идеями Баньоли. Для того чтобы блеснуть, Бергкампу нужна была поддержка, и их связка была обречена на провал.

Бергкамп и Йонк с Кубком УЕФА

Баньоли был отправлен в отставку в феврале 1994, после домашнего поражения от "Лацио" со счетом 1:2. В команду пришел Джампьеро Марини, который одержал всего две победы в 12 оставшихся матчах Серии А. "Интер" едва удержался в высшем дивизионе, всего один балл отделял "нерадзури" от понижения в классе. И все же завершился сезон для "черно-синих" триумфально, благодаря победе в финале Кубка УЕФА над "Ред Буллом", а Бергкамп с восемью голами стал лучшим бомбардмром турнира.

Если первый сезон Бергкампа в "Интере" выдался трудным, то второй - он же последний - оказался еще труднее. Пеллегрини пригласил в команду бывшего главного тренера "Наполи" Оттавио Бьянки, который, по словам Бергкампа, очень любил вспоминать свое сотрудничество с Диего Марадоной: "Он говорил об этом несколько раз... каждый час". Деннис считал это неуважительным по отношению к другим игрокам.

Бергкамп также рассказывал о моменте, после которого потерял всякое уважение к Бьянки. В перерыве между тренировками он со своим помощником решил сыграть в теннис. Чтобы добраться до корта, им нужно было пройти два тренировочных поля, и в то время, как помощник тренера, который был на несколько лет его старше, нес ракетки, четыре бутылки воды и сумку, Бьянки разговаривал по телефону. По мнению Бергкампа, это было неприемлемо.

Тем не менее Бьянки был настроен доказать, что обладает большей властью, нежели Баньоли, и попытался изменить стиль игры команды. Во время предсезонной подготовки он сделал упор на высокий прессинг, однако затем отказался от этой идеи, объясняя свое решение тем, что эта тактика не работает.

Бергкамп отдал все силы на чемпионате Мира в США, после чего весь сезон боролся с травмами, забив таким образом всего четыре мяча во всех соревнованиях. Интересно, что свой последний гол за "Интер" он забил на "Сан Паоло" - на арене самого большого триумфа Бьянки. Бьянки удалось заткнуть пробоины в тонувшем корабле, но наладить отношения с Бергкампом уже было невозможно. Отношения голландца с итальянскими СМИ перешли в статус настоящей вражды, дошло даже до сообщений о том, что Бергкамп теряет волосы из-за психологических проблем.

В июне 1995 года Бергкамп отправил своего агента на переговоры с новым владельцем "Интера" Массимо Моратти и постваил ему ультиматум: уволить Бьянки и приобрести новых игроков, либо Деннис покидает клуб. Моратти, довольный тем, что прошлый сезон Бьянки удалось завершить на шестой строчке, сделал выбор в пользу тренера. Несколько недель спустя Бергкамп, который, по его словам, чувствовал себя разбитым и думал о завершении карьеры, перешел в "Арсенал".

Он понимал, что для того, чтобы заиграть в Серии А, ему придется отречься от принципов голландской философии. Под руководством Сакки Франко Барези, Паоло Мальдини и другие освоили новый игровой стиль. Бергоми, Баттистини и Ферри были не готовы либо попросту не были в состоянии приспособиться к новой системе в "Интере". Бергкамп оказался в Италии в тот момент, когда она находилась между прошлым и будущим, между представителями старой школы, которые чувствовали угрозу в изменениях, и теми, кто пытался эти изменения внедрить.

Потеря Серии А определенно стала приобретением для английской Премьер-Лиги, где Бергкамп вместе с Арсеном Венгером сумели изменить не только команду, но и весь чемпионат.