27 мин.

Футбольные менеджеры: конкуренты последних лет

managers

Очень рад, что многих заинтересовала статья про историю футбольных менеджеров. Теперь, как я и обещал, пишу продолжение, где рассмотрю лучшие менеджеры последних лет, их конкурентоспособность. Найду плюсы и минусы версий, оригинальные фишки, свойственные только конкретному менеджеру. Благодаря этому анализу, каждый читатель сам сможет сделать вывод, какой же футбольный менеджер лучше, хотя я, конечно же, порекомендую Football Manager от SEGA и Sports Interactive!

Таблица ниже поможет лучше ознакомиться, менеджеры под какими названиями и от каких производителей выходили с 2001 года, какие оценки ставил им сайт AG.ru и его посетители. Красным цветом выделены наиболее хорошо оцененные версии, ну и серым - самые неудачные версии по мнению того же AG. [Таблица кликабельна]

table

На удивление мало сайт поставил игре F.A. Premier League Manager 2002, мне эта игра очень нравилась, как я писал в прошлой статье, нравилась она и многих моим читателям. Также я удивлен такой низкой оценке FM2007 и тому, что следующие две версии сайт не оценил вообще. Тем не менее, уже из этой таблицы можно сделать вывод, что Football Manager от Sports Interactive уверенно лидирует несколько последних лет, FIFA Manager от EA Sports наступает ему на пятки, а Championship Manager и, особенно, Premier Manager - просто не способны навязать борьбу.

Отправной точкой соперничества является, наверное, 2005 год, когда после раскола в стане разработчиков уже прошло некоторое время, и все смогли предложить взору публики достойные игры (Football Manager 2006 и Championship Manager 2006), Electronic Arts сменила название Total Club на FIFA Manager, ну а Premier Manager пытался вернуться во времена своих успешных продуктов 1997 и 1998 года, хотя с каждым годом у них получается всё хуже и хуже. Кстати не все могли выдерживать эту жестокую борьбу ежегодно: в 2008 году Eidos заморозили свой проект CM2009 (вышла только версия для iPhone) и сосредоточились на разработке CM2010, а Premier Manager в 2009 году сменил производителя.

2001-2002

Именно тогда я познакомился с менеджерами и как раз опробовал те два от производителей, кующих славу и сейчас. Championship Manager 01/02 и F.A. Premier League Manager 2002, каждый по-своему был очень хорош, поэтому я проводил много часов за обоими и не мог выделить лидера.

cm0102
cm0102

[Рецензия на ag.ru]

Плюсы

  • Годами отточенная база игры

  • Реалистичная трансферная система

  • Большое количество умений игрока

  • Отсутствие общей оценки мастерства

  • Большое количество чемпионатов (в том числе Россия)

  • Возможность управления сборными

  • Адекватные счета и послематчевые оценки

  • Отсутствие вылетов и множества багов

Минусы

  • Мало изменений с прошлого года

  • Отсутствие "быстрого матча"

  • Только текстовый комментарий (без 2D и 3D), хотя для некоторых - это плюс

  • Медленный общий темп игры (по сравнению с остальными)

f.a.2002
f.a.2002

[Рецензия на ag.ru]

Плюсы

  • Режим "быстрого матча"

  • 3D-матч

  • Быстрый общий темп игры

  • Неугасающий интерес

Минусы

  • Общая оценка мастерства

  • Малое количество чемпионатов, отсутствие играбельной России

  • Невозможность управления сборными

  • Частые вылеты

  • Некоторая нереалистичность в результатах и развитии футбольного клуба

  • Невозможность после увольнения найти новый клуб

2002-2003
premier 2003
premier 2003

[Рецензия на ag.ru]

Следующий год вывел на аренду третьего разработчика менеджеров, пытающегося навязать конкуренцию. Детище "Zoo Digital Publishing" под известным в прошлом названием "Premier Manager" могло очень сильно напугать фанатов игр от других производителей, но, думаю, что большинство о Премьер Менеджере даже и не узнали. Только 5 чемпионатов, ужасная трансферная система, древняя графика, скудный матч с 3D-моментами. Единственный плюс у игры заключался в подаче новостей и таблиц игроку, все остальные составляющие игры же никуда не годились.

cm4
cm4

[Рецензия на ag.ru]

CM сильно изменился с прошлого года, но изменился в хорошую сторону, хотя приобрел много новых багов. Одна из самых забагованных версий тем не менее стала очень любима у фанатов. Именно в ней появились "колобки" (двумерное отображение матча), которые выигрышно смотрелись на фоне 3D-несуразицы конкурентов. Увеличилось количество лиг и чемпионатов, а значит увеличились требования компьютера, еще больше уменьшилась скорость игры. Сильно изменились тренировки и тактическая составляющая, интерфейс стал более стильным, появилось много разные скинов.

tcm2003
tcm2003

EA Sports хотели взять самое лучшее из FA PLM и добавить много новых фишек, красивой графики. Намного улучшилась экономическая составляющая игры, появилась личная жизнь менеджеров, некое подобие ролевой игры, но, кажется, разработчики совсем забыли о футбольной составляющей. TCM не мог долго удержать игроков у экранов, нехватка реалистичности сказывалась очень скоро, хотя полюбоваться красивыми картинками различных зданий, рассматривать интерактивную карту Европы, наблюдать за развитием 9-летних футболистов тоже было интересно. Улучшился 3D-матч, получивший движок ФИФЫ 2002, но действия футболистов на поле были далеки от идеала. Лично мне игра не очень понравилась, я понял, что серия развивается в неправильном направлении.

2003-2004
cm0304
cm0304

[Рецензия на ag.ru]

Последняя игра серии, созданная именно такой командой разработчиков, несильно изменилась с прошлого сезона, хотя ей это и не нужно было - сильно меняться. Куча миниатюрных совершенствований, активизация СМИ, оживание трансферного рынка - всё это положительно сказалось на и так отличной игре. А впереди ждала бездна, ведь команда разработчиков распадалась на две части...

tcm2004
tcm2004

[Рецензия на ag.ru]

Любители Sims, наверняка, полюбили эту игру, ведь тут можно зарабатывать деньги, а потом тратить их на жену, даря разные безделушки, делать детей, покупать себе машины, дома, даже ракету можно купить, только вот использовать по назначению ее, к сожалению, не получится. Главное нововведение в этом году - можно играть за свою команду самому, правда требуется установленная ФИФА2004. Появились новые чемпионаты, в том числе российский, а вот реалистичность результатов по-прежнему хромает. Графическую составляющую EA серьезно не меняли, всё, как было, но чем тогда они занимались весь год? Полезностей было обнаружено очень мало.

premier2003
premier2004

[Рецензия на ag.ru]

Даже спустя год, количество чемпионатов, где можно играть, не увеличилось, их по-прежнему 5. Зато разработчики улучшили графику и сделали более приятный интерфейс, удобные менюшки, теперь игрокам меньше будет хотеться выколоть себе глаза. Постоянные диалоги при помощи выбора ответов с персоналом довольно симпатичны, но очень скоро надоедают, скудна экономическая и тактическая системы. Но тем не менее эта игра в своем виде подавала некоторые надежды, и жаль, что им не суждено было сбыться, потому что именно эта часть была оценена максимально, остальные же пошли по наклонной вниз.

2004-2005
fm2005
fm2005

[Рецензия на ag.ru]

Игра сменила название, но осталась тем же милым сердцу CM′ом прошлых лет. Дизайн серьезно изменился, улучшились тренировки, возможности на трансферном рынке. SI ввели новинку "mind games", когда до и после игр можно было через СМИ пообщаться с тренерами других команд. В профилях игроков появились фотографии, улучшился движок "колобкового" матча. Но все нововведения лучше всего ощутит игрок, ведь каждая игра этой серии, хоть почти и не меняется на первый взгляд, имеет свою собственную атмосферу. В этом сезоне FM серьезно оторвался от конкурентов, не смотря на разделение команды разработчиков, половина которых ушла в Eidos.

cm5
cm5

[Рецензия на ag.ru]

Разработка игры под старым брендом почти с нуля сделала свое дело - CM5 получился очень сырым. Так как база игры осталась у FM′щиков, то очень много неточностей просто кишат во всех аспектах футбольной жизни. Движок матча только на паузе выглядит неплохо, двигаются "колобки" же ужасно, менеджер практически никакого влияния на них оказать не может. Тренировки лучше не трогать, новости лучше не читать. Кто-то, конечно, еще надеялся на возвращение серии на лидирующие позиции в списке менеджеров, но было уже понятно - место CM максимум в тройке, ведь конкуренты из EA не дремлют.

tcm2005
tcm2005

[Рецензия на ag.ru]

TCM как всегда берет одежкой, а не умом, хотя ума у игры прибавилось с минувшего года. Разработчики, видимо, трудились с максимальной отдачей, в некоторых областях перемудрив. Радует возможность основания собственного клуба, где в роли президента можно выполнить 25-летний план по попаданию в премьер-лигу. А вот движок матча ухудшился, потому что стал движком УЕФА Евро 2004, играть матчи через ФИФА2004 тоже возможно, но стало очень хлопотно. Реализация не самых звездных команд значительно уступает FM, как уступают и экономика, трансферы, тактика и многое другое. Но не смотря на все минусы, игра вполне играбельна, в лучших традициях TCM.

pm2004
pm2004

[Рецензия на ag.ru]

Premier Manager удивил всех своей убогостью и неряшливостью. Куча ужасных менюшек, непонятные стрелочки, картинки, даже кое-где мелькает немецкий язык, хоть игра и должна быть полностью английской. С прошлого года игра изменила обложку, но ничего не улучшила. Серия застопорилась, а значит стало нужно делать какие-то кардинальные изменения, иначе ничего хорошего не произойдет, только деньги на ветер.

2005-2006
fm2006
fm2006

[Рецензия на ag.ru]

ФМ2006 совсем не изменился графически, зато претерпели изменения и улучшения общение с командой, тренировки, появились менеджерские контракты. Значительно увеличилась скорость игры, можно теперь не так скупо выбирать из 51 возможного чемпионата. Много других мелочей как всегда сделали игру совсем другой, но и оставили такой же великолепной, как и прошлых ФМ′ах.

cm2006
cm2006

[Рецензия на ag.ru]

Хороший скаутинг - единственное, в чем CM имеет преимущество перед другими, остальное или осталось на месте или улучшилось незначительно. Сотрудничество Eidos Interactive с Beautiful Games Studio в этом году плодов не принесло, всё тот же ужасный матчевый движок, ошибки в информации о многих игроках, те же чемпионаты. Зато добавился режим "богатого президента", который готов сыпать деньгами в каком угодно клубе, да только все равно в него не пойдут суперзвезды, если репутация плохая.

fifam06
fifam06

[Рецензия на ag.ru]

Канадцы из EA точно не сидят на месте, как их коллеги из Eidos, а кропотливо ищут усовершенствования. Да, не всё из задуманного удачно, но некоторые наработки могут обострить конкуренцию в жанре, как, наприме, Match Analisys Tool, где можно досконально разобрать только что сыгранный матч. Разработчики серьезно переделали уровни мастерства игроков, кардинально изменили графическую часть, где всё выглядит снова, как конфетка, но уже в другой обложке. Движок матча же по-прежнему ужасен, хоть и перекочевал из ФИФА2006. Зато в менеджере огромное количество лицензированных игроков и клубов, именно этим ФИФА Менеджер хочет сразить конкурентов наповал.

pm2005
pm2005

[Рецензия на ag.ru]

Если Илья Мэддисон захочет обозреть какой-нибудь шлак из мира футбольных менеджеров, то ему надо предложить эту игру. Абсолютно никаких улучшений с прошлых версий, один кавардак везде, где только можно. Графика на уровне прошлого столетия, тактика и экономика - тоже. Не понимаю, как можно заработать, просто сменив цифры на обложке с игрой? Но, видимо, у разработчиков получается, если из года в год выходит один и тот же низкокачественный продукт.

2006-2007
fm2007
fm2007

[Рецензия на ag.ru]

ФМ, особо не меняя интерфейс, снова начинила новую версию большим количеством обновок. Переработка коснулась скаутской системы, теперь "умные" скауты знают только про свою родину и ближайших соседей, подробно рассказывают о нужных игроках, отмечают сильные и слабые стороны. В прессе увеличилось количество и качество разговоров всех обо всем, в профилях игроков появилась "паутинка скиллов", а команды получили возможность искать себе фарм-клубы.

cm2007
cm2007

[Рецензия на ag.ru]

Эта версия - практически брат-близнец CM2006, но и неудивительно, ведь всего полгода минуло с тех пор. Нововведений - как кот наплакал, только анализатор матчей, слизанный с ФИФА менеджера, да и общение с командой из ФМа, на какие-то собственные наработки времени не хватило. Но, в целом, игра стала лучше, особенно хорошо она бы смотрелась, как патч к прошлой версии.

fifam07
fifam07

[Рецензия на ag.ru]

В ФИФА Менеджер вернулись Sims и SimCity, да так, что можно тратить 50% времени на выращивание детей, трату заработанных денег и постройку зданий и офисов. Разработчиков не волнует, что к футболу это мало относится. Косметические изменения в некоторых других аспектах игры, чуть улучшенный компьютерный интеллект, пара новых фишек - и вот, новая игра под порядковым номером "7". А через несколько месяцев было решено срубить еще бабла с фанатов и было выпущено практически бесполезное дополнение FIFA Manager 07: Extra Time, вот такие жадные немцо-канадцы из EA Sports.

pm2006
pm2006

[Рецензия на ag.ru]

Из года в год смешно смотреть на жалкие попытки сделать что-то путное из Премьер Менеджера. Например, в этот раз разработчики кардинально сменили дизайн, жаль, что всё равно ничего не поменялось, всё так же убого и скудно в футбольном плане, даже матчевый движок никого не волнует. А цена на игру, тем не менее, поднялась почти в 2 раза, поразительно. Может и мне пойти на рынок всякий shit в красивых коробочках продавать? Такие же игры кто-то покупает...

2007-2008
fm2008
fm2008

[Рецензия на ag.ru]

Рецензисты с АГ.ру решили, что серия угасает и ей не хватает новаторских идей. Заплатка на заплатке дает новые дырки, а разработчикам не хватает времени и желания их залатать. Но на самом деле всё обстояло не совсем так, просто вместе с новой игрой и кучей новых финтиклюшек SI готовили качественно новый прыжок в трехмерное пространство, поэтому эта игра получилась не такой идеальной, как предыдущие. Но верные фанаты по-прежнему поддерживали все начинания SI, да и мне ФМ2008 показался вполне себе симпатичным. Подробности о большом количестве новинок в рецензии выше.

cm2008
cm2008

[Рецензия на ag.ru]

Чемпионшип менеджер порадовал фанатов в этом году псевдо-3D и бегающими по полю спичками, небольшими дизайнерскими решениями, ну, пожалуй, и всё. Особо ничего нового Eidos и Beautiful Games придумать не смогли, и данный выпуск серии получил во всех изданиях едва ли не самую низкую оценку в истории. Теперь надо постараться, чтобы вернуть потерянные позиции, которые всё же не были заоблачно высокими.

fifam08
fifam08

[Рецензия на ag.ru]

У ФИФА Менеджера опять не заладилось с футбольной составляющей матчей, поэтому они решили по максимуму разнообразить околофутбольную жизнь. Теперь главный тренер может играть не только в гольф, но и заиметь яхт-клуб и учиться крутить корабельные узлы. Не самые старые менеджеры могут стать наполовину игроками и даже, если потерпят, составить связку со своими сыновьями. Куча новых таблиц, красивых менюшек завораживает, да вот в информативности они явно проигрывают скупому на графику ФМ′у. Работать и работать еще вам, товарищи.

pm08
pm08

[Рецензия на ag.ru]

Ребята-премьерменеджеровцы решились прям-таки на глобальные изменения для себя - поменяли написание циферок в названии (вместо ожидаемого 2007-2008 там теперь красуется просто 08) и сосредоточились на полном переделывании игры.. Да только вот ничего не изменилось, мертвая точка осталась на том же месте, и с нее ничего не сдвинулось. Очередная неизменная поделка под номером "08" ждет дураков, готовых раскошелиться и, спустя, полчаса игры заполнить мусорное ведро диском с игрой.

 

2008-2009
fm2009
fm2009

[Рецензия на игромании]

В этот раз Sports Interactive решились на серьезный шаг, наконец в игре был реализован 3D-движок матча, наряду с оставшимися "колобками" и комментариями. Получилось совсем неплохо, если сравнивать трехмерные матчи конкурентов. Помимо главной фишки, было много других прекрасных дополнений, как расширенная работа с ассистентом, улучшенное общение с игроками, полностью переработанная трансферная система, оценки игрокам с точностью до десятых и много других отличных мелочей.

fifam09
fifam09

[Рецензия на ag.ru]

Интерфейс, как обычно из года в год, был переделан, добавлено несколько новых фишек, видео-вставки, появилась викторина и предсказатель футбольных матчей, но все-таки игра не особо изменилась, ничего гениального не изобрели. В этом году Football Manager обскакал всех и вся.

pm09
pm09

[Рецензия на ag.ru]

Серия по-прежнему на ходу, теперь с цифрой 9 на обложкой. Как всегда никаких усовершенствований, ну кроме разве что возможности играть сразу во всех (ШЕСТИ!) чемпионатах, гениально просто. Возможно, племена из Папуа-Новой Гвинее были бы рады такой игре, будь у них компьютер, но не требовательные футбольные фанаты. Хочется надеятся, что это был предпоследний менеджер под названием "Премьер", потому что хуже все равно быть не может.

2009-2010
fm2010
fm2010

[Рецензия на sports.ru]

Отлично постарались SI и в этом году, сделав гениальный редактор, где можно было создать практически любое соревнование с различными правилами, поиграть в любой стране мира. Появился удобный создатель тактик, улучшилось общение со СМИ через пресс-конференции. Ну и, конечно, 3D-режим получил много новых фишек. Игра стала настолько идеальной, что в течении всего года она мне ни разу не наскучила. Двигайтесь той же дорогой, Sports Interactive!

cm2010
cm2010

[Рецензия на igrolite] [Рецензия на stopgame]

Пропустив прошлый год намеренно, разработчики отдали все силы, чтобы сделать достойного конкурента в этом. Кое в чем они преуспели, интерфейс стал выглядеть очень симпатично, появилось что-то вдумчивое в экономике и тактике, даже футболисты в матчах тупят не так сильно как раньше. Но о важных деталях почему-то все равно не позаботились, например, почему нет окошка "поиск" или как посмотреть, на какой позиции выступает футболист? Непонятно это всё. Но если серия будет двигаться в таком же режиме (даже если прыгая через год), то кто-то игру оценит и полюбит.

fifam10
fifam10

[рецензия на sports.ru]

 

Самая главная новинка этого года в ФИФАМ - онлайновый режим пир2пир, которому правда нехватает 3D-матча и многих других фишек, которые имеются в стандартной одиночной карьере. Тут изменений немного, очередная смена интерфейса, различные награды, отличная графика в матче с движком от ФИФА2009. Зато можно покритиковать разработчиков за ужасный ресерч чемпионата России и отсутствие лицензий. Есть куда стремиться.

pm10
pm10

[Рецензия отсутствует, что, несомненно, к лучшему]

Интересно, что-нибудь изменили разработчики, по сравнению с прошлым годом? Думаю, что это никому неинтересно, кроме них самих. Со скрина пялится на нас какой-то мужик, вот и вся новинка, если разобраться. Игра за 9 лет абсолютно не изменилась, притом что выходила каждый год, как такое возможно? Вот вам пример. Интересно, в следующем году нас снова порадует очередным "туалетным" шедевром или люди поняли, что всё это безнадежно?

2010-2011

Наступающий сезон с трепетом ожидают все фанаты футбольных менеджеров. Уже анонсировали свои новые менеджеры SI и EA, в раздумьях Eidos, а очередной Premier Manager, я надеюсь, не появится, хватит уже издевательств над футболом. Подробнее о том, что нас ожидает в Football Manager 2011 читайте в дальнейших постах моего блога. Возможно, что я даже попробую поиграть в новый FIFA Manager, чтобы на деле доказать, почему он так плох. А этот обзор я хотел бы закончить.

Послесловие

Осталось только упомянуть еще об одной серии менеджеров, с которой я практически не знаком. Это LMA Manager, выходивший в 2005 году и в 2007[рецензия на аг.ру]. Возможно, выйдет и еще когда-либо, ведь по скринам выглядит очень неплохо, судя по отзывам не хуже CM, а значит с Premier Manager можно не просто побороться, а укатать того в грязь.

Еще один менеджер, который я не рассмотрел, является отголоском Football Manager′а. Это Football Manager Live 2008 года (ag.ru, wikipedia), который является полностью онлайн-игрой. Идея была очень хороша, огромное количество игроков сражались друг с другом в виртуальном пространстве, только вот время идет быстро, спустя год играть в не самую новую версию уже неинтересно, когда под рукой есть более крутой FM. Возможно, скоро FML появится уже в более продвинутом виде.

 

Спасибо за внимание! Надеюсь, я достаточно неплохо описал всех конкурентов, сравнений может и было мало, да и мысли неизобретательны, но после таких подробных рецензий, ссылки на которые есть под каждым скрином, как-то и рассказыть особо не хочется. Тем не менее целую ночь не спал, чтобы подать этот весьма интересный материал должным образом. :)

podpiska