5 мин.

На дне, или Почему Леонид Слуцкий совершенно прав

alt

Совсем недавно главный тренер ЦСКА дал комментарий по поводу посещаемости нашего первенства, чем вызвал настоящую бурю противоречивых эмоций. В сети поднялось громогласное обсуждение, мимо которого не смогли пройти не только обыкновенные пользователи, но и плюс-минус популярные личности. Выразил своё мнение и первый вице-президент РФС, и почетный президент той же организации, и бывший нападающий наших сборных. Но с особым размахом ругал специалиста один известный в определённых кругах писатель Дмитрий Лекух, яро отрицавший главный посыл, что был высказан российским специалистом. Оспариваемый тезис звучит так: «Россия – нефутбольная страна».

Давайте же попробуем разобраться и отделить мух от котлет. Для начала приведём высказывание полностью для тех, кто последние дни провёл в чугунном танке, изолированный от информации:

- «Посмотрите на заполняемость «Открытие Арены»… Шикарный стадион, «Спартак» – самый популярный клуб в стране. Но, кроме матча с ЦСКА, арена не заполняется. В среднем – в районе 20 тысяч зрителей. Тогда как даже в МЛС стадионы полные. В Бельгии, Голландии, Турции, Греции. Я уж не говорю про ведущие лиги. А что у нас: на данный момент ЦСКА продал около 7 тысяч абонементов, хотя ожидали продать в районе 15. ЦСКА – чемпион России, играет в Лиге чемпионов, построен шикарный стадион в центре 15-миллионного мегаполиса – и 7 тысяч абонементов. Футбольная мы страна?"

Леонид Викторович, конечно, прав. И для того чтобы понять это, достаточно худо-бедно поглядеть на этот вопрос, просто отыскать место футбола в жизни сегодняшней России.

Так уж складывается, что отечественный футбол – страсть единиц, мизерных процентов населения. Особенно если говорить о подрастающем поколении. Сегодня молодым ребятам веселее заниматься чем угодно – ловить покемонов, обсуждать турнир по Dota 2, глушить пиво в сквере, но никак не смотреть футбол и уж точно не заниматься им. И подтверждения этой тенденции преследуют нас каждый день. Сиротливо пустеют игровые коробки, мячи не разбивают окна первых этажей. Ленты самых многочисленных пабликов искрят абсолютно иными темами.

alt

И немудрено - футбол просто не в моде. Слишком многие считают этот спорт уделом не самых умных и образованных людей, а иногда, простите, и откровенного быдла. В моей памяти сильна история двухлетней давности, как совершеннолетнюю подружку моего друга родители с истериками запирали дома, не давая свершиться давней мечте - домашнем матче московского ЦСКА. Потому что там могут покалечить и убить, ведь все болельщики - сумасшедшие.

Среди тех, что постарше, ситуация капельку лучше. Заставшие Советский Союз относятся к спорту много трепетнее, правда и среди них не наблюдается футбольного голода, по-настоящему острого интереса. И поэтому общего впечатления они не меняют. Тем более, если держать в голове наши перспективы и думать о том, что будет через пару десятков лет. Проверенные годами болельщики, особенно типичные для провинциальных арен, кучкуются на центральных секторах, щелкают семечки, поглядывая на поле, и с тихой грустью признаются, что нынешний футбол давно не тот. Нет того противостояния ЦДКА и "Динамо, остались лишь Кокорины и Мамаевы, испорченные безумными деньгами, о которых в Советском Союзе никто и не мечтал.

Мы "собираемся" лишь раз в два года, а то и реже. Если сборная добивается права сыграть на Чемпионате Мира или Европы, поднимается над страной болельщицкая волна, искрящая эмоциями и футбольной страстью. В телевизоре говорят о нашей команде, народ достает запыленные шарфы и флаги. Но праздник мимолетно проходит - и тот единый фанатский дух растворяется в воздухе. Оставляет после себя перевернутые машины или же затихающее по переулкам эхо праздника. Но разве так любят футбол? Вспоминая о нём раз в два года?

Да и вспоминают не совсем чтоб поголовно. Каждый раз эти турниры я смотрю или один, или с верным товарищем, вдвоём с которым мы пережили поражение в Мариборе, ошибку Акинфеева с Кореей и недавнюю трёшку от Уэльса. Подруги спешно нас оставляют, понимая, что начинается скука, а многочисленных приятелей не хватает и на половину матча - они предпочитают листать новостную ленту, бегать до кухни за очередным пивом и болтать про нелегкую молодую жизнь. За все полтора часа они ни на секунду не остаются наедине с игрой, а с финальным свистком - окончательно выбрасывают матч из головы.

Показательный факт кроется в том, что обыватели и даже некоторые болельщики куда с большим энтузиазмом смотрят не на футбольные поля, а на жизнь самих игроков, из-под руки заглядывая в карман. Запоминают не победы любимых клубов и красивые голы, а происшествия футболистов за пределами стадионов. Для них это интереснее и пикантнее. Скандалы более востребованы, чем футбольные эмоции.

alt

И следуют нелепые попытки оправдать нынешнюю несостоятельность заслугами прошлого века. Воспитанием единственного в истории вратаря-обладателя Золотого мяча, игрой таких титанов, как Федотов, Стрельцов и Черенков, будто это как-то связано с тем, что происходит сейчас. Та вода давно утекла, а игроки умерли. Даже страна развалилась. С таким же успехом можно кичиться набожностью россиян, вспоминая уничтоженную Империю, где в жизни народа Церковь играла подлинную роль.

Да и помнят ли вообще о былых заслугах минувшей эпохи? Знают ли о тех игроках сегодня? К Вашему ужасу сообщу - нет. Старшее поколение, конечно, не забыли, они жили с этим, смотрели на этих личностей и болели за них. Они бы просто не могли оставить их без памяти. А вот с молодыми - труднее. Молодежи традиционно нет дела до минувших лет. Проведенный полгода назад в курилке моего института опрос обнажил, что живущие в Москве люди не знают даже, кто такой Лев Яшин. И это показатель.

***

К сожалению, эта футбольная проблема долговечна. Здесь можно изобрести, что угодно: возводить пачками стадионы, пихать рекламу прямо в рот, зазывать популярных игроков и устраивать домашние Чемпионаты Мира. Быстрого результата все равно не последует. Успех принесет лишь долгий путь вживления футбола в культуру страны. Через нормальные площадки во дворах, через хороших воспитателей в футбольных школах, через грамотное развитие клубов, которые все-таки смогут привлечь к себе внимание.

А пока что руководство старательно возводит дополнительные преграды. Загоняет на матчи орды полицейских, рядом с которыми едва ли становится безопаснее, не разрешает продавать на стадионах пиво. Цены на матчи неуклонно растут, но пресс-службы работают всё так же неубедительно. Немногочисленного зрителя, решившегося выбраться из-за телевизора, обрабатывают так, что он еще долгое время не захочет появляться вблизи футбольных арен.