Почему Клопп теперь ближе к Гвардиоле, чем к Моуринью
Вадим Лукомский – о том, как меняется тренер «Ливерпуля».
Пик старого Клоппа
Готовясь к полуфиналу ЛЧ-2012/13 против «Дортмунда», Жозе Моуринью пришел к выводу: «Исход этих встреч решат потери мяча и эпизоды сразу после них». «Боруссия», считал португальский тренер, в глобальном смысле придерживается тех же принципов, на которых он привык строить команды, следовательно, обладает схожими сильными и слабыми сторонами.
Юрген Клопп никогда не признавал сравнений напрямую (его просто-напросто никто не додумался об этом спросить), но отметился цитатой с аналогичной сутью: «Когда мы встречались ранее в этом сезоне, «Мадрид» больше владел мячом, но это необязательно плохо для нас. Это становится нежелательным, лишь если соперник владеет мячом и обладает хорошей идеей, что с ним делать. Думаю, в тот день наша идея была лучше, так как мы отлично понимали, у кого возникнут проблемы, если «Реал» будет больше владеть мячом».
Несмотря на то, что PR-машина того времени выставляла Клоппа королем «хэви-метал футбола», а Моуринью пыталась изобразить воплощением антифутбола, в тактическом плане их вполне можно было считать двумя ярчайшими представителями одного направления. Их собственные формулировки отлично это подтверждают.
«Моменты после перехода мяча от одной команды к другой стали очень важными. Когда соперник организовано обороняется, забить очень трудно. В моменте же перехода мяча от одной команды к другой возникает возможность атаковать соперника, который находится вне оборонительной схемы. Это касается и моментов, когда мы теряем мяч – нужно реагировать очень быстро. Игроки должны читать игру и понимать, когда лучше прессинговать сразу после потери, а когда возвращаться в оборонительную схему. Все говорят, что стандарты выигрывают матчи, считаю, это не так – моменты перехода мяча важнее», – Жозе Моуринью.
«Гегенпрессинг – лучший плеймейкер. Лучший момент для отбора – сразу после потери. Соперник еще не сориентировался, куда отдавать мяч. Более того, от высокого уровня контрпрессинга выигрывают и атакующие игроки, потому что таким образом мы оказываемся у чужих ворот гораздо быстрее. Контрпрессинг – кратчайший путь через оборону соперника», – Юрген Клопп. Если добавить еще одну цитату немецкого тренера, сходства приобретают совсем пугающий характер: «Контратаки очень важны. Никогда нельзя упускать возможность воспользоваться пространством за обороной соперника. В контратаках мы создаем даже больше моментов, чем после угловых». Их роднит даже легкое презрение к важности стандартов.
Разная терминология – у Моуринью более классическая, у Клоппа более модная и современная, но одна суть: строить команду нужно вокруг эпизодов, когда мяч переходит от одной команды к другой. Точно так же лишь отдельными терминами и мелкими деталями отличаются ключевые аспекты их тренировок. Например, оба тренера огромное внимание уделяют прессинг-ловушкам на флангах – игроки умышленно создают сопернику лишь один адресат передачи, после передачи начинают активную попытку отбора. Моуринью называет их «западней» (decoy), а Клопп «импульсом» для начала прессинга.
Принципиальная разница между ними лишь в зонах, где они предпочитают выполнять прием и вообще вести игру. Клопп намного более охотно использует высокую оборону (и высокий прессинг), хотя и тут возможные отличия слегка преувеличены. Однажды немец даже поправил журналиста, назвавшего его команду высокопрессингующей: «Мы не высокопрессингующая команда, мы прессингуем зону, где чаще всего находится мяч». Да, поведение Клоппа и Моуринью в больших матчах часто разнится (пожалуй, главный фактор, заставивший их выглядеть настолько разными в глазах общественности), но в целом они были очень похожи.
Ярко победив в том полуфинале, «Дортмунд» стал, пожалуй, лучшей на тот момент командой мира, играющей по вышеописанным принципам. Клопп сменил Моуринью в ранге короля контратакующего футбола.
Знакомство с Пепом
Пожалуй, не совпадение, что именно на Клоппа и Моуринью пришлись два самых суровых кризиса современных суперклубов («Дортмунд»-2014/15 и «Челси»-2015/16). Конечно, ни один из них нельзя в полной мере объяснить тактическими проблемами. В обоих случаях проблемы проявились настолько ярко из-за аномального невезения в штрафных площадях, своей и противников, игра между ними была на порядок хуже типичного уровня «Дортмунда» и «Челси», не на 16-е и 14-е места по итогам круга, но хуже. Почему стиль Клоппа/Моуринью стал менее эффективным? Если коротко, потому что Гвардиола.
Согласно Аригго Сакки, за всю историю футбольной тактики состоялось лишь 3 революции – «Аякс» времен Йохана Кройфа, его «Милан» и «Барселона» Пепа Гвардиолы. К тезису можно относиться по-разному, но нетрудно понять, о чем говорит великий итальянский тренер. Работа Пепа в «Барсе» спровоцировала цепочку событий, которая изменит содержание большинства матчей. До него владение 60% и больше считалось дикой аномалией – сейчас это обыденность, почти в каждому туре каждой лиги случается матч с 70%+, некоторые команды завершают сезоны со средним значением более 60%.
Логичным ответом на радикальное владение стало радикальное невладение – ситуация, при которой команда умышленно отдает мяч сопернику. Следствием этого стал огромный прогресс команд в позиционной обороне и значительное сокращение в уязвимости команд при переходе мяча от одной к другой. По мере распространения влияния «Барселоны» увеличивалась значимость эффективности команды в позиционном нападении. Неплохое олицетворение тренда: за последние 9 лет процент мячей, забиваемых в ЛЧ, после контратак сократился почти в два раза – в 2005/06 они составляли 40% от всех голов с игры, в последнем доступном отчете УЕФА за 2014/15 – лишь 20.6%. Более того, это часть тренда – 27% в 2012/13, 23% в 2013/14, 20.6% – в 2014/15.
Отдельные контратакующие истории успеха остаются вероятными и даже частыми, но большим клубам играть в такой футбол стало намного труднее. Кризис Клоппа стал отличным олицетворением этого тренда. Статистика первой части того сезона:
Проблема вынудила самого Юргена чаще отказываться от владения; порой доходило до абсурда – например, матч с «Байером», который вошел в историю тактических мемов из-за точности передач 44% (!!!).
На проблемы Клоппа Гвардиола оказал не только косвенное (через «Барса»-революцию), но прямое влияние. В первый немецкий год Пепа «Бавария», во-первых, с пугающей легкостью выиграла чемпионат, во-вторых, обыграла «Боруссию» 3:0 с Хави Мартинесом в роли десятки и дальними пасами на него для прохождения прессинга. Клопп воспринял это как вызов, отреагировал знаменитой фразой о создании «прессинг-машины» и пустился в эксперименты (включая попытки использовать ромб в полузащите), в ходе которых будет утрачен важный баланс.
Пожалуй, прессинг «Боруссии» в последний год Клоппа действительно стал агрессивнее. В последней встрече чемпионата с Гвардиолой «Дортмунду» даже удалось «опустить» «Баварию» до всего 50% владения. «Я хотел бы сыграть иначе, но вынужден был использовать стиль, который подходил этому матчу», – скажет после той игры испанец.
Английский перезапуск карьеры
Меж строк прощальной речи Клоппа читалось достаточно глубокое понимание случившегося: «Если бы я остался, пришлось бы поменять очень многое в клубе. Но я ухожу, поэтому многие вещи можно будет сохранить. Пока я тут, о клубе в любом случае будут судить с оглядкой на прошлые успехи». Не настаиваю на толковании, но при желании можно усмотреть – осознание необходимости нового стиля и нежелание искать его под давлением. В ретроспективе занимательным кажется и другая яркая цитата катастрофического сезона: «Я стал более сильным тренером, чем в 2012-м, хотя из таблицы этого не скажешь».
Придя в «Ливерпуль», Юрген сразу обозначил: «Я не ограничен одним стилем. Футбол, который использовался в «Боруссии», лишь основывался на стиле, который, как мне казалось, давал лучшие шансы на успех в конкретных условиях». Но изначально «Ливерпуль» страдал абсолютно теми же проблемами что и поздняя «Боруссия» со скидкой на то, что соперники не так хорошо понимали, как использовать их, и отсутствие дортмундского нефарта. В статистическом выражении это проявилось в пропорции высококачественных моментов, «Ливерпуль» был вторым с конца по проценту высококачественных моментов от общего числа ударов и худшим по проценту допущенных высококачественных моментов.
Данные за прошлый сезон
Легко рисуется вполне правдивая картина: «Ливерпуль» не мог создавать по-настоящему хороших моментов против массированных оборон и бросал слишком большие силы в прессинг и контрпрессинг, настолько, что в редких случаях, когда соперник его преодолевал, получал действительно хорошие моменты.
Прошлый сезон при Клоппе и 2 первых тура старта
Но этим результатам необходим контекст: первая его часть – самый насыщенный среди английских клубов календарь, вторая – даже понимавший необходимость меняться Клопп оставался Клоппом и работу в разгар сезона в условиях нехватки времени на тренировки начал с того, что ему ближе всего – прессинга. Когда же у него появилось пространство для маневра, начал проявляться новый Клопп.
Резко увеличилась роль Пепа Линдерса (прогрессивного голландского тренера, который раньше работал в молодежных командах «Ливерпуля»). Начали внедряться принципы Juego de posicion (позиционной игры). «Мы очень четко понимаем, чего хотим в плане постепенного продвижения мяча вперед и использования пространства, которое соперник оставляет нам в позиционных атаках, мы четко представляем, какой должна быть наша позиционная игра», – рассказывал летом Линдерс.
Когда Клоппа пригласили в студию MNF, он рассказал о внимании, которое теперь уделяет тому, чтобы указать игрокам на пространства, которые соперник оставляет при позиционной обороне, о разделении команды на оборонительную тройку и свободную атакующую семерку, располагающуюся в рамках принципов Juego de posicion, и окончательно выдал свою трансформацию фразой о роли крайних защитников: «Они играют в полуфлангах и всегда должны располагаться очень высоко. Иногда они исполняют роль вингеров, а иногда – центральных полузащитников».
Внимания к этим аспектам катастрофически не хватало на ранних этапах карьеры Клоппа. Например, важность свободы в атаке публично подчеркнули Садьо Мане и Джорджиньо Вейналдум, что резко контрастирует с высказывании Генриха Мхитаряна о старом Клоппе: «Он псих, который помешан на прессинге и контратаках. С приходом Тухеля все поменялось. Мы начали контролировать атакующую игру и получили больше свободы впереди. Благодаря нему, я стал играть намного более полезно».
Главное – «Ливерпуль» действительно вышел на принципиально новый уровень в позиционных атаках. Теперь среднее качество создаваемых ими моментов 4-е в лиге (что очень мощно в совокупности с большим количеством ударов) при 2-м показателе владения после «Ман Сити» Гвардиолы. Все это при ужасном календаре – «Арсенал», «Челси», «Тоттенхэм» и «Лестер» при 5 из 7 АПЛ матчей на выезде.
Новый стиль Клоппа выглядит так мощно, что он уже сам начинает оказывать влияние на других. Есть подозрение, что его идеи начал заимствовать Маурисио Почеттино. После очного матча с Клоппом аргентинец публично надавил на Дэниэла Леви: «Нам нужен игрок с характеристиками, которые Мане дает «Ливерпулю». В трансферный дедлайн получил Муссу Сиссоко. Вскоре перешел на 4-3-3 со смелой тройкой центра поля как у Клоппа (Алли-Эриксен и Лаллана-Вейналдум), тем же Сиссоко в роли Мане, а после травмы Кейна и без чистого нападающего (опять-таки как «Ливерпуль»). В таких ситуациях всегда есть риск переборщить с поиском связи – вероятно, многое из этого Почеттино держал в уме и без влияния Клоппа (лично мне явным заимствование кажется только идея центральной тройки), но, пожалуй, сходств слишком много, чтобы это было простым совпадением.
«Предпочитаю проиграть матч, полностью понимая причины поражения, чем выиграть, понятия не имея, как это получилось», – сказал в недавнем интервью Клопп, возможно, лучше всех в футбольном мире понимая значение слов. Кажется, его страсть к самоанализу вылилась в одно из лучших тренерских перерождений.
Нынешний Клопп намного ближе к Пепу, чем к Жозе. Готовясь к матчу, Моуринью не скажет: «Исход решат потери мяча и эпизоды сразу после них». Теперь это современная классика – качество владения мячом против охотного отказа от владения. В матчах, которые решали эпизоды с переходом мяча, у Клоппа шикарная статистика против Моуринью – 3 победы, ничья и поражение (не повлиявшее на исход полуфинала). В понедельник против Моуринью будет новый Клопп, что возможно делает задачу немца в отдельном матче труднее, но определенно принесет ему пользу в долгосрочной перспективе.
Что Юрген Клопп изменил в «Ливерпуле»
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Dennis Grombkowski/Bongarts, Alexander Hassenstein/Bongarts; REUTERS/Darren Staples
По поводу дерби, вот эти слова Клоппа: "Мы стараемся проповедовать свой игровой стиль не потому, что он нам чересчур нравится, а только потому, что мы убеждены в эффективности такой разновидности игры. Но, возможно, нам придется внести некоторые изменения по сравнению с двумя последними матчами" наводят на мысли, что на один матч он может вернуться к той модели, что уже давала результат против Жозе.
Пара замечаний по тексту:
1) я не заметил, чтобы Челси в прошлом сезоне как-то не явно везло или было много травм - поражения были в основном вполне закономерными;
2) вряд ли на Боруссию Клоппа оказал влияние именно приход Гвардиолы, ибо Бавария всех рвала и в предыдущем сезоне, а Боруссия играла уже безотносительно позиции в чемпионате.
Тогда, я помню, многие авторы и комментаторы ссылались на тупость Иммобиле, эпидемию травм и невезение как на главные проблемы "Боруссии", разумно приводя в пример низкую реализацию моментов и невозможность заменить того или иного выбывшего. Однако при качественной игре команды в целом все это ну никак не может быть причиной, по которой претендент на титул борется за выживание 2/3 сезона. И мало кто мог не просто указать, мол, против "Боруссии" научились играть, но и объяснить, в чём именно это проявилось.
Спасибо, Вадим! Абсолютно уверен, что все болельщики Дортмунда, страдавшие во второй половине 14 года (я помню, что иногда заставлял себя смотреть матчи, зная заранее, чем всё кончится...) и спокойно воспринявшие уход Клоппа в весной, согласятся с вашей трактовкой.
Вот этот момент с переходом владения очень важен для понимания почерка тренера. Начинающему болельщику трудно увидеть в команде тренерский почерк, что от тренера а что больше характеризует игроков. Так вот: смотрите на моменты перехода мяча, именно там тренерская установка и почерк в наиболее чистом виде. Это я сейчас про Челси начну (ссори, кто о чем а я о Челси)) : отобрали мяч и что? Пауза или ближнему, потом средний пас статичному игроку в борьбу. Эффективность такого развития атаки целиком завязана на сверхусилия исполнителей, на удачу, на фейлы противника - т.е. никак не результат командной работы ,которая и есть тренерская цель.
Это про атаку. При обороне потеря мяча не сопровождается быстрым прессингом, прессинг идет в лучшем случае на второй-третий прием мяча соперником, а первая передача не накрывается, в результате противник успевает сделать самый важный первый пас, а потом догоняй его уже на уровне штрафной. И поди угадай где тогда окажется мяч - отсюда многочисленные позиционные фейлы защиты синих. Потом говорят что Челси были медленнее и у них проблемы с физикой. Там не с физикой - там с когда и где находиться и в какой момент начать движение проблемы. Проблема осмысленности движения.
Поэтому утверждаю что в Челси сейчас ярко виден тренерский кризис.