Омар Абдуррахман: кронпринц эмиратского футбола
Рассказ пойдет об одной из главных звезд Олимпиады 2012 года Омаре Абдуррахмане, который до сих пор не решился на переезд в Европу, несмотря на все свои футбольные таланты.
Появление олимпийской сборной Великобритании по футболу на Олимпиаде 2012 года вызвало много шума. Как оказалось, шума из ничего. Неделями велись споры о том, игроки какой нации должны быть представлены в команде и о том, как это важно для их будущего. В итоге сборная, составленная из валлийских и английских игроков, вышла из довольно легкой группы, после чего бесславно покинула турнир, который с учетом низкой посещаемости стал полным провалом для британской команды.
Так было и во второй игровой день с довольно странным расписанием, когда друг за другом играли сначала Уругвай против Сенегала, затем Великобритания с ОАЭ. К моменту появления на поле британской сборной зрители, среди которых в основном находились туристы и семьи, утомленные просмотром предыдущей встречи, откровенно скучали. Хотя в тот день национальные команды были представлены немалым количеством звезд: атаку Уругвая вели за собой Суарес и Кавани, поддерживаемые Лодейро и Рамиресом, которые на тот момент считались одними из самых перспективных игроков в мире, в то время, как Гиггз, Беллами, Рэмзи и Старридж вышли на поле в цветах сборной Великобритании – разве такое может быть скучным? Однако,несмотря на присутствие столь громких имен, самое впечатляющее выступление выдал игрок, от которого этого ждали в последнюю очередь.
Казалось бы, со своей стройной, вполне себе обычной фигурой, похожей скорее на ручку от метлы, чем на бульдозер, Омар Абдуррахман может привлечь внимание к себе разве что прической, напоминающей нечто среднее между шевелюрами Маруана Феллайни и Фабрицио Колоччини. Но вопреки отсутствию особых физических данных,стоило ему только получить мяч, как он тут же буквально гипнотизировал всех вокруг. В этот серый день на «Уэмбли» ему удалось добавить красок в столь же тусклый и унылый поединок каждым касанием мяча.
Хотя поначалу его вполне можно было спутать с Димитаром Бербатовым – настолько лениво он передвигался по полю во время игры. Однако даже пускай и довольно вяло, но он постоянно двигался, то оказываясь перед четверкой защитников своей команды, или неожиданно возникал на фланге, где мог оббежать каждый метр в попытке создать опасность. В сравнении со строгой дисциплиной и четкой игрой Великобритании по позициям за ним было по-настоящему приятно наблюдать.
Оказавшись с мячом, он буквально оживал,вынуждал противников идти в отбор, а затем за счет легкого телосложения обыгрывал их. Он находил свободное пространство возле чужой штрафной и внутри нее, туда забегали его партнеры, получавшие от него до миллиметров выверенные передачи. Движения его были элегантны и роскошны.
Несмотря на поражение его команды, в день, когда на поле более чем хватало звезд мирового масштаба, он сверкал ярче всех. После матча его игру выделил Майка Ричардс, а Райан Гиггз лично зашел в раздевалку сборной ОАЭ, чтобы подарить ему свою футболку. В то время ему было всего 20, он играл за «Аль Айн» и сборную Арабских Эмиратов. Переход в один из европейских клубов казался делом времени.
Однако этого не произошло. Во всяком случае, пока. После Олимпиады он проходил просмотр в «Манчестер Сити». Как сообщалось,ему удалось впечатлить тренерский штаб «горожан», однако трансфер не состоялся. До сих пор точно неизвестно, что стало тому причиной – то могли быть проблемы с получением разрешения на работу в Англии, либо отказ самого Абдуррахмана покидать ОАЭ.
С 2012 года он стал играть только лучше – и на клубном, и на международном уровне. В его активе обширная коллекция наград: множество побед в Лиге Арабских стран Залива, внутренних турнирах, а также целый ряд индивидуальных призов. Впервые он познал вкус международных побед в 2013, когда привел свою команду к победе, а заодно получил звание игрока турнира. Но по-настоящему увековечил свое имя в мировом футболе он на Кубке Азии – 2015.
Абдуррахман показал впечатляющую игру на групповом этапе в матчах против Бахрейна и Катара, где он сделал несколько голевых передач, но самый яркий эпизод ждал его в матче четвертьфинала против действующих чемпионов – Японии. В основное и дополнительное время выявить победителя не удалось, и была назначена серия пенальти. Подошел черед Абдуррахмана. Подходя к мячу, он выглядел очень взволнованным, словно шел не исполнять пенальти, а на виселицу: вытянул зубы, протер лицо воротником от своей футболки, несколько раз кивнул в сторону рефери матча. Вся тревога рассеялась сразу после того, как он устремился к мячу – казалось, он хотел порвать им сетку ворот, но вместо этоголегким, воздушным касанием отправил снаряд точно по центру, сделав статиста из японского голкипера. То был момент высочайшей уверенности при огромном давлении, который ставит его в один ряд с Пирло, Тотти, Зиданом и, разумеется, самим Паненкой.
Чтобы убедиться в уровне Абдуррахмана, вам нужно посмотреть матч ОАЭ против Малайзии. Конечно, соперник был не из когорты сильнейших, но стиль, в котором команда Омара одержала победу, впечатляет.Матч завершился со счетом 10:0, а Абдуррахман записал на свой счет шесть голевых передач. Масштабы его креативности в той встрече поражают: он легко выполнял подачи из глубины поля, без особых усилий обыгрывал оппонентов и выбирался из сложнейших ситуаций, когда был ограничен в игровом пространстве. С точки зрения футбольных стандартов он напоминает даже не большую рыбу в маленьком пруду, а акулу в детском плавательном бассейне. Тем не менее он доволен своим положением в мелководье. Новый контракт, который он недавно заключил с клубом, подразумевает значительное повышение его оклада, что вместе с участившимися травмами игрока оттолкнет от его кандидатуры европейские клубы, поскольку вряд ли они станут рисковать и подписывать контракт с игроком, никогда не игравшим за пределами Среднего Востока. На вопрос об Абдуррахмане Хави, который на данный момент играет в Катаре, посоветовал ему и другим талантливым арабским игрокам отправиться в Европу, где команды «гораздо больше внимания уделяют тактике, чем здесь».
Хотя последовать совету Хави несомненно означает индивидуальный прогресс игрока, необходимо отметить и другие факторы. Гарантированное безбедное существование и статус суперзвезды в своей стране он вынужден будет променять на шанс поиграть на высшем уровне. К тому же трудно сказать, сумеет ли он адаптироваться к жизни в другой культуре – есть немало примеров игроков, которые после переезда в Европу так и не сумели найти себя на другом континенте, после чего возвращались домой.Для кого-то быть ценным игроком у себя на родине важнее собственных амбиций. В этом нет ничего постыдного.
Кроме того, отказ Абдуррахмана переехать в Европу действительно заслуживает восхищения. Его карьера подвергает сомнению нашу распространенную евроцентрическую концепцию, которая при этом называет футбол «глобальной игрой». Она напоминает нам о том, что Лига Чемпионов – вовсе не самый главный футбольный турнир, а так какболее слабые чемпионаты получают все большее финансирование, не исключено, что в скором времени Европа перестанет быть центром футбольной власти. И подтверждение тому – несколько игроков, которые предпочли продолжить развитие в своей стране и тем самым повысить уровень местной лиги: это партнер Абдуррахмана по сборной Али Мабхут, записавший на свой счет большое количество голов за национальную команду и клуб «Аль Джазира»; Фахад Аль-Муваллад, светило футбола в Саудовской Аравии, и Омар Аль Сомах, бомбардир с пугающей результативностью из Сирии – и этот список можно продолжать. Растет популярность и МЛС, так как футбол в Америке утверждает свое культурное и спортивное влияние, а трансфер Алекса Тейшейры в «Цзянсу Сунин» - вообще беспрецедентный случай, поскольку он, возможно, стал первым, кто предпочел переезд в Китай переходу в один из ведущих европейских клубов. Если взглянуть на это шире, то можно заметить, что футбол на самом деле является глобальной игрой, что способствует его повсеместному развитию.
Конечно, хотелось бы увидеть Омара Абдуррахмана в Европе, но он служит нам напоминанием о том, что талантливые игроки есть даже в самых отдаленных уголках планеты, если знать, где их искать.
Что-то мне это напоминает... Постойте, у нас в России функционеры так же рассуждают)