Чем «Куньлунь» похож на финалиста Кубка Гагарина
Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» подводит итоги посещаемости первых месяцев в КХЛ.
КХЛ: Китай тянет на дно
За первые два месяца регулярного чемпионата было сыграно 382 матча. При этом больше всего интриговало, приживется ли хоккей на абсолютно новой территории – в Китае. Ответ был получен достаточно четкий: клуб умудрился поставить вечный антирекорд посещаемости – 550 человек на матче против «Нефтехимика». Здесь и далее все цифры посещаемости указаны согласно данным протоколов на сайте КХЛ.
(Средняя посещаемость клубов КХЛ на старте сезона)
Новичок и один из главных ньюсмейкеров сезона – пекинский «Куньлунь» – провел в столице Китая лишь одну игру, которая собрала 7832 зрителя, что является вполне приемлемым результатом. Вот только все последующие встречи прошли в Шанхае со средней посещаемостью в 1057 китайцев за матч. Игра с «Нефтехимиком» вообще навсегда войдет в историю отечественного хоккея как самая ненужная – на арену пришло всего 550 человек. Китайский клуб уверенно поставит сезонный антирекорд посещаемости за всю девятилетнюю историю КХЛ, но все в курсе политического мотива создания клуба, и если китайская компартия проявит волю, то проблем с посещаемостью у проекта не будет.
Средняя аудитория матчей всего сезона остановилась на отметке в 5920 зрителей, что почти на 300 болельщиков меньше, чем в прошлом году. Так что мы действительно наблюдаем уже скорее деградацию, чем стагнацию. И не стоит винить во всем «Куньлунь» – даже без пекинского клуба количество заполненных мест в среднем на матче КХЛ равнялось бы 6056 болельщикам.
Если посещаемость китайцев была прогнозируемой, то вот активность болельщиков ЦСКА – это самый настоящий позор и повод для дискуссии. У прошлогоднего финалиста КХЛ в среднем на матче 3268 зрителя и ни одного полноценного аншлага. Даже на армейское дерби пришли лишь 4500 человек при вместимости дворца в 5600. К тому же сам клуб живет по-принципу «результат все спишет» и толком не занимается маркетингом. Хотя на это есть и объективные причины: сложнейший и мудреный документооборот «Роснефти», создающий проблемы при закупках на нужды маркетинга. Однако любое противодействие можно обойти, если есть административная воля руководства. И КХЛ стоит обратить внимание на проблемы армейцев. Один из лидеров лиги не имеет права играть при полупустых трибунах.
Для сравнения: «Динамо» и «Спартак» к концу сезона уже намерены пройти «психологический порог» в 7 тысяч зрителей в среднем на матче. У красно-белых с точки зрения посещаемости и вовсе великолепный старт. А вот посещаемость московского «Динамо», несмотря на преимущество в этом по отношению к тому же ЦСКА, в нынешнем сезоне все-таки не блещет. После относительно хороших показателей, что были в прошлые годы, клуб будто вернулся к цифрам времен «Лужников».
Ниже приведем показатели по различным неделям и трем первым месяцам.
Средняя посещаемость КХЛ по неделям и по месяцам
Эти два графика показывают, какие значения принимала посещаемость игр в каждый период.
Самой посещаемой на данный момент является стартовая неделя – с 24 по 30 августа – на игры приходило в среднем 6323 зрителя. Посещаемость же августа превосходит более чем на 500 пунктов сентябрьские показатели, хотя уже в октябре ситуация прилично улучшилась. Да, прирост аудитории составил всего лишь 119 человек, однако стоит принять во внимание, что в октябре «Куньлунь» провел восемь матчей в Шанхае со средней посещаемостью в 1029 зрителей. Так что опасения, что дачи могут составить конкуренцию хоккею, оказались пустыми. Зритель успевает соскучиться по игре и ногами голосует за ранний старт сезона.
«Ак Барс»: новый рекорд и отсутствие прогресса
Казанский «Ак Барс» провел за эти 10 недель 18 встреч на «Татнефть Арене» – больше всех домашних матчей среди команд КХЛ. И прошли эти игры в очень разной атмосфере: стартовый – против братиславского «Слована» – собрал 8890 зрителей, что стало абсолютным рекордом для казанцев в КХЛ и лучшим показателем почти за 10 лет. Но в тоже время было два провальных матча: с «Локомотивом» и минским «Динамо». Несмотря на крутую афишу и относительно удобное время, игру с ярославцами посетили лишь 4922 зрителя. Возможно, сказалось, что в тот же день в Казани играл «Рубин» с «Уралом» (хотя и там статистика была не огонь – 5399 зрителей). Матч же с белорусами стал самым малопосещаемым за последние два сезона – 4392 зрителя.
Посещаемость матчей «Ак Барса» (белым цветом выделены те, которые проходили в субботу или воскресенье)
Если еще пару лет назад данный результат считался бы отличным, то сейчас кажется, что могло быть и лучше. За последние два сезона казанцы начали массово ходить на хоккей, и уже скоро средняя посещаемость должна была превзойти психологическую семитысячную отметку. Так что сейчас наблюдается определенная стагнация. Возможно, причиной этому является провальная работа клуба со СМИ, а также отсутствие каких-то новых звезд, ради которых народ повалит на трибуны. Хотя игра Владимира Ткачева в последних матчах оставляет надежду на светлое будущее. Важно учитывать и календарь – матчей с громкой вывеской в Казани не было давно.
У клуба есть все шансы повысить свои показатели в этом сезоне. «Ак Барс» ведет борьбу за титул сильнейшей команды Востока, да и расписание матчей вполне неплохое. Впереди игра против СКА, два «зеленых дерби» и всегда обостренные противостояния с южноуральскими командами.
(Серым цветом указаны прошлогодние данные по аудитории на матчах этих команд)
Если тенденция сохранится, то средняя посещаемость сезона остановится на 6324 зрителях (6300 в прошлом сезоне).
«Салават Юлаев»: в ожидании семи тысяч зрителей
Прошли времена, когда уфимский клуб мог похвастаться постоянными аншлагами и огромными очередями за билетами. На сегодняшний день «Салават» в плане посещаемости и заинтересованности жителей города к команде находится на том же самом уровне, что и соседи – «Трактор» с «Магниткой».
Посещаемость матчей уфимской команды (белым цветом выделены те, которые проходили в субботу или воскресенье)
Средняя аудитория по итогам 15 матчей составила 6874 зрителя. Самая посещаемая игра – в середине октября против «Трактора», а наименьший ажиотаж – с «Кузней». Отметим, что лишь однажды отметка посещаемости оказалась ниже 6 тысяч зрителей.
При этом есть очень большая вероятность того, что средняя заполняемость уфимской арены по итогам регулярки превзойдет отметку в 7 тысяч: клуб провел лишь одну игру «повышенной заинтересованности» – против «Авангарда», а значит, что во второй половине сезона в столицу Башкортостана приедут «Магнитка», СКА, ЦСКА, московское «Динамо» и дважды «Ак Барс». Понятно, что «Салават» ожидают минимум четыре полных дворца, а возможно и больше.
Самые посещаемые и непосещаемые матчи
В этом сезоне, что печально, наблюдается тенденция: зритель идет на большие команды. Если в прошлые годы была заметная борьба за плей-офф, за каждую позицию, то уже сейчас на Западе шесть команд практически на 90% обеспечили себе участие в розыгрыше Кубке Гагарина. На Востоке ситуация похожая. Это сказывается и на посещаемости матчей: народ куда охотнее идет на сильные команды, чем на малоприметные – тем более, если в матчах нет турнирной интриги. И если так будет происходить и дальше, то в конце концов на условную «Северсталь» аудитория не соберется и на треть. Просто потому что команда закончит бороться за что-либо раньше положенного.
Вот таблица самых посещаемых и самых непосещаемых матчей сезона для всех 29 команд.
Вполне предсказуемо, что в конце сезона в столбце «самый популярный гость» будут главенствовать СКА и ЦСКА, а в столбце «самый неинтересный» будет либо «Нефтехимик», либо «Северсталь». Народу интересны либо топы, либо принципиальные матчи. Проходные игры против серых команд никому не нужны, особенно в такой «расслоенный» сезон, как нынешний. Ну, тут все очевидно.
Прогнозы посещаемости. Она однозначно возрастет у московских «Динамо» и «Спартака». У первых остается 18 домашних встреч – и в ВТБ Ледовый дворец приедут СКА, ЦСКА, тот же «Спартак», а еще крутые команды с Востока. У «Спартака» же ситуация аналогичная – кроме этого, 22 декабря клуб проведет ретро-матч с «Локомотивом», а значит, и там стоит ожидать солд-аут. Возрастет посещаемость и в Сочи, и в Минске с Ригой.
Из-за шанхайских приключений «Куньлуня» не стоит ожидать повторения прошлогоднего результата (год назад средняя аудитория матчей КХЛ равнялась 6302 зрителя). Но повторение такого показателя среди 28 уже знакомых команд вполне возможно. Так что не стоит списывать этот сезон со счетов.
Виктор Майоров / «БИЗНЕС Online»
Фото: hctraktor.org; instagram.com/st1let777; instagram.com/vlad_dunaev; instagram.com/ildar732; ska.ru
А Минск - огромный 5-миллионный город, уж найти чем заняться там всегда можно.