«Вроде все четко сказал, где можно извратить?» Сергей Шубенков против британского журналиста
Чемпион мира-2015 в барьерном спринте Сергей Шубенков на своей странице в ЖЖ написал занимательный пост про общение с зарубежными журналистами. Sports.ru с разрешения Сергея перепечатывает эту историю.
«Конечно же, пропаганда существует только в России. При этом она бывает только государственная и непременно всегда лживая. А на западе все медиа честны и чисты, потому что только там настоящая свобода», – пытаются внушить нам отдельные граждане. Что ж, расскажу вам о свежем опыте взаимодействия с «независимой прессой».
Обычно я не отвечаю на запросы в твиттере типа «свяжитесь со мной, пожалуйста, у меня пара вопросов», но в этот раз почему-то решил быть вежливым, ведь мы уже встречались, да и тематика показалась многообещающей: «Привет, Сергей, не могли бы вы меня зафолловить, у меня есть вопрос про Лондон-2017, который я хотел бы задать? Спасибо, Мэтт Слэйтер, Press Association» (в Лондоне состоится чемпионат мира по легкой атлетике в 2017 году).
После весьма длинного приветствия наш разговор по сути начался:
– Хотел бы поговорить с вами по поводу последнего комментария Сэба Коу (президент IAAF). Он (комментарий) был о том, что России не будет в Лондоне-2017. Я считаю, что все-таки будет, хотя и взломы сайта WADA этому не способствуют! Мне интересно, могу ли я прислать вам несколько вопросов о возвращении России... когда, как, что это будет значить для российских спортсменов... что-то такое.
– Здравствуйте. Боюсь, что ваши вопросы останутся без ответов, потому что я уже достаточно продолжительное время не отслеживал новости касательно нашей ситуации. Я удивлен, что Коу сделал такое заявление.
На этом пока как бы все, однако через пару дней получаю вопрос вдогонку:
– Привет, Сергей. Что вы думаете по поводу использования ТИ (терапевтических исключений – разрешений принимать запрещенные препараты для лечения) в США, Великобритании и других западных странах? Мы злоупотребляем системой? Видели или слышали ли вы что-нибудь об этом (ТИ) в России
– Я не знаю, с чего начать. Ваши вопросы весьма узки: я не знаю, злоупотребляет ли кто-нибудь ТИ. Иногда такое ощущение возникает, особенно, когда речь заходит об астме, но фактами я не владею.
И в России не распространены. Число их настолько мало, что можно легко сказать, что ТИ здесь вообще не используются. Но меня эта ситуация бесит, и вот почему: WADA всегда утверждает, что заботится о чистоте спорта и защите чистых спортсменов (не чистых спорстменов из России, конечно), подразумевает, что допинг – абсолютное зло. Я наказан за, предположительно, недостаточную культуру нулевой терпимости к допингу в моей стране. А тут теперь выясняется, что допинг на самом деле приемлем в некоторых случаях при определенных условиях при соблюдении определенной процедуры в качестве исключения. Тем не менее, мне была известна статистика и до взломов: в 2014 году только 64% положительных проб были признаны нарушениями антидопинговых правил. Остальные – ТИ либо оправданы, либо что-то еще. Лицемерие или двойные стандарты – называйте как хотите.
Ну вот на этом мы и распрощались с журналистом Мэттом Слэйтером. «Вроде бы все четко и ясно сказал, где там чего можно извратить», – подумал я. Ну что ж, давайте посмотрим на результат:
«Моя история о том, как россиянин Сергей Шубенков зол на «лицемерный» запад из-за ТИ».
Причем по ссылке находится статья о Путине и его комментариях по ситуации:
Так где ж там про меня? Может, еще чего у Мэтта в твиттере поискать, может, ошибся со ссылкой человек? Ах вот же он еще линк публикует, на The Telegraph:
Заголовок: «Владимир Путин ликует в то время, как Лаура Тротт и Николя Адамс становятся жертвами утечки данных о допинг тестах, а Мо Фару ждет та же участь», (кстати, основное значение аглийского глагола «to crow» – кукарекать).
Автор у материала другой, некто Бэн Рамсби, с которым я не общался никогда. У него Путин уже ликует. Читаю кусок про меня: «Риторика холодной войны была раскручена российским чемпионом мира в беге на 110 с барьерами Сергеем Шубенковым, который обвинил Западные страны в «лицемерии» по поводу врачебных предписаний, позволяющих принимать запрещенные в иных случаях препараты». Далее следует более-менее точная цитата, что я наказан за недостаточную культуру нулевой терпимости к допингу в России, которую вы могли лицезреть выше.
В очередной раз увидев, что, казалось бы, английским «спортивным» журналистам было б не о чем рассказывать, если бы не Владимир Владимирович, возмущенно пишу Мэтту:
– Риторика холодной войны?! Обвинил Западные страны?! Какого черта!
– Не моя статья, Сергей! Это Бэн Рамсби написал. Он использовал цитату из моей статьи. Я вам ее позже отправлю.
– Но вы написали о моей «ярости по отношению к лицемерному западу» – я ничего вам о «западе» не говорил.
– Не я придумывал заголовок, но я понимаю, почему мой редактор написал именно так! Вы сказали: «меня бесит», так что «ярость» – это OK; и вы сказали «лицемерный». Вы сказали, что ТИ не используются в России, а подавляющее большинство данных, слитых российскими хакерами, относится к «западу». Я бы препочел в заголовке использовать «западные атлеты», но, преполагаю, «запад» просто короче. Да и человек, который писал заголовок для SBS ещё и грамматическую ошибку допустил. Написал «лицемер», не «лицемерный». Бывает!
– Вообще-то, то, что хакеры российские, ещё не подтверждено. Это вопрос следствию. Я говорю, что WADA лицемерно в своtм подходе, то есть делает и говорит разные вещи.
– Сергей, хакеры российские (или русские – перевести всяко можно).
А вот тут я впал в ступор и погрузился в размышления. Взлом баз данных – действительно ведь преступление, а значит, виновные должны быть определены, найдены и наказаны. От того, что хакеры используют на логотипе медведей, или сливают в основном англичан да американцев, или конечный сигнал исходил с территории России, они не становятся российскими. То есть, следствие еще толком не началось, но журналисты уже знают все. А если писать о чем-то неизвестном всем разом и одинаково, то это ведь автоматически станет правдой! (ага, российская агрессия в Грузии, сбитый Россией самолет).
Кончилось все тем, что Мэтт сказал, что четко ставил вопрос о западных странах, и таки прислал мне свою статью в директы твиттера. Я так и не понял, была ли она опубликована хоть где-нибудь. Куски из нее можно почитать вот здесь, однако общий смысл тут потерян.
Хоть и возникло недопонимание, материал-то в итоге вышел неплохой. Главный его посыл – система с ТИ должна стать более прозрачной, чтобы подобные скандалы в будущем не возникали. А между тем, кого я обвинил в лицемерии, страны Запада или Всемирное Антидопинговое агентство, разница не принципиальна – одни используют допинг, а другие позволяют им это делать, это и есть двойной стандарт, позже написал мне Мэтт.
Фото: РИА Новости/Нина Зотина