5 мин.

Локомотив. Something Changed

Со времени ухода из клуба Филатова, в «Локомотиве» не все хорошо с хозяином. Его просто нет. Я не знаю, как Филатов руководил клубом, но когда один человек долго и успешно управляет организацией, в ней есть определенный порядок, всем известные и понятные правила, которые соблюдают все. Это как спартаковский дух, который есть и который позволяет команде даже в самые темные времена в истории быть как минимум «вечно второй».

Ошибка Филатова была в том, что он выстроил все вокруг себя. Все работало отлично до тех пор, пока он был в курсе и принимал решения. Бывают отличные руководители, которые умеют следить за всем сразу, но не могут сделать так, чтобы система работала без них. Если бы Филатов с Семиным сделали команду чемпионом страны не два раза, а десять, возможно, дальше она смогла бы жить наверху и без них, питаясь уже победными традициями и собственным достоинством. ЦСКА в плохие периоды кушает припасенную радость третьего чемпионства и Кубка УЕФА. Им хватает.

От недостатка достоинства у клуба есть проблемы с болельщиками. Молодые ребята пришли в 2004 году на стадион, чтобы болеть за чемпионскую команду, а она тут же сдулась. У ребят не было запасного варианта, они не справились с волнением и стали истеричками. Они по традиции кричат о том, что «будем до конца», но то и дело покидают стадион после очередного гола врагов. Они сильно зависят о погоды, времени года и родителей – южная трибуна не заполняется во время дачного сезона, когда холодно, или когда болельщикам кажется, что команда все равно проиграет. Без финансовой поддержки клуба тихонько исчезли с трибун перфомансы. Как будто и не было их. Не удивительно, что таких незрелых болельщиков администрация совсем не слушает, хотя они и пытались иногда выражать свое недовольство, быть против чего-то.

Администрация могла бы не бросать болельщиков, а продолжать их воспитывать, чтобы посещаемость росла прежними темпами. Но в клубе с каждым направлением обычная российская беда – пока с чем-то работает определенный человек, который за всем следит, направление развивается, но стоит человеку уйти – все тут же рушится, нет никакой системы, есть только набор хорошо или плохо работающих сотрудников.

С покупкой новых игроков такая же проблема. Трудно представить, как вообще кто-то в клубе еще следит за какими-то футболистами, ведет их долгое время, принимает решение о покупке. Кто эти люди? За шесть лет в клубе все работники сменились раз десять. Если селекцией занимались главные тренеры, то ее направление после ухода Семина менялось пять раз. В итоге оказалось, что играть некому. В матче с «Зенитом» на поле вышел Сычев, который за семь сезонов в клубе ни разу не получил достойного конкурента. Один раз ему купили Одемвинги, который мог заставить Сычева работать, но вместо этого Питера стали использовать глубже или на фланге, где его обводки не имели никакого смысла. Ему бы бить по воротам после обводок – в воротах много пустого места, куда можно попасть. А приходилось отдавать пас, да еще навесом с фланга, тут нужна совсем другая точность, да и радости немного меньше. Да, я считаю, что Одемвинги загубили неправильным использованием, каким бы трудным он ни был.

Шесть сезонов после чемпионства команда проедала нажитое. Ничего нового не было куплено и не было выращено. Тихо старел Лоськов, взрослел среди футбольной и околофутбольной грязи Билялетдинов, лечился Измайлов, отыграл и ушел Хохлов. С каждым годом в команде становилось все меньше выдумщиков. В этом году их осталось двое – Вагнер и Шарлес, оба болеют почти весь сезон.

Выходит, что в полузащиту и нападение за шесть лет так и не смогли найти не то что суперигроков для основы, а даже просто конкурентов на места. Так Сычев безнаказанно деградировал, а в полузащите играет компания веселых низкорослых дуболомов. Забивать некому, пасовать некому, чему тут удивляться, все так и должно было быть.

Защита трещит по непонятным швам. Играть там есть кому, комнкурировать есть с кем, но почему-то все конкуренты соревнуются только в том, кто быстрее опуститься и уйдет в аренду. Очень жалко славного парня Гильерме, от всей души жалко. Перед ним играет Баша, который виноват в половине пропущенных голов нынешнего сезона. Но вместо Баши продают Кузьмина, который умеет пасовать и забивать сильным соперникам. А почему? А потому что Кузьмин однажды проиграл матч бодрому армейскому Гонсалесу. Молодых защитников отправляют в бой, когда команда обречена на погибель, а их бы учить в лучшие времена, чтобы не заражать «лохомотством».

Работа с молодежью страдает вместе со всеми остальными направлениями. Сменяющиеся каждый год тренеры определенно не могут воспитывать молодежь, они пытаются закрепиться в клубе, они не экспериментируют. Так дети из дубля привыкают к тому, что в большую команду им никогда не попасть, заранее готовятся к аренде или просто пропивают футбольную жизнь с девочками. Даже Гатагова умудрились в начале нынешнего сезона уморить запасом.

От бессистемности перевелись харизматики. Сычев потратил себя на клубные байки, Билялетдинов сбежал в Англию, а Алиев просто не организатор и симулянт, как и Родолфо. Оба – отличные футболисты, но даже родным и близким надоедает прощать неспортивное поведение. Лоськов всегда был простым парнем, с возрастом стал медленным, как Егор Титов, но никогда он не был симулянтом и подонком. Гуренко, Маминов, Пашинин, Сенников, Овчинников, Хохлов – все они были жесткими крепкими мужчинами. При них и ультрас не были «пилотками».

Итак. Тренер Семин убил когда-то «Локомотив» своим уходом в сборную, потом вернулся и закопал воняющий труп. В следующем сезоне команда оденется в новую красивую форму Puma, оставит в прошлом прОклятый Адидас, который наряжал футболистов все эти годы в свои нудные шаблонные формы. Президент Смородская покажет себя не только стервой в очках, а еще и прекрасным руководителем, чьей силы хватит на то, чтобы следить в клубе за всем, даже за ценами на чай в буфетах, вороватыми продавцами и нестиранными накидками на кресла. Юные болельщики повзрослеют еще на один год, на трибунах останутся только самые преданные из них. Родители объяснят детям, что материться на стадионе – плохо, что оскорблять женщину, крича «увольняйте бабу из клуба» – плохо, некультурно, стыдно. Новый тренер будет работать в спокойной обстановке, планировать покупки и выращивать молодых футболистов. Он научит хороших футболистов тому, куда и когда им нужно бежать. Молодые ребята не погубят окончательно свои карьеры.

Все будет хорошо. Сегодня мы начали новую жизнь.