Алан Смит: «Мне поступило предложение от лучшего тренера в мире, как я мог отказаться?»
На кухне нового дома Алана Смита, расположенного на юге Дербишира в прекрасном Пик-Дистрикт, играет The Smiths. «The Smiths - крутые», - говорит Смит, заваривая чай и подпевая.
Игрок и по совместительству тренер «Ноттс Каунти» показывает редакции FourFourTwo свой дом, в котором он живет со своей будущей женой. Одну из комнат украшают памятные предметы и сувениры BMX и мотокросса. «Она сказала положить всё сюда», - смеясь говорит Смит. Кумиром Алана Смита является испанский мотоциклист Хорхе Лоренцо, сделавший мотогонки искусством и готовый рисковать жизнью. Среди сувениров Смита есть флаг, подтверждающий преданность человеку, с которым он хотел бы однажды встретиться.
«Я - неподходящий человек для интервью», - говорит Смит с ярко выраженным акцентом жителя Лидса. Спустя 19 минут и очередную чашку чая он продолжает говорить о своей карьере, о «Лидсе», «Манчестер Юнайтед», «Ньюкасле», «МК Донс» и старейшем клубе мира, за который выступает сейчас (и, конечно же, о 19 матчах за сборную Англии).
Ты ещё увлекаешься BMX? Я где-то читал, что в детстве ты побеждал на соревнованиях. Действительно ли ты собирался бросить футбол из-за этого? Можешь ли сейчас кататься?
Джо Харман, Twitter
Всё было немного иначе. Я начал заниматься BMХ в детстве, намного раньше, чем футболом. Я увлёкся BMX, потому что мой отец занимался мотокроссом. Вся моя семья увлекается мотоциклами. В детстве я часто смотрел мотогонки. Мне нравился фильм «Бандиты на велосипедах». Касаемо соревнований, в 8 лет я выиграл чемпионат Британии. У меня было несколько велосипедов, отец купил их, несмотря на возражения матери. Я ездил от Инвернесса до Слау. Отец в то время занимался грузоперевозками, а по пятницам возвращался домой. Мы с ним катались все выходные. Родители поддерживали мои начинания в гонках. Многие мои друзья мечтали стать футболистами, а я хотел быть велогонщиком.
В молодости Смит был фанатом мотогонщика Хорхе Лоренцо.
Ты учился в ныне несуществующей детской футбольной школе Лиллесхолла, когда тебе было 14. Правда ли, что ты был там несчастлив, поэтому уехал оттуда через несколько месяцев?
Киран Кеннеди, Винчестер
Правда. Я был ещё очень молод и привязан к семье. Я уже был в системе «Лидса», а в Лиллесхолле была совсем другая атмосфера. Я скучал по дому, хотел вернуться к родителям. Уехать оттуда было непростым решением для меня, но мой стиль больше подходил «Лидсу», чем той школе.
Что ты почувствовал, когда на «Энфилде» первым же касанием отправил мяч в ворота Дэвида Джеймса?
Роберт Бэрри, Уокингем
Я почувствовал, что сделал нечто очень важное. Каждый гол, что я забил - будь то за резерв или основной состав - значит очень многое для меня. Тот гол отличает то, что имел большое значение и для других. Он изменил мою жизнь. Тогда я должен был поехать в Израиль с составе юношеской сборной Англии, но поездку отменили из-за политической ситуации. Я вернулся в расположение «Лидса». Кто-то получил травму, и меня вызвали тренироваться с основным составом. Меня включили в команду как запасного игрока. Мы проигрывали, а затем я вышел и забил гол. Мне хотелось большего. На следующей неделе мы играли с «Чарльтоном». Я снова вышел и забил. В «Лидсе» была особая атмосфера. Эдди Грей оказал большое влияние на меня. Он тренировал молодежную команду вместе с Полом Хартом, они верили в меня, а я не хотел их подводить.
Смит забивает «Ливерпулю».
В «Лидсе» ты играл с Джонатаном Вудгейтом, Ли Бойером, Харри Кьюэллом и Стивеном Макфейлом. Кто из них был наиболее талантливым?
Доминик Меллор, Харрогит
Я был самым младшим, и они присматривали за мной. Они были очень талантливы и стремились к успеху. Макфейл был необыкновенно талантлив, Кьюэлл и Джонатан многого добились, как и Ли Бойер. У Стивена возникли некоторые проблемы со здоровьем, из-за чего ему пришлось завязать с футболом. Что я хорошо помню - это то, что они замечательные люди.
Какие у тебя самые яркие воспоминания об участии «Лидса» в Лиге Чемпионов 2000-2001?
Скотт Робертс, Дьюсбери
Для всего клуба Лига Чемпионов была удивительным приключением. Мне было 19-20, я получил бесценный опыт столь рано. Я забил своей первый гол «Мюнхену 1860» в квалификационном матче и победный гол в ответном на Олимпийском стадионе. На групповом этапе мы сыграли вничью с «Андерлехтом», «Лацио» и «Реалом», но у нас ещё была игра в запасе и мы смогли выйти из группы. Я забил гол «Лацио», но должен признать, что всю сложную работу тогда проделал Марк Видука, мне оставалось лишь направить мяч в ворота. Далее мы отправились в Мадрид. На «Бернабеу» мы были довольно расслаблены. Было здорово играть против одного из величайших клубов мира и не чувствовать никакого давления. У нас была фантастическая поддержка, как будто половина жителей Лидса присутствовала там. Видука и я забили в тот вечер, но тем не менее мы проиграли со счетом 2-3. В четвертьфинале мы одержали победу над «Депортиво», но в полуфинале для нас все закончилось. Мы не смогли пробиться через оборону «Валенсии». Домашний матч завершился со счетом 0-0, ответный мы проиграли 0-3. Я был удален за жесткий подкат. Мое удаление, пожалуй, является самым неприятным моментом. Но я не стал бы ничего менять, если бы даже мог. Я наслаждался каждой минутой нашего путешествия.
Ты играл против многих великих защитников в Лиге Чемпионов. Кто из них был лучшим?
Райан Гулливер, Портсмут
Я имел удовольствие играть против величайшего, на мой взгляд, защитника в мире – Паоло Мальдини. Тот матч на «Сан-Сиро» был восхитительным, нас поддерживало 5-10 тысяч болельщиков «Лидса». Это был мой лучший матч в составе «Лидса», хоть я и не забил, я играл лучше, чем когда-либо. После матча я обменялся футболкой с Мальдини. Это единственная футболка, которую я храню в рамке.
Почему «Лидс» перестал выигрывать? Когда ты начал понимать, что у клуба начались финансовые трудности?
Мэттью Паркинсон, email
Мы были не самой сильной командой. У «Манчестер Юнайтед» и «Арсенала» было больше опыта, у них были игроки высочайшего уровня. Я знал о клубе всё, ведь я местный. Вскоре пошли разговоры, что нужно продавать игроков, и я понял, что у «Лидса» проблемы. Мы продали Рио в «Юнайтед» в 2002 году за 30 миллионов фунтов. «Лидс» не мог отказаться от такой сделки, но эта сумма не могла покрыть наших убытков. Когда мы заняли пятое место, Дэвида О’Лири уволили, что довольно глупо. Я начал понимать, что у нас проблемы, в 2003-м году, когда началась предсезонная подготовка. Нас было восемь или девять игроков. Джеймс Милнер и Аарон Леннон тогда играли в команде до 16 лет. Также у нас было несколько ребят из Франции, которые никогда прежде не играли в Англии. Самым худшим было выбыть из Премьер-лиги. Я винил себя в случившемся, но не знал, что ещё я могу сделать. Мое последнее воспоминание о матчах за клуб родного города – то, как мы выбыли в Чемпионшип. Кошмар.
Смит был сломлен после вылета «Лидса» в Чемпионшип в 2004 году.
Был ли ты огорчен тем, что не попал на чемпионат мира в 2002 году?
Элли Коутс, Мадрид
Я считал, что я лучше многих, кто туда поехал, но я сам во всем виноват. Я играл во всех матчах, а в квалификации, когда мы играли против Македонии, я был удален с поля. Свен всегда очень хорошо ко мне относился, он хотел, чтобы я играл. Хотел, чтобы я был более надежным. Но иногда я просто не мог себя сдерживать (улыбается). В итоге я поехал на чемпионат Европы в составе команды до 21 года с Дэвидом Платтом.
Что ты чувствовал, когда болельщики «Лидса» осуждали твой переход в «Манчестер Юнайтед»? Правда ли, что ты отказался от выплат, причитающихся тебе от «Лидса»? Миф ли, что ты как-то сказал: «Я никогда не буду играть за "Манчестер Юнайтед"»?
Тревор Хоббс, Лондон
Это не миф (смеётся). Я был молод и наивен. Я никогда не думал, что мной когда-либо заинтересуется «Манчестер Юнайтед», и что «Лидс» когда-нибудь захочет меня продать. И я не мог вообразить, что мы можем выбыть из Премьер-лиги. Возможно, я никогда бы и не ушёл, если бы дела не были настолько плохи. «Лидс» хотел продать меня тем, кто предложит больше денег. О реакции болельщиков могу сказать, что я был бы дураком, если бы посчитал, что они меня не осудят. Я был в клубе, когда Кантона перешел в «Юнайтед». Я подавал мячи в тот день, когда он вернулся на «Элланд Роуд» и забил нам. Сэр Алекс Фергюсон как-то сказал мне: «Никогда бы не подумал, что тебе хватит смелости принять подобное решение».
Когда я уходил из «Лидса», это уже был не тот клуб, который я знал. В руководстве были люди, которые мне не нравились. Когда ходил на встречи с ними, там происходили очень странные вещи. Затем у меня появилась возможность перейти из команды Чемпионшипа в команду чемпионов. Мне поступило предложение от лучшего тренера в мире, как я мог отказаться? Что касается выплат, то мне действительно причиталась какая-то сумма, поскольку у меня был пятилетний контракт. Но последнее, чего я хотел - это видеть, как «Лидс» обанкротится. Сколько раз я бы ни возвращался туда, я вижу, что многие меня там по-прежнему любят.
Как ты отнесся к трансферу Руни, который состоялся сразу после твоего? Знал ли ты, когда переходил, что его собираются подписать?
Шейн Бирэм, Twitter
Нет, не знал, но это не было проблемой. В команде уже были талантливые нападающие, что вполне ожидаемо, если клуб стремится выигрывать титулы и еврокубки. Уэйн помог нам усилить состав.
О чем ты думал, когда в попытке блокировать штрафной удар Йона Арне Риисе сломал ногу? Боялся ли ты, что больше не сможешь играть в футбол?
Кеннет Тэн, Twitter
Я не допускал такой мысли. Риисе не виноват, он приходил ко мне после случившегося. Для меня та травма стала очередным вызовом, пожалуй, самым главным вызовом в моей карьере, я выбыл на 15 месяцев. Это была очень серьезная травма, я повредил связки на лодыжке, потом начались осложнения. Я понимал, что уже не смогу играть на прежнем уровне. Я ценю каждый момент проведенный на поле после восстановления, поскольку моя карьера могла завершиться. Когда «Юнайтед» выиграл Кубок Лиги, парни надели футболки в мою честь. Я только вернулся из больницы в мою квартиру в Манчестере и смотрел матч по телевизору. Когда я увидел их в этих футболках, я почувствовал нечто особенное. Я и не знал, что они планировали что-то подобное.
Гарри Невилл в ужасе от травмы Смита, а Роналду даже не может заставить себя смотреть на кошмарный перелом...
Правда ли, что болельщики «Ливерпуля» пытались напасть на больницу, в которой ты находился после травмы?
Стюарт Смит, Facebook
Нет. Болельщики все ещё были на стадионе. Несколько лет спустя я оправился в Ливерпуль в составе «Ньюкасла», меня там очень тепло встретили. После травмы я получал очень много писем, в том числе от фанатов «Ливерпуля». Медицинский персонал «Ливерпуля» тоже проявил участие. Они были обеспокоены тем, что кровь не поступала и моя стопа могла деформироваться.
Кто был самым жёстким игроком среди тех, с кем ты играл и среди тех, против кого приходилось играть?
Бреде Токвам, Twitter
Сложно сказать. Тогда футбол вообще был более жёстким, чем сейчас. Если кто-то был лучше меня, я должен был придумать, как остановить его. Думаю, «Лидс» семидесятых годов поверг бы всех в шок.
Как ты считаешь, смена твоей игровой позиции из нападения в центральную зону помешала твоей карьере или помогла? Предпочёл бы ты играть в атаке?
Джордж Питтс, Twitter
Скорее помогла, особенно после травмы, из-за которой я утратил некоторые свои способности. Мне пришлось учиться заново многому, чтобы я мог играть должным образом там, где это необходимо. В «Ньюкасле» я научился играть на позиции опорного полузащитника. Я получил травму в 2005 году, и по-прежнему могу играть, чему я несказанно рад.
Смит был перемещен в центр полузащиты «Юнайтед».
Ты пытался отговорить Фергюсона от идеи сделать из тебя центрального полузащитника? Считал ли ты, что можешь стать следующим Роем Кином?
Джон Норрис, Facebook
Многие говорили, что я займу место Роя. Чепуха. Почти во всех матчах мы с Роем и Скоулзи играли втроем в полузащите. У Роя всегда были высокие требования. Как-то в матче против «Ливерпуля» я оставил свою позицию и собрался броситься в подкат, Рой накричал на меня, хотел, чтобы я оставался на ногах. Затем он побежал за мячом и сбил их игрока. Когда Рой поднялся, он посмеялся надо мной. Он был капитаном – ему можно. Я с ним много общался. Он хороший парень.
Мне очень нравилось твое поведение в «Юнайтед», ты всегда мог повеселиться с болельщиками. Помнишь, как после разминки в Праге ты посмеялся над болельщиками, которые кричали: «Смити, поцелуй эмблему!»?
Бен Мурз, Ермстон
Это из-за того, что я целовал эмблему «Лидса» – моего родного клуба. Фанаты «Юнайтед» решили посмеяться. Честно говоря, я был немного напуган, их там было тысяч пять, заведенных и кричащих. Я сам был футбольным фанатом и являюсь им до сих пор. Я обычный человек, мне несложно их понять. Конечно, я не стал целовать эмблему, и возможно, за это они меня стали больше уважать.
Смит хлопает болельщикам МЮ, но эмблему целовать он не решился.
Кого из нападающих, с кем ты играл, ты считаешь лучшим?
Билл Симпсон, Стэйнс
Они все были очень хороши, но лучшим был Марк Видука. Перед тем как он перешёл к нам, Дэвид О’Лири подошёл ко мне и спросил: «C каким нападающим ты хотел бы играть?». Мне нужен был кто-то, кто попадает точно в цель. Он пришёл из «Селтика» и сразу же проявил свой талант. Глядя на него, можно было сказать, что он даже не старается, но это было не так. Он обладал невероятными способностями для человека с такими габаритами.
Как ты отнесся к интервью Роя Кина MUTV?
Сэм Конвери, Ковентри
(Прим. - после провального матча против «Миддлсбро» Рой Кин в интервью MUTV раскритиковал своих одноклубников, которые, по мнению Роя, недостаточно хорошо выполняют свои обязанности).
Если ты - капитан команды, ты имеешь право говорить, что хочешь. Рой не сказал ничего такого, чего он не смог бы сказать нам лично. Когда он давал интервью, он был намного спокойней, чем в раздевалке после матча. У меня с Роем были прекрасные отношения. Я читал его книгу и ценю то, что он говорил обо мне.
Как ты отреагировал на поведение болельщиков «Лидса», когда ты приехал в составе «Ньюкасла» на предсезонный товарищеский матч в 2009 году? Что бы ты сказал болельщикам, которые тебя освистывали?
Эд Брукс, Вейбридж
Всё было не так плохо. Я не настолько глуп, чтобы ждать комплиментов от болельщиков команды, из которой ушел. Если бы я был на их месте, поступил бы точно так же. Если бы я ушёл, и никому не было бы до этого дела, то тогда я бы обеспокоился. Это означало бы, что я недостаточно хорош. Я болельщик «Лидса» и я никогда не говорил о том, что могу уйти.
Смит провел 5 лет в составе «Ньюкасла», в период между 2007 и 2012 годом.
Можешь сравнить то, что ты почувствовал, когда «Ньюкасл» выбыл из Премьер-лиги с тем, что испытал с «Лидсом»? Что было более обидным?
Кай, Twitter
В том сезоне у меня был травма, я сыграл всего несколько матчей за «Ньюкасл». Тем не менее я был расстроен, ведь вокруг меня были люди, которым происходящее было небезразлично. К счастью, мы сразу вернулись обратно. Многие игроки хотели остаться в команде, чтобы отблагодарить болельщиков и восстановить свою репутацию. Некоторые думали, что у нас ничего не получится и мы опустимся в дивизион ниже, но мы провели превосходный сезон. Мы побили клубный рекорд по набранным очкам за сезон, сыграли 20 «сухих» матчей, нас поддерживало более 50 тысяч болельщиков. Невероятная поддержка.
Ты сыграл в 94 матчах, но так и не забил за «Ньюкасл». Разочаровало ли это тебя?
Лиам Николсон, Стокпорт
Вовсе нет. Я был опорным полузащитником. Ранее я был нападающим, поэтому от меня ждали голов, но опорники обычно не забивают. Разве что Клод Макелеле один раз забил за «Челси». У меня было несколько шансов забить за «Ньюкасл», я и сам бы этого хотел, но своим главным достижением в этом клубе я считаю то, что я был капитаном, поскольку Ники Батт был травмирован, и помог команде вернуться в Премьер-лигу.
Насколько близок ты был к возвращению в «Лидс» в 2012-м году, когда тренер Саймон Грейсон заинтересовался тобой?
Дэйв Вудфин, email
Это слухи. Ни Саймон, ни «Лидс» не связывались со мной. Не думаю, что я стал бы возвращаться. Я уже не был прежним игроком. Да, я имел бы там большое влияние, но мне было 33 года, не 21. Для них лучше помнить меня молодым, а для меня - хранить воспоминания о том «Лидсе», который я любил.
Ходили слухи, что Смит вернется в «Лидс» в 2012 году, но тренер команды Грэйсон, с ним не связывался.
Ты один из именитых игроков, перешедших в Первую лигу. Стоит ли другим профессионалам, которым не достает игровой практики, последовать твоему примеру?
Томас О’Дей, Facebook
Я люблю футбол, и мне хотелось продолжать играть. Мне также хотелось заняться чем-то другим, поделиться с командой опытом. Я узнал много нового о футболе, о том, через что проходят тренеры, и как многим игрокам, несмотря на их таланты, приходиться биться за новый контракт каждый год. Я провёл два замечательных сезона в «МК Донс», но мы так и не смогли попасть в лигу выше. Мы играли с большими командами и держались уверенно.
Слышала, ты хотел получить тренерскую лицензию, теперь ты играющий тренер «Ноттс Каунти»…
Джейн Грэм, Ньюкасл
Летом я собираюсь жениться, поэтому пока не могу заняться лицензией, но если в следующем году у меня будет контракт, непременно займусь этим. К тому же я хотел сосредоточиться на игре, я всё еще в форме, не пью и в целом чувствую себя хорошо, но сейчас я готов получить лицензию. Академию клуба здесь возглавляет Пол Харт. Менеджер Шон Дерри, его ассистент и игроки, все в боевой готовности. Совмещать ежедневно работу игрока и тренера непросто.
Смит продолжает играть за «Нотс Каунти» в 4-ом английском дивизионе.
Перевод: Рузанна Жанимова
Редактура: Андрей Ерёменко
Следите за нами в социальных сетях: Вконтакте \ Twitter \ Facebook \ Instagram