6 мин.

Каррера строит команду из своего видения игры

alt

В первой части моих рассуждений о старте «Спартака» в чемпионате страны, я уже заметил, что Массимо Каррера начинает перестраивать команду под свое видение футбола. Хочу продолжить разговор на эту тему.

У какой-то части зрителей, которые каждый раз видят назначение нового тренера у красно-белых, всегда возникает вопрос: а в какой футбол теперь будет играть «Спартак»? В тот ли самый спартаковский, про который часто вспоминают на трибунах, тот ли самый, который так близок сердцу болельщика и приносил успех на футбольном поле? Наверняка, как только Каррера возглавил команду еще с приставкой и.о, его манеру игры стали пристально изучать все под тем же углом зрения. Но я бы не стал сейчас говорить о каком-то спартаковском футболе в целом. Пока же правильнее говорить об отдельных промежутках времени, отдельных эпизодах, когда действительно просматриваются определенные моменты игры. И эти эпизоды мы можем вправе считать спартаковскими: действия в одно касание, игра умная, быстрая, стенки, забегания...

Да, чисто спартаковский футбол в целом команда пока не демонстрирует. Но, согласитесь, было бы неправильно требовать это от Карреры именно сейчас и немедленно. До приезда в Москву он думаю, понятия не имел, что такой футбол – спартаковский вообще существует. Он пошел другим путем. Исходя из своего видения игры. Как футбольный специалист, работавший в тренерском штабе сборной Италии, в ведущих итальянских клубов, как сам бывший игрок высокого уровня. И начал с того, что команда должна почувствовать уверенность, понять и почувствовать друг друга на футбольном поле, соблюдать игровую дисциплину. Чтобы каждый знал свой маневр. И только потом что-то строить в более основательном ключе, налаживать групповую, индивидуальную тактику. Это же все должно быть взаимосвязано. И только когда такая командная игра наладится, тогда и пойдет импровизация. Хотя эпизодами можно говорить о ней уже и сейчас.

И тут самое время вновь вспомнить о голах, забитых в ворота «Краснодара» и «Анжи». Например, то, что сделал Зе Луиш против «Краснодара» – это часть командной и индивидуальной импровизации. Ему ведь можно было отдать пас низом, а Зобнин увидел, что траектория паса перекрывается и он подбросил мяч через ноги игроков на Зе. Получилась отличная, удобная передача. Правда, поймал партнера немного на шаге, но тот все-таки уложил мяч на носок и потом нанес удар. Хотели футболисты провести такую комбинацию-не хотели, это уже другой вопрос. Гол состоялся. Против «Анжи» уже сам Зе Луиш сделал тонкую передачу на Джано, который аккуратно и технично исполнил свой удар, не став излишне спешить. Или - второй мяч против «Краснодара». Джано отдал пяткой красивый пас Промесу, тот с левой ноги вырезал на Зе Луиша, который головой провел второй мяч. Наконец, вспомните гол Промеса в ворота «Анжи»...

Все мячи в обоих матчах были исполнены с моментами эстетики. Не просто кто-то пробежал по флангу, ударил в направлении штрафной площади, а есть там партнеры или нет – неважно. Хотя надо понимать и другое: такие моменты возникают лишь при фундаментально выстроенной игре. Только в эстетику играть нельзя. Потерял человек мяч и остановился. Так не пройдет... Но именно так раньше случалось сплошь и рядом. И, когда футболист терял мяч, останавливался, тут же появлялась открытая зона. А в матчах с «Краснодаром» или «Анжи» таких зон практически не было. Так что очень многое зависит от игроков. Они знают весь расклад, те требования, которые предъявляются к ним. То есть, появляется сыгранность. У Зе Луиша с Джано, у Джано с Промесом, у Промеса с Зе Луишем…

И, что еще интересно. Я бы, например, не сказал, что Зе Луиш у нас креативный игрок. Но постепенно и он впитывает, набирается этой креативности. Тонкости в передачах. Это похвально. Потому что мы его в основном знали как футболиста, умеющего играть на втором этаже, прекрасно прыгающем. А сейчас он стал демонстрировать и другие свои возможности. Не всегда, правда, реализует их, упускает моменты для взятия ворот, но при случае все-таки забивает. На мой взгляд, Зе Луиш адаптируется и привыкает к требованиям команды и тренерского штаба. Видит, как можно сыграть, видит, что конкретно партнеры ждут от него. Ведь передача Джано на Промеса в матче с «Краснодаром» и затем последовавший пас на Зе Луиша – это тот комбинационный командный стиль, который постепенно прививается «Спартаку». Наверняка, что и Промес ждал передачи, в отличие от соперников, и Зе ловил пас Промеса. Это и импровизация, и тренировочные наработки, которые требуют дальнейшей работы и шлифовки.

alt

Надо прекрасно понимать: один тренер другому рознь. Вот у нас до сих пор вспоминают работу в команде Александра Старкова. Он приходил в «Спартак» при Юрии Перваке, который тогда занимал пост генерального директора. Потом уже я пришел на место Первака. Тренер Старков имел свой стиль, соответственно подбирал и тех игроков-актеров, которые могли бы исполнять на поле его замыслы. Хотя этот процесс довольно серьезный. Старков пришел, увидел, как строится команда. Было принято решение закупить новых, качественных футболистов. Тренер стал выстраивать команду. Однако, о создании какой-то ажурной игры речь не шла. Старков занялся тем, что считал нужным сделать: подтянул физическую подготовку. Команда бежала, двигалась, боролась до финального свистка. Это очень помогло. Заняли второе место. Были и исполнители: Калиниченко, Титов, Видич в обороне. Ну, а потом начались и выступления болельщиков, и письмо Аленичева относительно методов работы Старкова.

Я и сейчас, по прошествии нескольких лет, могу сказать, что его футбол не был тупиком для «Спартака». Просто в исполнении команды, в видении тренера Старкова он был другим. Он как тренер исповедовал свой иной стиль, да и исполнителей на поле под другой стиль не хватало. Когда же их нет… Можно ведь сказать все, что угодно: я хочу играть, как «Барселона». И что? Даже «Реал» играет не так. Хотя исполнители там очень серьезные. Поэтому легко требовать какой-то стиль от команды, тот, который видится идеальным. Но в жизни все гораздо сложнее. Подобрать игроков, донести до каждого тренерские задумки… В свое время и Константин Иванович Бесков до нас это все доносил, мы все впитывали. Футбол на технике, на умном взаимодействии. Одно из любимых выражений Бескова было, например, «что за бестолковый футбол?». То есть, футбол без разума. Бегут, куда-то бьют, сплошные ошибки. Он такие вещи даже на тренировках не переносил. Сразу останавливал занятия. Бесков по «квадрату» мог определить: футболисты сейчас в порядке или нет. Как мы двигаемся, как передаем мячи, с какой скоростью…

Многие считают, что у красно-белых есть преимущество перед основными конкурентами в борьбе за самые высокие места – ЦСКА, «Зенитом» или «Краснодаром» в том, что те играют в еврокубках и потому нагрузки у соперников более высокие. Я не могу утверждать, что это действительно скажется на финише сезона, хотя определенная фора здесь у «Спартака» все-таки есть. Другое дело, что, прежде всего, надо смотреть за своей работой по созданию коллектива, способного побеждать. И не расслабляться, а двигаться дальше, создавать, творить, играть в настоящий футбол.

Сергей Шавло: Бобсоккер