6 мин.

Словакия сегодня

Сборную Словакии можно отнести к одному типу европейских коллективов среднего класса. Игра построена на желании, дисциплине, образовании и работоспособности. Это не команда порхающих над полем волшебников и изобретателей, действия и взаимосвязи которых хочется смаковать снова и снова. Это рабочая бригада, упорство, физика и заряженность на борьбу которой во многом компенсируют отсутствие у нее каких-либо природных навыков и талантов, которыми не обделены игроки из более успешных национальных сборных.

Сегодня физика является основой в подготовке команды. Роль физики еще более существенна, когда противостоять приходится превосходящему тебя по классу сопернику. Пересматривая матч со сборной Италии, обратил внимание на тренерскую установку словаков использовать коллективный прессинг в центральной зоне. Италия на фоне этого физкультурного давления частенько теряла мяч, толком не успев перейти к развитию атаки. Впрочем, с выходом на поле Пирло преимущество в средней линии словаки потеряли, да и силенок к концовке встречи уже не осталось.

Но если эта колючая модель в игре против разучившейся играть в футбол Италии себя оправдала, то в игре с Голландией, у которой передняя линия, наверное, одна из самых быстрых в мире, словацкие козыри были биты. Снейдер, Роббен и ван Перси не без труда, но и без каких-либо мучений находили простор для своих комбинаций. А с Македонией Словакия показала уже сугубо атакующий футбол, владея инициативой на протяжении большего времени матча.

С Россией Вайсс обещает тоже сыграть в атакующий футбол. Но здесь, надо полагать, экс-тренер раменского «Сатурна» немного лукавит.

Действия в защите

Вратарь с многообещающей фамилией Муха не является эталоном вратарского мастерства. Ян (имя у этого кипера даже короче фамилии) может провести как хороший, в целом, матч, так и допустить несколько грубейших ошибок. В игре с Италией Муха не позволил своей команде спокойно доиграть оставшееся время во втором тайме. На 89-й минуте он зачем-то вышел из ворот, за что тут же был наказан Квальяреллой. В игре с Голландией Муха начудил на выходе, позволив Снейдеру поставить точку в матче, тем самым лишив Словакию шансов отыграться. В общем, Ян Муха – далеко не безупречный вратарь.

В матче против Македонии Вайсс использовал линию защиты из четырех игроков. Сочетание Салата – Шкртел – Пекарик – Губочан несколько отличалось от того, что главный тренер использовал на чемпионате мира. Например, Губочан в основной состав сборной не попадал, и на его месте действовал Забавник. Различия между двумя крайними дефами все же есть: использование игрока «Зенита» в атакующих действиях видится более продуктивным. С Италией и Голландией вместо Салаты играл Дюрица – тоже хорошо знакомый нам игрок по выступлению за «Сатурн» и «Локомотив».

Поднимая тему линии из четырех дефов, я бы отметил условность такого построения. Сейчас вообще очень модно расписывать тактические схемы команд по типу самой популярной в современном футболе 4-2-3-1. И почему-то все решили, что это и есть тактика; и чем больше в материале мелькает подобных циферок, тем этот материал считается более аналитическим. Все эти обозначения мало общего имеют с тактикой, они – не более, чем изначальная расстановка игроков на футбольном поле.

Защитная линия из четырех игроков у Словакии по ходу матча может преобразовываться в линию из трех и даже из двух центральных – в зависимости от конкретного игрового эпизода и даже отрезка. С Македонией Вайсс решил выстроить двойные фланги, где помимо крайних полузащитников вперед регулярно ходили крайние защитники, насыщая среднюю линию. А крайние хавы смещались в центральную зону, создавая численное преимущество на том участке поля, где это было необходимо. К такому варианту игры Словакия переходит в двух случаях: когда необходимо отыгрываться (как в игре с Голландией), или когда команда действует первым номером (как в игре с Македонией). Однако из такого подключения крайних защитников Словакия практически не выжимает пользы.

В опорной зоне у словацкой сборной играют многие. И те, кто должен, и те, кто там оказался по чистой случайности. Я видел, как Словакия играла в одного опорника, в два и даже в три. Я бы, к слову, вообще не придавал какой-либо значимости количеству опорных полузащитников в составе Словакии, поскольку командная игра в средней линии выстроена очень компактно, и выполнять функции опорников могут сразу несколько человек.

Действия в атаке

Словакия обладает одной особенностью – своеобразной игрой на флангах. Из трех пересмотренных матчей обостряющие действия по флангам можно было пересчитать по пальцам одной руки. Фланги в этой команде не используются в качестве отдельных единиц атакующих действий, а больше служат для насыщения средней линии. Вайсс-младший, Стох, Йендришек чаще смещаются в центральную зону, нежели выполняют функции классических крайних хавов – протащить мяч по флангу и подать/прострелить в штрафную площадь.

Именно поэтому не совсем понятна роль подключающихся к атакам крайних дефов, как уже отмечалось выше. Порой складывается впечатление, что игроков на отдельном участке поля больше, чем это необходимо. Стох – быстроногий, миниатюрный игрок, своим невысоким ростом, бритой головой и движением напоминающий Снейдера. Он, кстати, как и именитый голландец, исполняет стандартные положения, обладает ударом и неплохим пасом.

Крайние хавы Словакии могут перемещаться с одного фланга на другой, запутывая соперника. Тот же Стох по ходу одного матча может играть как на правом фланге, так и на левом. Этот универсализм словацкой полузащиты, конечно, можно записать в командный актив. Вот только имея в составе вполне приличного уровня крайних хавов (Стох, Вайсс-младший), какой-либо угрозы именно по флангам Словакия не создает.

Игра Словакии в позиционном нападении строится через центральную зону. Стох и Вайсс-младший работают на флангах для того, чтобы вовремя переправить мяч в центральную зону. Опорные хавы могут как полностью уйти в атаку, позабыв о разрушении, так и вовсе на протяжении длительного времени не переходить середину поля. Именно так было с Италией – когда впереди у Словакии действовал треугольник Стох, Йендришек, Виттек. Чуть иначе было с Голландией – и тогда на помощь к атакующей связке были вынуждены приходить игроки, выполнявшие до этого разрушительные функции. И совсем по-другому было в игре с Македонией – когда Словакия доминировала на поле и огромными силами шла вперед.

Возможно, столь ощутимый акцент на игру через центральную зону сделан потому, что в роли свободного художника у словаков действует молодая звезда – Марек Гамшик. 23-летний игрок «Наполи» дирижирует атаками своей сборной, перемещается по всему фронту атаки и, когда это необходимо, помогает в обороне. Впрочем, Гамшик на поле заметен не только по футбольным причинам. Его ирокез по достоинству оценили бы в российских панк-тусовках.

На острие атаки у Словакии играет Виттек. Это нападающий штрафной площади, нападающий одного касания, зависимый от полузащиты игрок. Такого футболиста надо снабжать передачами. Это, откровенно говоря, не Вагнер Лав – в одиночку Виттек мало на что способен. Но моменты свои реализует. Вместо Виттека может играть Шестак. Вот только ни того, ни другого в Черкизово мы, вероятнее всего, не увидим. И если появление первого еще остается под вопросом, то второй из-за полученной травмы пятки выбыл на несколько недель. Против Македонии в атаке вышел Голошко. На этой позиции может еще сыграть Йендришек.

Изучать соперника до матча оказалось интересным занятием. Еще интереснее будет сравнить свои наблюдения с реальной картиной, которую мы увидим сегодня вечером.