Край
Это был край. И даже немного за краем. Это опустошение после эмоций дерби. Это колеблющаяся возле критической отметки температура. Это истеричный Петраков с накрученным аутсайдером. Это шоумен Егоров, до сих пор считающий себя центральной фигурой любого футбольного матча. Это один из редких матчей без Промеса. И много ещё других предварительных условий, которые сильно усложняли выполнение задачи команде. Но это просто такая жизнь, и надо было жить. Жить так, чтобы не было мучительно больно…
К этой погоде не был готов никто. Гостевые кассы замерзли вместе с замками и не хотели дать нескольким сотням красно-белым зайти на террасу. Nike выделил команде пуховики без символики, потому что обычные куртки не были рассчитаны на такие условия. Игра началась практически без разметки, потому что всё поле было припорошено то ли снегом, то ли настом. Первый тайм играли белым мячом, и его движение часто угадывалось только по активности и направлениям взглядов игроков. А милиция пропустила на трибуну болельщиков Томска без досмотра, иначе откуда у них было столько снежков, которые посыпались на наших игроков?
Егоров опять выдал концерт, по-разному трактуя контакты, которых, конечно, по такой погоде было очень много. Посмотрите, к примеру, нарушения Кутепова. А потом посмотрите наши атаки, сколько раз они прерывались действиями, которые куда больше были обвешаны зацепами, игрой руками и прочими признаками разного класса игроков двух команд. При этом он зафиксировал 41 фол (24-17), то есть каждые две минуты игра прерывалась свистком судьи и при этом такие разные по уровню команды фолили почти поровну. Сравните это с 25 фолами в дерби (13-12). При этом огромное количество моментов игры руками против наших атак он не замечал, как Альхен, стыдливо отводя глаза.
А ещё были забавные ремарки из журналистского цеха, которые до игры начали говорить про то, что в такую погоду класс нивелируется и «Спартак» после игры будет искать оправдания в погодных условиях. Как будто были уверены, что на этом краю команда не выдержит и засбоит. А ведь проведение матча в таких условиях в первую очередь это не капкан для «Спартака», а идеальные условия для вороха травм у лидера чемпионата, а значит и снижение интриги и зрелищности соревнования, без которого их бы узнавали не миллионы, а только их родственники. Если слова «справедливость» и «логика» им не знакомы, позаботились бы хотя бы о своём шкурном интересе.
Команда выдержала. Это была та самая команда, которую мы хотим видеть. Уже к середине первого тайма стало понятно, что команда готова психологически и к автобусу аутсайдера, и к лютому морозу, и ко всем остальным условиям на краю. Команда вышла жить и играть. В отличном настроении, с куражом и огромным желанием. Это не был положительный тильт после дерби, это было такое удовольствие, которое испытывают те редкие люди, которые смогли найти возможность сделать своей работой своё хобби. Аккуратнее обычного играла пара центральных защитников Кутепов-Таски, вспахали бровки от флажка до флажка Комбаров и Ещенко. Попов, Мельгарехо, Зобнин и герой дерби Зе Луиш менялись позициями, создавали круговерть и дали на долгое время забыть об отсутствии Квинси. Они пихали друг другу не за то, что кто-то где-то недоработал или недобежал, а только за то, что кто-то кому-то не отдал, когда партнер был в более выгодной позиции. А моменты были и у Ещенко, и у Мельгарехо, и у Попова. Ну и, конечно, у Зе Луиша. Этот вообще набрал какую-то нереальную форму и стал не просто наконечником, но центром всех наших атак, не только нанося последний удар, но и раз за разом отдавая последний пас. И это после эйфории дубля против заклятых. Не выключаясь ни на секунду и доигрывая свои последние минуты с ощутимой травмой.
А ещё у этой команды наконец-то нашёлся капитан. Денис в своём сотом матче забил важнейший и во многом определяющий гол в дерби, получил свою порцию фанфар, поделился своей радостью во всех соцсетях и… вновь вышел собранным, чётким, резким и решительным. В этом сибирском матче самым большим сибиряком, какими мы их знаем или представляем себе, был этот москвич родом с Дона. Раскрепощенный новой позицией на поле, он теперь успевает везде и наконец-то стал одной из важнейших частей нашей командной игры. С ним все могут обыграться на любом участке поля, он всех успевает подстраховать, при этом он не тянет одеяло на себя, не передерживает мяч и не пытается ничего спасти в одиночку.
Ну а лучшим стал в этом матче автор своего первого гола за нас. Меня многие раскритиковали за оценку Фернандо в дерби, но я-то оцениваю его не по сравнению с Тимофеевым или Вернблумом, а по сравнению с ним самим, с его навыками и умением мыслить. Я вам больше скажу, и сегодняшний уровень его игры — удовлетворительный. Удовлетворительный по его меркам. Когда на него снизойдёт такое вдохновение, с каким сейчас играет Глушаков, вы поймёте, почему я столь требователен к этому очаровательному «толстяку». Вот на своём удовлетворительном уровне он, безусловно, был сегодня лучшим в команде. Как говорила Сафо, «те, кому я отдаю так много, всего мне больше мук причиняют». Больше жду и больше требую. Больше надежд и ожиданий. Потому и главные разочарования. Но сегодня разочарования не было, он был очень хорош. Просто может намного больше.
Самым важным событием матча стала именно эта цельность команды. А самым красивым моментом, конечно, гол. Не из-за изумительно точно выполненного завершающего удара, а из-за всей этой длинной комбинации. Каждый, кто владел мячом, успевал посмотреть на партнёров и выбрать оптимальное продолжение, никто не пожадничал, никто не выключился из общего движения. Думаю, это именно то, что хотел видеть в атаке наш бывший тренер. Ну что ж, теперь он может на это посмотреть. Думаю, что теперь это точно «то».
Всё это сделал, конечно, Массимо. Эти настроение и обстоятельность, эти коммуникация и единство команды, эти знания своего маневра и движения партнера. И когда «Спартак» в последней трети матча успокоился и счёл ход игры приемлемым, только у болельщиков возникло столь привычное нам предощущение трагедии. То есть ход матча ничего такого не предвещал, хотя «Томь» и завелась. И мяч у них стал держаться, и геометрия атак появилась. Но подходов так и не было, вполне надёжно всё выдерживалось нашими оборонительными порядками. Но мы-то привыкли, что обязательно на последних минутах или секундах случится какой-то дурацкий штрафной или рикошет, который обязательно по привычке наших последних лет испортит нам настроение. Был штрафной, был и рикошет. Только для того, чтобы было за что похвалить Реброва в общий вклад в эту тяжёлую и такую нужную победу. Ни хлёсткий удар Дьякова, ни феноменальный рикошет Пугина уже ничего изменить не смогли.
Наверное, скоро мы такие победы будем называть скучными и проходными. Наверное, скоро мы опять захотим странного. Но сейчас мы с восторгом кричим нашим врагам и недоброжелателям «смотри на табло». И с таким же восторгом мы напеваем «хоть ты лопни, хоть ты тресни, наш «Спартак» на первом месте». Мы отвыкли, мы очень отвыкли от вполне обычного положения дел. Мы долго прожили на краю. А теперь, приехав на этот край, без нервов, по-мужицки разрулили все сложные обстоятельства и взяли своё.
Сделали. Потому что наши парни не железные. Они покрепче будут.