Андре-Пьер Жиньяк: трагедия всей жизни
Ретроспективный текст Марка Неугасимова о карьере Андре-Пьера Жиньяка со всеми взлётами и падениями спустя три месяца после финала Евро-2016.
Это история об одном мгновении, которое могло бы увенчать всю жизнь нашего героя. Это история об усердном труде и упорстве, которые сделали из него того, кем он стал. Это история взлётов и падений, без которых невозможно было бы представить его личность. История, которая могла бы превратиться в эпос, но обернулась скорее трагедией.
История берёт своё начало в Мартиге — небольшом городке южного 13-го департамента Франции Буш-дю-Рон близ Марселя, где пятилетний Андре-Пьер начал заниматься футболом. Тогда ещё не было никаких планов на будущее, только желание когда-нибудь сыграть за клуб своего сердца — марсельский «Олимпик», который в то время значился в топ-клубах и выиграл Лигу чемпионов. Желания у него было хоть отбавляй и в скором времени это привело его к первым успехам: с родным «Мартигом» он добрался до полуфинала Кубка Гамбарделла (прим.: молодёжный чемпионат Франции), попутно убрав с пути «Сент-Этьен» и «Нанси», которые славились и славятся своими академиями, но уступил путёвку в финал «Ницце». Тогда его заприметили скауты «Лорьяна» и пригласили в свою молодёжную команду.
Жиньяк родился и вырос в цыганской семье. Кроме склонности к постоянным переездам для них характерны и обширные родственные связи. Опять же вы наверняка знаете, как много людей не упустят возможности пошутить над цыганами. Как Джоуи Бартон, игравший с Андре-Пьером вместе на протяжении одного сезона и решивший заодно посмеяться также над его музыкальным вкусом: «Мне кажется, Жиньяк немного сумасшедший: у него такой ужасный вкус в музыке. В прошлый раз он мне ставил какую-то корсиканскую музыку и на полном серьёзе говорил, что это круто. Я, как англичанин, естественно был не согласен. Может это круто слушать где-нибудь на Корсике или в домике на колесах у Жиньяка, но дома я такое никогда слушать не буду. В другой день он слушал Кэти Перри... Такой здоровяк слушает Кэти Перри? Мне нечего добавить».
Жиньяк никогда не обижался на шуточки о его происхождении, в ответ на это он только улыбался. Более того на этой почве он даже сдружился с рэпером Seth Gueko, назвавшегося так в честь героя Джорджа Клуни из фильма «От заката до рассвета». Нет, Seth Gueko не цыган по происхождению, но он вырос по соседству с цыганским табором, в следствие чего долгое время с ними общался и даже сделал себе сценический образ из жаргона и прочих атрибутов, присущих цыганам. Ну как Андре-Пьер мог пройти мимо?
Впрочем, вернёмся к его появлению в молодёжке «Лорьяна». На тот момент его кузен Жак «Панчо» Абардонадо играл за «Лорьян» и оказал влияние на его переход: «Переход в «Лорьян» - это лучшее, что могло с ним тогда случиться. Клуб без вариантов дал бы ему возможность играть, к тому же я прекрасно знал всю их кухню изнутри. Очень домашняя обстановка внутри организации. Поначалу ему было трудно, но на второй сезон его прорвало. Я рад, что смог помочь ему».
В стиле игры Жиньяка было очень много энергии и агрессивности, к тому же он обладал достаточно хорошим ударом, что делало из него далеко не самого типичного нападающего. Добавьте сюда постоянную вовлечённость в оборонительные действия, будь то прессинг или даже выносы мяча с ленточки ворот своей команды (да-да, и такое было), а также любовь к акробатическим этюдам и получите вполне себе колоритного форварда.
«Я горжусь тем, какую карьеру он себе сделал», говорит всё тот же Абардонадо. «Он принял эстафету в нашей семье. Знали бы вы, какой характер был у его отца Жераля, вы бы тоже не удивились его успеху, как и я. Когда я был маленьким, я часто смотрел, как Жераль играет. Он тоже был центрфорвардом. Настоящий бульдозер! Сын весь в него. У его родителей такой же характер. Благодаря своей работе, он всегда сворачивал горы».
В 2004 году Андре-Пьер дебютировал в составе «Лорьяна», выйдя на какие-то 13 минут в концовке матча. Но этого ему хватило, чтобы забить первый гол в своей профессиональной карьере. «Мерлузы» (прим.: прозвище «Лорьяна») поняли, что пока регулярную практику дать ему не могут, значит нужно отдать его в аренду. Подвернулся вариант с «По» из третьего по силе дивизиона Франции, где Жиньяк зарекомендовал себя в полной мере. Неизвестно, то ли ещё тогда, то ли во время последующего полноценного сезона в «Лорьяне», но летом 2007 года «Тулуза» решила сделать ставку на него в связке со шведом Йоханом Эльмандером. Однако в первом сезоне Андре-Пьер по большей части выходил на замену и довольствовался скудным игровым временем. Как итог, всего 2 забитых мяча в Лиге 1. Негусто!
Но уже на следующий сезон о его подвигах узнала вся Европа: Жиньяк превратился в настоящего монстра и наколотил 24 гола, став лучшим бомбардиром чемпионата Франции. Форвард к тому же стал самым результативным игроком «Тулузы» в рамках одного сезона. Интерес к его персоне распространился далеко за пределы страны, поговаривали даже о переходе в лондонский «Арсенал». Жиньяк остался в «Тулузе», но на следующий год его стали одолевать травмы одна за другой. Они помешали ему набрать те же обороты, однако никак не повлияли на спрос.
Борьба за него развернулась нешуточная, а сам Андре-Пьер в результате последовал зову сердца и перешёл в клуб, о котором грезил ещё в детстве: летом 2010 года футболист перешёл в «Марсель», буквально только что ставший чемпионом страны, в обмен на 18 млн. евро. Однако после перехода в «Олимпик» Жиньяк редко появлялся на острие и не смог преодолеть барьер в восемь голов в чемпионате. В Марселе, где требования болельщиков к игрокам крайне высокие, тут же стали сомневаться, а тот ли это Жиньяк, которого они так хотели. Единственное, чем он смог запомниться, это хет-триком в ворота словацкой «Жилины»: одержав тогда победу со счётом 0:7, «Марсель» поставил рекорд самой крупной выездной победы на групповой стадии Лиги чемпионов.
Ко второму сезону в составе «Марселя» Андре-Пьер подошёл в плохой форме, что не скрылось от глаз болельщиков, которые невооружённым взглядом обнаружили у форварда лишний вес. Да и сам игрок подлил масла в огонь, признавшись в интервью, что любит поесть в Макдональдсе. Так родилась кричалка «Один Бигмак для Жиньяка» (фр.: «Un Big Mac pour Gignac»), разлетевшаяся по всем стадионам Франции. В таких условиях экс-нападающий «Тулузы» проиграл конкуренцию пришедшему в одно время с ним из «Ниццы» Лоику Реми и вошёл в крайне непростой период своей карьеры. Он старался исправить ситуацию, но ничего не получалось. Ничего не получалось настолько, что на одной из тренировок у него случилась перепалка со своим наставником Дидье Дешамом, в результате которой Андре-Пьер кинул в него бутылку с водой.
Реакция не заставила себя долго ждать: клуб наказал игрока денежным штрафом и отправил его в дубль подумать о своём поведении. Это совпало с непростым периодом для команды, которая завалила выступление в чемпионате. Болельщики быстро пришли к (на самом деле, не очень) логичному выводу, что именно Жиньяк в этом виноват. Вскоре нападающий обнаружил, что его машину обокрали. Рядовое явление в Марселе. Сегодня многие шутят, что это даже стало ритуалом для всех новичков «фокейцев» (прим.: прозвище «Марселя»). В Лиге чемпионов «ОМ» удалось дойти аж до ¼ финала, однако наш герой там голевого участия не принимал. Хорошо хоть команде удалось выиграть Кубок Лиги, потому что 10-е занятое в чемпионате место не давало места в еврокубке.
С приходом на тренерский пост Эли Бопа Жиньяк раздухарился не на шутку, забил всего 13 голов, но зато большинство из них были победными. «Марсель» был надежён в защите, а матчи выигрывались в основном с минимальным счётом. Как бы там ни было, но именно его дубль в ворота «Бастии» в концовке чемпионата добыл команде второе место и прямую путёвку в Лигу чемпионов. Чем не шанс восстановить своё доброе имя?
А далее пошло только лучше: 22 гола во всех турнирах. Могло быть и больше, но вновь вмешались травмы. Отличные индивидуальные выступления на национальном уровне затмили ужасные коллективные результаты. В Лиге 1 «ОМ» финишировал лишь шестым, далеко не продвинулся ни в одном из национальных кубков, а в Лиге чемпионов и вовсе вылетел с нулём очков из группы.
Жиньяк имел всё, чтобы покорить сердца болельщиков, но ему всегда не хватало совсем чуть-чуть: то отношения к делу, то успехов команды. Его жизнь перевернул приход Марсело Бьелсы в марсельский «Олимпик». Пересмотрев по собственному обычаю все матчи клуба в предыдущем сезоне, аргентинский специалист заявил, что Андре-Пьер должен всхуднуть на несколько килограмм. Уверовав в нового тренера и восстановившись от травм, Жиньяк начал феерить без раскачки: 10 голов за первые 10 туров. Лучше него не стартовал в Лиге 1 никто, даже Златан Ибрагимович. Наколотив в общей сложности 21 гол в чемпионате, форвард стал вторым бомбардиром Лиги 1, а по голам головой разделил первое место в Европе с Криштиану Роналду. После Нового года у «Марселя» случился игровой спад, помноженный на ряд спорных судейских решений не в пользу команды, поэтому зимнее чемпионство было разбазарено во втором круге, и в итоге «фокейцы» финишировали на 4-м месте. Сам же Жиньяк успел перешагнуть отметку в 100 голов в Лиге 1, а когда он был заменён в заключительном матче сезона против «Бастии», «Велодром» устроил ему громогласные овации.
К сожалению, это были грустные овации расставания, поскольку «Марсель» испытывал финансовые трудности и не мог предложить адекватную зарплату своему голеадору. Поэтому Жиньяк был волен выбирать своё будущее сам. Он мог оказаться в АПЛ, но им интересовались недостаточно амбициозные клубы. Он мог оказаться в «Лионе», но с любовью к «Марселю» туда переходить как-то неправильно по отношению к болельщикам. Он мог оказаться в «Галатасарае», но поступил для многих непонятным образом и отправился в Мексику в «Тигрес».
Когда его спросили о причинах выбора, он ответил, что едет побеждать и получать удовольствие от игры. На испанском! В первый же день! С первого матча Жиньяк стал отдаваться в матчах местного первенства без остатка, а его голы стабильно возглавляли всевозможные хит-парады. Акробатические этюды, дальние выстрелы, выверенная игра головой, финты... С таким Андре-Пьером «Тигрес» заматерели и стали грозной силой: выигранная Апертура 2015, финал Копа Либертадорес и финал Кубка КОНКАКАФ тому прямое подтверждение. Жиньяк же показывал потрясающую результативность и по праву стал лучшим бомбардиром и лучшим игроком Апертуры. В Мексике даже появился культ игрока, а тот с удовольствием общался с болельщиками и посвящал им свои голы.
Давно забытый тренерами французской сборной он уже и не мечтал вернуться в состав трёхцветных, но игнорировать эту феерию не смог уже даже Дешам, казалось бы, натерпевшийся с ним ещё в «Марселе». Возглавляющий нынче Les Bleus специалист дал шанс форварду проявить себя, и тот забил сначала прошлой осенью в ворота немцев в день потрясших мир парижских терактов, а затем весной уже в ворота сборной России. Оба раза Жиньяк показывал две буквы «L» — это посвящение фанатской группировке «Тигрес» под названием «Libres Y Lokos» (исп.: «Свободные и безумные»). Проверив его в таких условиях, Дидье Дешам вызвал его и на домашнее Евро-2016, однако дал понять, что рассчитывает на него, как на игрока подмены для Оливье Жиру.
Жиньяк радовался и этому. Он воспринимал конкуренцию здраво и даже с юмором: «Разница между нами? 3-4 сантиметра роста (смеётся). У Оливье много качеств. Он талантливее меня, но я играю сердцем». Сам Жиру отзывался о конкуренте не менее хорошо: «Он заслуживает место в сборной, ведь у него был суперсезон в Мексике. У нас с ним хорошие отношения, он тоже очень любит играть за сборную. Он очень важен для нас, ведь это тот, кто задаёт настроение в команде».
Пожалуй, Евро-2016 не стал турниром Жиньяка. Шесть раз он выходил на поле со скамейки и сделал лишь одно результативное действие: ассистировал своему бывшему партнёру по «Марселю» Димитри Пайету в матче против Албании. Ему не везло в матче против Ирландии, где почти все его удары пришлись в каркас ворот, он мог забить и Исландии, но всё никак не получалось.
И вот настал матч финала. Сборная Португалии в соперниках. «Стад де Франс» переполнен и ждёт победы своих парней. Андре-Пьер в концовке матча меняет Жиру, а дальше вы всё и сами помните.
92-я минута, Жиньяк, стоя спиной к воротам, получает мяч. За ним Пепе, выигравший с «Реалом» Лигу чемпионов и проводящий супертурнир, но Жиньяк убирает его так, как не делал до этого никто на турнире. Пепе на земле, отыгран, унижен, размазан, а наш герой уже перед воротами Руя Патрисиу. Он делал такое уже сотни раз: в «Лорьяне», в «Тулузе», в «Марселе», в Мексике. Обычное дело. Когда, если не сейчас?
И он бьёт, похоже что на автомате, ведь все эти движения он повторяет много раз на дню. И вот та ситуация, когда всё решают сантиметры. Зрители вскакивают со своих мест: если будет гол, то Франция станет чемпионом Европы, но мяч попадает в штангу и отлетает в сторону, как будто ничего и не было. Тогда ещё никто не понимает, что на этом всё, потому что спустя примерно 20 минут игрового времени Эдер забьёт из менее очевидной ситуации и станет тем, кем не смог стать Жиньяк. Титул, который был так близко, ускользнул из рук сборной Франции.
«Шла 92-я минута. Забей я, и победа был бы в наших руках. Да даже отбей Руи Патрисиу мой удар, мяч мог бы отлететь к Гризи (прим.: Гризманн), но он пролетел мимо вратаря, ударился о штангу и улетел прочь. Это наверное невезение, я не знаю. Сейчас этот эпизод всё ещё не даёт мне покоя, а тут вы меня ещё больше угнетаете, лишний раз напоминая о нём», с неприкрытой фрустрацией в голосе бросил Андре-Пьер.
Жиньяк — далеко не первый, кого постигает такая участь. Вспомните штангу Трезеге в финале ЧМ-2006 или штангу Роббена четырьмя годами позже. Важно не то, что ты упал, а то, как ты встанешь. Несколько сантиметров в сторону, и Жиньяк поменял бы всё: свой статус, свою значимость, возможно даже свою жизнь. Но теперь ему нужно научиться с этим жить, а пока что это у него не очень выходит: «Стоя в душе после игры, я подумал, что эта штанга будет преследовать меня до конца карьеры, даже после. Это какой-то кошмар». Кошмар — это быть в шаге от статуса национального героя, а в итоге стать героем личной трагедии. Трагедии всей жизни!
10 октября этой трагедии исполнилось три месяца. Удивительно даже, как быстро летит время! Кажется, что Жиньяк уже выбросил из головы этот финал, но когда в минувшем туре мексиканского первенства он не забил пенальти в ворота «Леона», почему-то именно штанга в финале Евро-2016 всплыла в памяти. Такие рубцы на зарастают.
За оформление отдельная благодарность Кристиану Либеруму. Текст также выйдет в английском варианте на сайте Rytai. Заходите туда, там всегда много интересного!
Но Жиньяк ни в чём не виноват, сделал всё правильно, просто не повезло...
Я первым делом в тот момент вспомнил штангу Ренсенбринка на последних секундах основного времени финала ЧМ-78.