Квинси promise. Как лидера «Спартака» используют в сборной
Голландская сборная наконец-то получила отдачу от Квинси Промеса – отчасти из-за того, что по сравнению со «Спартаком» он играет чуть иначе.
Октябрьское окно матчей сборных получилось для Квинси Промеса половинчатым. В матче со сборной Беларуси он забил свои первые голы в оранжевой футболке, с Францией – отыграл 15 минут, почувствовал боль в лодыжке и быстро покинул поле. И тем не менее этот отрезок стоит признать для Промеса удачным – пожалуй, впервые он показал, что готов быть лидером голландской сборной. Данни Блинд долго хвалил Квинси за его игру в «Спартаке», но в своей команде он использует Промеса чуть-чуть иначе. Несмотря на травму в матче с Францией, кое-какие тенденции всё равно стоит выделить – тем более что им Промес будет следовать как минимум ближайший год.
Квинси сильнее привязан к своему флангу
В «Спартаке» Промес гуляет с правого края на левый и обратно, меняясь местами с Романом Зобниным, причём эта ротация не выглядит ситуативной игрой на чьих-то слабостях – они просто закрывают фланги по очереди. В голландской сборной представить Квинси слева сложно, за 90 минут матча с Белоруссией он ни разу не сменил край, и корни этого кроются в заранее просчитанной Данни Блиндом игровой асимметрии.
Номинальным левым вингером Блинд ставит Дави Классена, блуждающего художника по натуре. Все 90 минут матча с Белоруссией Классен сваливался в центр, дублируя Уэсли Снейдера и насыщая середину, а левый фланг отдавался на откуп Дейли Блинду, бесперебойно подававшему на протяжении всего матча. Справа же взаимодействуют Промес и Рик Карсдорп из «Фейеноорда» – очень приятно отметить, что талант защитника, которого сейчас хвалят все, мы заметили ещё прошлой зимой. Промес иногда, как Классен, смещается в центр, чтобы открыть Карсдорпу свободное пространство на фланге (как на скриншоте ниже), но чаще они взаимодействуют на краю в паре.
Данни Блинд не запрещает Промесу смещаться с мячом в центр, как он любит в «Спартаке», но чаще Квинси исполняет роль именно игрока «желобка». Это сильно бросалось в глаза в Швеции – там Оскар Вендт замучил Промеса ходьбой по пятам, впихивал его на фланг и лишал кислорода, Квинси подавал оттуда, потом цикл начинался заново. Понять, почему Блинд так загоняет лидера «Спартака» на фланг, можно: оранжевые без скорости – как птица без крыльев, а на левом краю скорость и так променяли на ум и мозги Классена.
Квинси больше занят обороной
У «Спартака» тоже наблюдается фланговый перекос, но он заключается в том, что Зобнин исполняет на краю оборонительную роль, чем занимался Пак Чжи Сунв ПСВ и «Манчестер Юнайтед», а Промес сосредотачивает свои силы исключительно на атаке. Из-за этого работа Квинси без мяча именно в «Спартаке» вызывает вопросы. Перед глазами третий гол «Зенита» в ворота красно-белых – всё началось с безобидного паса на Мака в центре поля, который выдернул из своей зоны Маурисио и оголил правый фланг, что стало определяющим моментом атаки. Если бы Промес активнее работал в прессинге, этой ситуации можно было избежать, однако Квинси изображал давление вдалеке от эпизода. Симптоматично, что в том матче «Зенит» создал 5 из 7 голевых моментов из зоны Маурисио – защитник, которому и без того неудобно играть на фланге, остался без поддержки своего коллеги.
В голландской сборной Квинси играет не так беспечно. В свои 15 минут, отыгранные против Франции, Промес много занимался черновой работой – накрывал Курзава, активно прессинговал Пайета (Димитри в одном из эпизодов красиво обыграл голландца, но дальше не продвинулся и отдал назад – тоже, пожалуй, плюс Квинси). Да и травму лодыжки, после которой Промес захромал и заменился, вингер получил, пытаясь отобрать мяч на фланге у Блеза Матюиди. Против Беларуси игрок «Спартака» не так часто отходил назад, помогая Карсдорпу, это случалось лишь в моментах, когда белорусы старались задавить числом.
Прессинг в голландской сборной у Промеса тоже получается лучше, чем в «Спартаке» – это с его перехвата начался третий гол в ворота белорусов. Хотя, может, дело в том, что в нашем чемпионате редко делают такие подарки, какой сделал Алексей Сиваков? В любом случае в сборной Квинси усерднее работает без мяча.
Квинси лучше взаимодействует с крайним защитником
Рик Карсдорп, в связке с которым Промес начинал октябрьские матчи, своей манерой игры похож на Андрея Ещенко: он – переученный правый вингер (кстати, его переобучению помог защитник «Динамо» Люк Уилкшир), очень полезный в атаке, бомба замедленного действия у своих ворот. Но если Ещенко часто уходит в центр, чтобы сыграть на перехвате или открыться из глубины, то Карсдорп занимается исключительно флангом – он принимает диагонали из центра, смело идёт обыгрывать, взаимодействует с вингером. По сути, Рик играет, как Дейли Блинд слева, только с дополнительной опцией в виде возможного паса вразрез на Промеса.
В матче с Беларусью эта опция выглядела примерно так: Снейдер вырезает диагональ направо…
…а Карсдорп резко пытается отдать на Промеса вразрез, между защитниками.
Разница между фланговыми связками в «Спартаке» и сборной Нидерландов заключается в том, насколько удачно Промеса подпитывают передачами из глубины фланга. У Ещенко это получается нечасто – гораздо чаще Квинси получает мяч от Фернандо, Глушакова или кого-то из красно-белых «десяток» (Попов/Джано). Карсдорп же старался по максимуму играть не в центр, а именно вперёд, на Промеса. Ту самую дополнительную опцию Рик использует очень правильно.
Квинси всё ещё заигрывается
Пожалуй, главный минус игры Промеса на старте отбора – он иногда передерживает мяч, и это отчасти связано со стилем голландских соперников и самого Промеса. Уютнее всего Квинси чувствует себя, когда у него есть скорость, и Швеция, понимая это, практически не оставляла спартаковца один в один – на Промесе повисали как минимум двое, и на фланге, и перед штрафной площадкой. Скорости мысли Квинси недостаточно, чтобы разруливать такие моменты – он предпочитает пойти в обыгрыш на двоих, а не отдать назад. В Стокгольме Промес четырежды потерял мяч именно так.
Если помните матч «Спартака» с кипрским АЕК – ну, конечно же, помните – то знаете, что Квинси иногда ведёт себя так, потому что злится на себя. Игра не идёт, внутри кипит, крышка съезжает с громадными горячими пузырями, и Промес пытается делать всё в одиночку. Здесь дело, как кажется, именно во внутреннем строе, в желании всё равно стать героем. Характерно, что все попытки Квинси сделать всё в одиночку случились в первом тайме, когда игра у голландцев не шла. Иногда такое рвение во вред – но это гораздо лучше, чем «лидерские качества» Мемфиса Депая, который во вчерашнем матче с Францией получил лёгкий толчок в спину за 3 метра до штрафной, пробежал до линии и упал, как подстреленное животное. Депай сейчас играет за «МЮ», а Промес – за «Спартак», но взрослее и увереннее в себе не тот, кто делит раздевалку с Погба, Руни и Златаном.
Квинси больше доверяют
Не чем в «Спартаке», а чем было раньше. Данни Блинд давно ждал от Квинси Промеса прорыва, ещё летом он с горечью утверждал, что Квинси в «Спартаке» и сборной – два разных игрока, и удивлялся, когда с Австрией Промес был ярок и хорош. До Беларуси он, кажется, всё знал: «Промес каждую неделю играет на высочайшем уровне. В сборной Квинси не всегда столь же хорош, но Промес действительно хорош в России, и жаль, что вы не видите его игры».
Матч с белорусами стал для Промеса знаковым – и дело не только в двух забитых мячах и торжествующих словах Блинда: «Я же говорил!». Во-первых, Квинси провёл свой первый полный официальный матч за Нидерланды, раньше были только «товарняки» и игры, где Промесу давали только 15-20 минут, чтобы проявить себя. Во-вторых, спартаковцу после перерыва доверили исполнять все стандарты. Пусть причиной и стала травма Уэсли Снейдера, момент всё равно показательный – это шажочек, чтобы стать для «оранжевых» своим, лидером будущей команды на ЧМ-2018 (правда, для начала туда надо попасть).
Доверие – это едва ли не главный источник вдохновения для Квинси. В «Гоу Эхед Иглз» ему на пути попался Эрик тен Хаг, тренер прогрессивной волны, но по-старому жёсткий и заставлявший пахать, но веривший в креативные способности Промеса. В «Спартаке» первым тренером голландца был Мурат Якин, у которого вся команда таскала рояль, а Квинси на нём играл – причём настолько умело, что каждый раз швейцарца спрашивали, удержат ли Промеса летом. Блинд тоже помог Квинси словом и делом – и обещанная отдача от спартаковца уже началась. Жаль только, что второй месяц кряду Промес приезжает из сборной нездоровым.