Эффект бабочки-2
"Если движешься в том направлении, в котором растет твой страх, значит ты на правильном пути. (Милорад Павич)"
Делай что должно, и пусть будет что будет. Совпадений в жизни случается много, и некоторые из совпадений и связей мы вообще не замечаем. Зато некоторые из них вызывают эйфорию и ощущение завершённости. В покере это понятие называется «положительный тильт». После удачно проведённой руки игрок перестаёт контролировать своё эмоциональное состояние и начинает допускать ошибки в счёте и реакциях своих оппонентов.
Не скажу, что отставка Вали Иванова была столь же предсказуемой, что и неуд Иванова Сергея. Нет, он не был глыбой, как и не был игроком команды. Это была запасная деталь в механизме, причём не «родная», а выточенная артритными пальцами голодных детей Вьетнама на 12-м часу непрерывной работы. Тем не менее, ответственность руководителя обычно лежит у нас за скобками основного процесса. Но Валя и тут оказался исключением, уйдя со скандалом, как уходил из международного судейства после матча, по которому давались комментарии руководством всего мирового футбола. Яркий человек, чоуштам.
«Кто виноват» не относится для меня к числу значимых вопросов, хоть я русский и по крови, и по мировоззрению. Гораздо важнее «что делать». Что нам всем теперь делать со всем этим счастьем? Не закончится ли эта история, как обычно у нас бывает, наказанием невиновных и награждением непричастных?
Российское судейство находится в ещё большем кризисе, чем футбольное хозяйство в среднем. Это непрозрачная система, в устройстве которой и распределении ответственности внутри неё даже Колосков разбирается с ошибками. Молодые судьи, прошедшие горнило низших лиг, поднимаются по профессиональной лестнице законченными циниками, а ограниченность международных контактов вполне коррелирует с общеполитической. На международные матчи наши судьи ездят, но лишь на незначимые, и методическая поддержка таких контактов минимальна.
Новая система, которую необходимо построить, должна быть методически точна, независима и транспарентна. Первая задача решается участием в международной деятельности и программах. Вторая должна быть обеспечена РФС и РФПЛ правильным оргдизайном. А вот третья часть это задача СМИ и профильных сотрудников судейской организации. Открытость и прозрачность механизмов подготовки, оценки квалификации и назначений должны стать образцом для всего нашего спорта.
И если найти профессиональных маркетологов и пиарщиков для судей не проблема, то спортивная журналистика перед нами в большом долгу. Приход молодых в существующую систему ничего не решает, потому что погружаются они сразу в вилки интересов настолько крупных игроков, что любое неповиновение превращается для них по существу в запрет на профессию. Я понимаю, что «Газпром-медиа» это коммерческое предприятие, имеющее свои собственные стратегические цели, но зависимость и аффилированность его через материнскую компанию с одним из ведущих клубов Лиги просто невозможно уравновесить никакими механизмами управления.
Мы сейчас имеем пул хороших парней со светлыми лицами, которые колеблются вместе с генеральной линией, а приглашённые эксперты люди тёртые и прекрасно понимают, что как только их суждения начнут выходить за рамки дозволенного, их лица исчезнут с экранов, что в современном мире практически равно полному забвению и прозябанию. Поэтому не оценивая ни профессиональный уровень, ни личные качества «мэтров» нашей спортивной журналистики, я уверенно говорю, что это не годится от слова совсем. Любой эксперт, комментируя факт, в современном мире будет оглядываться не на реальное положение дел, а на политику редакции. А редакции её политику диктует владелец, его Совет директоров и его менеджеры.
Поверить в независимость суждений в таком коридоре понятий и интересов я могу только в одном случае, если этим вопросом будет заниматься человек, полностью свободный от болельщицких пристрастий, потому что как бы ни был хорош закон, куда важнее законоприменение. И в одном и том же эпизоде болельщики разных команд будут видеть абсолютно разные мелочи. А если глава корпорации раз в две недели появляется на домашнем стадионе в шарфике одной из команд, у исполнительного менеджера не возникнет и секундного замешательства в определении стороны спора, которую он должен занять.
Так что вопрос не в Косте Гениче или других наших журналистах, которые несколько дней объясняли нам про непредвзятость, общий уровень и взаимность ошибок ровно до той минуты, пока не грянул гром с отставкой нашего Верховного судии. Вопрос в редакционной политике единственной медиа-корпорации, которая должна создавать этот самый прозрачный фон для вполне себе революционных изменений в футбольной системе.
Пора признать, что работа Тины Канделаки не профессиональна. Я не знаю, что именно написано в приложениях к её контракту, каковы критерии оценки её деятельности и структуру её KPI. Но мне трудно представить, какое из условий она гипотетически могла выполнить. Эксперимент с назначением просто приятной медиа-мордашки, знакомой с фитнесом и инстаграммом, на пул федеральных спортивных каналов провалился, а ответственность за это должна понести не только она, но и люди её назначавшие. Помимо отклонений от финмодели развития и копеечных для такой мегакорпорации убытков, это могла бы быть национализация спортивного вещания в интересах отечественного спорта.
Эффективность частной собственности часто преувеличивается, она ровно настолько же зависит от эффективности приглашаемых менеджеров, как и при государственной форме. Только у Грефа в голове может существовать одновременно гордость за достигаемые показатели и тоска по недостижимости приватизации предприятия, которым он же и руководит. И если частный собственник выбирает себе менеджеров по критерию упругости попки, то пусть их выбирает хотя бы независимый представитель государства с Набсоветом, в котором будут учтены интересы всего футбольного сообщества, а не личные пристрастия господина Миллера. Может, хоть попки будут получше.
Спорт это очень справедливое занятие, даже если это спортивная игра. Любая несправедливость очевидна зрителю любой квалификации. Он может не знать всех тонкостей правил соревнований, но эмоциональный фон других болельщиков очень быстро воспитывает у него ощущение чистоты или предвзятости. И последствия ощущения такого нездорового состояния нашей спортивной системы может привести к нежелательным последствиям для всех вплоть до Манежки-2. Зато ощущение чистоты и справедливости в сегодняшнем мире настолько в дефиците, что может привлечь огромное количество незадействованных ресурсов и поднять общий интерес на фоне энтузиазма.
Надо только не бояться не только говорить, но и делать правильные вещи. Страх преодолим. Главное — не останавливаться.