«Хотелось надрать задницу Златану, но я слишком добрый»
Артём Бушуев о Огучи Оньеву
Если на любом поисковом сайте ввести Огучи Оньеву, то всегда высвечивается маленькое окно:"Onyewu Ibragimovich fight" и конечно же возникает желание посмотреть данное видео, но, к сожалению, кроме "пинка" Ибрагимовича Родни Страссеру мы ничего найти не сможем. Вообще удивительно, как человек, с внешностью и габаритами американского футболиста добился немалых успехов в футболе. Но как быстро зажглась звезда талантливого игрока, так она быстро и потухла.
Огучиалу Джейкоб Чиджиоке Оньеву родился в Вашингтоне. Его родители переехали в столицу еще до его рождения из Нигерии. Учась в школе, он играл практически в каждом игровом виде спорта. Как-то, во время школьного урока, ребята играли в волейбол и Огучи очень сильно приложился по мячу, попав в своего пухлого одноклассника, в итоге все обошлось, но парень получил микро-сотрясение мозга. "Я тогда здорово испугался, после этого случая, я больше ни разу не играл в волейбол". Казалось бы парень имеет все навыки для игры в американский футбол, баскетбол, на некоторые школьные игры приезжали тренеры и просматривали Огучи, ведь неудивительно, в 14 лет он был 180 см и весил около 85 килограммов. Юноша начал играть в американский футбол за Sherwood High School, был одним из лидеров команды, но его прогрессу мешали частые переезды родителей, сначала в Мэриленд, после в Силвер Спринг, а потом в Олни.
В 1994 году в США проходил чемпионат мира по футболу, что спостобствовало развитию "соккера" по всей стране. Динамично открывались многие секции, открылось много футбольных академий, самая известная была "IMG Soccer Academy" во Флориде, в которой позднее учился Оньеву. Чемпионат мира способствовал "Гучи" в развитии футбольный карьеры и дал необходимый ориентир. "Я открыл новый, неведомый для себя вид спорта, мне очень понравилась Бразилия, отдельно для себя я выделил Кафу, именно на него я ровнялся, он был идеальным футболистом для меня".
Как было уже сказано выше, Огучи начал обучение в "IMG Soccer Academy". Навыки игры в американский футбол и баскетбол дали необходимую ловкость и сноровку для игры на позиции центрального защитника. По выбросу из аута "Гучи" может конкурировать с известным "мячометателем" Рори Делапом. Показательна история, в бытность игроком академии, среди воспитанников был спор, кто дальше выбросит мяч, тот получает большую бутылку "Кока-Колы". С результатом 31 метр победителем вышел Оньеву и выиграл главный приз. Закончив академию, он поступил в Клемсонский университет и стал играть за команду Clemson Tigers.
"Гучи" сходу стал лидером "тигров", получил капитанскую повязку и его заметил малоизвестный агент в США, этнический француз Арно Кревар, проживающий во Флориде и имевющий связи с некоторыми французскими командами. Отметим, что Кревар так и не стал агентом футболиста, но где бы не был "Гучи", он курировал и помогал ему во всем. Вообще, когда речь идет о футболистах из США, сразу вспоминается фильм "Гол" и крутая история Сантиаго Муньеза, здесь же почти тоже самое, только в "Ньюкасл" Оньеву приедет чуть позднее. Кревар был знаком с известным французским тренером Жаном Фернандесом, возглавляющим "Мец". Команда нуждалось в высоком и атлетичном центральном защитнике, способным на долгое время закрыть проблемную позицию в команде. "Этот парень - просто находка, Жан, ты должен посмотреть на него". Кревар организовал "Гучи" первый европейский просмотр, Оньеву подписал 2-летний контракт. Для молодого парня, только что приехавшего из-за океана было трудно освоиться во Франции. "Я не мог привыкнуть к здешней еде, транспорту и конечно же языку, психологически я был скован, именно поэтому, я думаю, у меня не получилось заиграть во Франции". После одного из матчей Кревар пообщался с Фернандесом на повышеных тонах. "Арно, какого черта ты мне привез игрока в американский футбол? Ему точно не место в моей команде". За два года в "Метц" Оньеву сыграл всего 3 матча и уехал в аренду в клуб "Ла-Лувьер", выступавшим тогда в высшем дивизионе Чемпионата Бельгии. "Гучи" отыграл во всех матчах сезона и был замечен "грандом" бельгийского футбола, льежским "Стандартом". "Метц" отпустил габаритного игрока на постоянной основе, а Оньеву подписал 5-летний контракт.
За 5 лет в "Стандарте" он быстро стал игроком основного состава, очень хорошая игра на "втором этаже", быстрое принятие решений, по итогам сезона Оньеву был признан лучшим легионером в чемпионате Бельгии и вошел в символическую сборную турнира. В декабре 2006 года был признан футболистом года в США и заинтересовал многие сильные клубы Европы. Отметим, что в сезонах 2007-2008 и 2008-2009 "Стандарт" пропустил наименьшее число голов в чемпионате. Здесь безусловная заслуга Оньеву, при нем оборона "Стандарта" была непробиваема.
Некоторые неприятные истории случались с ним во время игры за "Стандарт". Оньеву подвергался расистским оскорблениям в Бельгии. Во время дерби между "Стандартом" и "Андерлехтом" случился конфликт, между ним и защитником столичной команды Йелле Ван Даммом. Огучи сообщил, что, во время игры, Ван Дамм трижды назвал его "грязной обезьяной". "Гучи" обратил внимание главного арбитра на поведение Ван Дамма, но тот не стал останавливать матч. Тогда Оньеву, в знак протеста, решил покинуть поле, но товарищи по команде отговорили габаритного защитника от подобного шага.
После уверенных сезонов в бельгийском чемпионате, Оньеву заинтересовался Сэм Эллардайс и пригласил в "Ньюкасл". В январе команды оформили аренду до конца сезона. "Гучи" сыграл в 11 матчах, но впечатлить "большого Сэма" ему не удалось и он вернулся в Бельгию. Там он еще раз стал игроком сезона, поиграл с Зенитом в Кубке УЕФА, заработал удаление за жесткий фол против Тимощука, едва не сломав тому ногу. В июне 2009 года у Оньеву закончился контракт со "Стандартом" и он покинул клуб на правах свободного агента. Фанаты упрекали руководство команды, что не удалось заработать на одном из своих лучших игроков. Такие просчеты не свойственны "Стандарту", ведь в промежуток с 2006 по 2012 года клубом были проданы такие игроки как: Аксель Витсель, Стивен Дефур, Эльяким Мангала, Кристиан Бентеке, Маруан Феллайни, Дьёмерси Мбокани и Милан Йованович.
7 июля 2009 года Огучи Оньеву подписал 4-х летний контракт с "Миланом". Неудивительно, ведь "Милан" всегда славился сделками со свободными агентами, и "Гучи" очень приглянулся боссам клуба. На Кубке Конфедерации - 2009 Оньеву был одним из лучших игроков сборной США, сотворивших сенсацию в ЮАР, по счастливым обстоятельстивам выйдя из группы и пройдя чемпионов Европы и будущих чемпионов мира - Испанию. Многие клубы хватались за голову, из-за того, что не удалось подписать такого защитника за бесценок. На Оньеву рассчитывали как на замену Алессандро Несте, который уже плавно заканчивал карьеру и не мог играть все игры в чемпионате. Но на старте сезона "Гучи" порвал крестообразные связки и выбыл из строя почти на год. Отметим, когда Оньеву вернулся в строй, он отказался от своей годовой зарплаты, решив что недостоин был ее получать в период реабилитации от травмы. Восстановившись, он не смог набрать оптимальные кондиции и довольствовался лишь несколькими матчами в кубке Италии.
Единственное чем запомнился Огучи Оньеву в бытность игроком "Милана" - драка против Златана Ибрагимовича на тренировке команды. Вот как сам описывает данную историю Ибрагимович в своей книге "Я- Златан":
Люди говорили, что он один из самых славных парней в мире. Огучи Оньеву напоминал боксера-тяжеловеса. Его рост был за 190 сантиметров, и весил он около ста килограммов. Несмотря на то, что он не выходил в стартовом составе команды, он был признан ранее лучшим игроком года среди легионеров в бельгийской высшей лиге и лучшим американским футболистом того года. Но он не справлялся со мной и попытался найти подход.
- Я не такой, как все другие защитники, - сказал он.
- Ну молодец, возьми с полки пирожок!
- Меня не собьёт с толку твоя чушь, а ты только её и несешь постоянно.
- О чём ты говоришь вообще?
- О тебе. Я видел тебя в игре, и ты только и делаешь, что болтаешь без умолку, - продолжил он. Это взбесило меня.
Не только потому, что я был сыт по горло этими защитниками, которые пытались провоцировать меня. Я не тот, у кого случается словесный понос. Я себя на поле показываю. На протяжении многих лет я слышал столько дерьма... Цыган, что-то о моей маме, прочая хрень. Худший образец: "Увидимся после матча!" Что это за хрень, чёрт возьми? Мы собираемся устроить разборку на автостоянке? Это же нелепо. Я помню Джорджо Кьеллини, центрального защитника "Ювентуса", мы играли вместе. А уже потом, когда я выступал за миланский "Интер", мы встретились на футбольном поле, и он весь матч провисел на мне: "Всё уже не так, как было раньше, не так ли?". Он пытался спровоцировать меня, но потом сделал подкат сзади. Вот это трусливо, не так ли? Я не видел его в момент подката, но это было больно. Очень. Но я промолчал, как я в таких случаях обычно и поступаю. Отплачу сполна при нашей следующей встрече, подумал я про себя. Отплачу так, что он долго не сможет после этого встать.
Я не любитель пустых разговоров. Я люблю действие, люблю потолкаться. Но тогда возможности отомстить я не получил, поэтому после финального свистка подошел к нему, схватил за голову и потащил, как непослушного пса. Я видел испуг в глазах Кьеллини.
- Что ж, ты этого хотел. Как же так получается, что ты сейчас обсираешься по полной?, - прошипел я и отправился в раздевалку.
Я отвечаю своим телом, а не словами, и я также ответил и Огучи Оньеву. Но он продолжал. Однажды, когда я закричал: "Не было штрафного!" - он пытался утихомирить меня пальцем, мол, ты несешь всякую ересь. Тогда я и подумал: "С меня достаточно".
- Ты, отдай его мне, - сказал я.
Он снова пытался утихомирить меня, но я уже был на взводе. Но я не произнес не слова, просто промолчал. Эта сволочь явно хотела увидеть, какую хрень я буду нести в такой ситуации. В следующий раз, когда у него был мяч, я бросился к нему и полетел шипами вперёд. Худший вариант подката. Но он увидел меня и отпрыгнул в сторону. Мы оба рухнули на землю. Моей первой мыслью было "Чёрт возьми, мимо. Я достану его в следующий раз". Но не успел я встать и уйти, как почувствовал удар в плечо. Это была не лучшая твоя идея, Огучи Оньеву.
Я ударил его головой, и потом мы налетели друг на друга. Это была не простая потасовка. Мы хотели разорвать друг друга на куски. Мы, два тяжеловеса, катались по полю, избивая друг друга кулаками, коленями. Разумеется, вся команда бросилась нас разнимать, но это было не так уж просто. От ярости мы просто сошли с ума. Да, конечно, тебе нужен адреналин на поле, для этого надо и подраться порой. Но это было уже за гранью. Дрались мы не на жизнь, а на смерть. Но самое странное случилось позже.
Огучи Оньеву со слезами на глазах начал молиться. Он перекрестился, и я подумал, а это еще что? Меня это еще больше разозлило, походило на провокацию, но в этот момент подошёл Аллегри и сказал: "Успокойся, Ибра". Но никакой пользы это не приносило. Я просто обошёл его и снова побежал к Огучи. Но товарищи по команде меня остановили. Думаю, что это хорошо. Со стороны могло показаться противно, и впоследствии Аллегри вызвал нас обоих на ковёр. Мы пожали друг другу руки и извинились. Огучи был холоден, как рыба, и это был хороший знак для меня. Если он холоден, то и я буду таким, без проблем. После меня отвезли домой. Я позвонил Галлиани. Я не люблю обвинять других людей, Это не по-мужски, и это само по себе отстойно, особенно в команде, где ты выполняешь функции лидера.
- Слушай, - сказал я Галлиани. - На тренировке кое-что произошло. Это моя вина и я беру всю ответственность на себя. Я хочу извиниться и сказать, что приму любое наказание.
- Ибра, - ответил он. - Это "Милан". Мы так не работаем. Ты извинился. Теперь можем двигаться дальше.
Но это был не конец. Эта история попала в газеты, и у бровки присутствовали многочисленные болельщики. Всей-то истории никто не знал, хоть драка и стала достоянием общественности. Они написали, что потребовалось десять человек, чтобы оттащить нас друг от друга, а также то, что внутри команды начались треволнения, а Ибра снова стал вести себя, как раньше, и прочую чушь. Меня это не волновало. Пишите все, что хотите! Но я дерьмово себя чувствовал, болела грудь, и нам пришлось провести обследование. В драке я сломал ребро, а с этим вы не сможете поделать ровным счётом ничего. Врачи просто наложили бандаж.
Очень интересная информация в книге Златана, где сами читатели могли проникнуться атмосферой той потасовки, которая царила на базе в "Миланелло". Отметим, что после одного из матчей, несколько фанатов пообщались с Оньеву и спросили его по поводу той драки: "Ты думаешь мне не хотелось надрать задницу Ибре? Я слишком добрый, мы нормально поговорили и решили этот вопрос. Всё в порядке."
"Милан" отправил Оньеву в аренду "Твенте", где тот выиграл кубок Нидерландов. Контракт с "Миланом" закончился и "Гучи" отправился в Португалию, где подписал контракт со "Спортингом". Казалось бы в "Спортинге" Огучи вновь обрёл себя и присущий ему уровень игры, но после вмешались травмы и не дали вновь проявить себя.
Когда казалось что карьера габаритного игрока заканчивается, но судьба вновь дала ему шанс проявить себя в хорошей европейской команде. В последний день летнего трансферного окна испанская "Малага", квалифицировавшаяся в Лиге Чемпионов, оформила аренду Оньеву с правом последующего выкупа. По иронии судьбы, 24 октября 2012 года Огучи дебютировал за новый клуб в матче против своей бывшей команды, "Милана". "Малага" выиграла с минимальным счетом, а после матча Огучи очень тепло пообщался со своим бывшим наставником Массимилиано Аллегри. "Гучи" не удалось выиграть конкуренцию за место в составе у Мартина Демикелеса, Серхио Санчеза и Диего Лугано и за период своей карьеры в Испании он сыграл лишь 3 полных матча. Отметим, что в группе вместе с "Миланом" и "Малагой" был и "Зенит", испанцы уже к 4 туру решили все свои турнирные задачи, а матч с "Зенитом" в 5 туре был уже пустой формальностью. Внимание испанских СМИ было приковано к противостоянию двух габаритных игроков Халка и Оньеву, ребята изрядно потолкались, а команды разошлись миром.
Команда Пеллегрини "навела шорох" в той Лиги Чемпионов, именно после этого сезона все звезды команды разъехались по топовым европейским клубам, в том числе и главный тренер. Но не Огучи. Он вернулся в "Спортинг" и расторг контракт по обоюдному согласию сторон, дальше он отправился в Англию, где был заявлен за "КПР", так и не проведя ни одного матча за столичную команду. После же последовали клубы Чемпионшипа: "Шеффилд Уэнсдей" и "Чарльтон". Этим летом Оньеву пытался трудоустроиться в возрождающийся шотландский "Рейнджерс", по признаниям игроков, он был в потрясающей форме, но "боссам" клуба не подошёл.
На данный момент Оньеву уже как 2 года свободный агент, и официально он не объявил о завершении карьеры. Вместе со своими партнерами он открыл компанию по производству спортивного питания и прочей современной спортивной атрибутики. Будем надеятся, что в бизнесе Огучи повезёт больше чем в футболе.
Фотографии: instagram.com\oguchionyewu5