11 мин.

«Всегда восхищался смелостью Кройффа». Арсен Венгер – о роли протеже и наставника

alt

«Я встречался с ним, я играл против него, и у нас было несколько бесед. Мы разделяли многие идеи, и я был под большим влиянием Йохана Кройффа и того голландского поколения в футболе».

Это слова Арсена Венгера после того, как Кройфф – легендарный голландский плеймейкер и тренер – ушёл из жизни в конце марта. Каждый, кто видел игру Кройффа или наблюдал за командами, которые он впоследствии тренировал, безусловно, узнают отличительные черты стиля голландского мастера, и лихость футбольного бренда «Арсенала» последних 20-ти лет.

Но Арсен признает, что на его подход к управлению и игровому стилю с годами повлияло множество факторов, и более того, он постоянно ищет и находит свежее вдохновение. Будучи одним из самых опытных тренеров в мировом футболе, он сам является вдохновителем, делясь идеями и философией не только с коллегами по цеху, но и с тренерами из других видов спорта.

Каково оказывать влияние в качестве тренера? Как учиться у лучших, сохраняя собственные убеждения и принципы? Арсен пообщался с Arsenal Magazine, чтобы рассказать о роли протеже и наставника.

Вы говорили, что Йохан Кройфф был тем, кто оказал на вас влияние на раннем этапе, что конкретно вы переняли от него?

Его позитивное отношение к игре и его желание быть достаточно смелым, чтобы играть. Мы, конечно, работаем в сфере, где результат диктует убеждения и суждения других людей. Так что вы должны быть достаточно сильным человеком, чтобы дистанцироваться от этого, и придерживаться убеждений. Я считаю, что хороший менеджер – не тот, у кого лишь есть хорошие идеи. В этом разница между менеджерами и интеллектуалами.

Хороший менеджер – тот, у кого есть идеи о том, как надо играть в футбол, но ко всему прочему, он также нуждается в смелости и мужестве, чтобы решиться играть в тот футбол, в который он хочет играть. Вот, где начинаются препятствия. В этом его отличие от интеллектуала – человека, обладающего отличными идеями, с которыми все согласны, но ведь мы также должны реализовывать и практическую часть, и иметь мужество выйти на поле и сказать: «Я в это верю, и именно так я буду делать».

Я испытываю огромное уважение к голландскому футболу в целом, не только к Йохану Кройффу в частности, потому что, давайте не забывать, он продукт голландской школы, которая существовала до него. Такие люди как Ринус Михелс, которые также влияли на игроков, потому что такой образ мышления не единичный случай. Йохан Кройфф был таким же – это личность, сила характера сказать: «Да, я верю в эту игру, и я достаточно сильный и смелый, чтобы применить это на поле». Вот, чем я восхищался.

alt

На кого ещё вы равнялись?

Как решить, какие идеи принять и от кого? Вы встречаете всех возможных людей, с кем вы разделяете идеи. Мне повезло, я много путешествовал всю жизнь и встречал многих людей из мира футбола. С некоторыми из них у нас было очень сильное взаимодействие. Они совсем неизвестны в Англии, и если я назову вам их имена, они ничего вам не скажут.

Всегда хочется знакомиться с новыми людьми, чтобы делиться с ними новыми идеями, которые укрепляют ваши убеждения. Но я всегда чувствовал (и эту мысль я получил от английского футбола), что футбол – это праздник. Я всегда считал, что уважение к фанатам проявляется тогда, когда вы как тренер хотите дать им что-то субботним днём, чтобы сделать их счастливыми. Я убеждён, что фанаты всегда должны просыпаться утром в субботу с мыслью: «Да, моя команда играет сегодня, это может быть круто».

К сожалению, нам не всегда это удаётся, но мы, по меньшей мере, должны стараться это делать. Также считаю, что позитивной идеей клуба является желание иметь стиль. Если у большого клуба этого нет, то, я думаю, им чего-то не хватает. На протяжении всей истории футбола большие клубы и большие сборные всегда обладали этим желанием.

Будь то Бразилия или большие команды как «Барселона» или «Реал Мадрид». Я думаю, «Арсенал» имеет хорошую репутацию в этом плане. Большие английские клубы – «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед» и прочие – также всегда этим обладали. В сущности это ваш долг как тренера.

Как убедиться, что вы не копируете чьи-то идеи слишком сильно? Насколько важно оставаться самим собой?

Да, это очень важно. Но я также считаю, что вы можете иметь твёрдые убеждения и быть решительным с ними, если вы чувствуете это где-то глубоко внутри вас. Менеджер – человек, который смотрит внутрь себя и думает: «Что я люблю делать? Что я хочу сделать?». Если то, что он делает не является искусственным копированием кого-либо, а является, как он чувствует внутри себя, правильной философией, то у него будут силы бороться за это, и он будет держать голову высоко поднятой, играя так, как он хочет. Конечно, вас могут вдохновить другие люди, но после получения внешнего влияния, вы должны сделать собственный анализ того, чего именно вы хотите.

Вы всё ещё вдохновляетесь? Кто сейчас является вашим вдохновителем?

Да, конечно. Считаю, что я не слишком глуп, но есть и другие очень умные люди, которые много думают об игре, и я всегда стараюсь узнать что-то новое каждый день. Чувствую, что за последние годы мы продвинули игру в сторону современного управления командой и клубом. Возможно, мы не были награждены за это чемпионством, но я чувствую, что мы развиваем клуб в правильном направлении. Мы всегда хотим учиться и двигаться вперёд вместе. Это один из принципов клуба. Мы хотим быть вместе, и мы хотим развиваться.

Если бы вы могли вернуться на 30 лет назад, какой совет вы дали бы молодому Арсену Венгеру? Он бы прислушался?

Послушайте, я считаю, что когда я был молод, если я и обладал каким-либо качеством, то это было умение слушать. Всегда старался слушать людей, которые были старше меня. И этим людям нравилось со мной общаться, потому что я проявлял должное уважение. Я всегда старался рассуждать про себя: «Умен ли этот человек? Он выглядит очень умным. Он на 30 лет старше меня, значит, он прошёл через то, что предстоит пройти мне. Чему я могу научиться у него?» Я обладал подобным отношением к делу 30 лет назад. Обычно в молодом возрасте вы воспринимаете людей старше как устаревших, но потом вы осознаете, что то, что они вам сказали, оказалось правдой.

alt

Поэтому я всегда старался учиться. Если бы я посмотрел на молодого тренера, которым я был, сказал бы: «Ты уверен, что хочешь пройти через всё это снова? Ты уверен, что хочешь снова так много страдать от того, что ты жертвуешь жизнью?» Я начал тренировать в 33, сейчас мне 66, значит, это 33 года непрерывной жизни в условиях футбольной конкуренции. Это единственное, что я бы спросил у того молодого парня, полного амбиций и страсти.

И вы хотели бы повторить этот путь?

Ответ был бы очевиден – да, конечно! Возможно, я был так запрограммирован – я не могу жить без этого.

Вы предпочитаете роль протеже или наставника?

Думаю, сейчас у меня более щедрое и менее эгоистичное отношение к делу, чем было тогда. В то время я хотел быть ТРЕНЕРОМ, человеком, который успешен. Сегодня, конечно, я всё ещё хочу быть успешным, но больше для других, больше давать тем людям, которые любят «Арсенал», то, что им нравится – успех. Я хочу помочь игрокам достичь лучшего, что они могут достичь в карьере. В конце концов, мы не отвечаем за тот талант, которым обладаем, но мы ответственны за то, как им распоряжаемся.

Уважаю людей, о которых, оглядываясь назад, можно сказать: «У этого парня осталось не так много того, чего он ещё не достиг». Я бы хотел быть тем человеком, который помогает игрокам достичь всего, чего они могут достичь – реализовать их потенциал. Именно отсюда происходит настоящее уважение – когда вы чувствуете, что люди реализовали потенциал. Когда вы думаете, что люди использовали 60 или 70 процентов своего таланта, даже если они очень талантливы, то им чего-то не хватает, и вы начинаете думать: «Нет, мой друг, ты не прав».

Проще ли сейчас молодым тренерам учиться у коллег, потому что футбол стал более доступным, чем 30 лет назад?

Мне приходилось бороться, чтобы получать информацию. Сегодня вы заходите в интернет и знаете о каждой тренировке в мире. Мне приходилось бороться, мне приходилось иногда путешествовать с ночевками. Cражение было за получение доступа к информации, а сейчас эта проблема больше не актуальна. Наверное, всё стало быстрее, но с другой стороны в мире стало меньше терпения, чем было раньше.

Нетерпение выросло, также как и требования на конкурентном уровне. Сегодня если вы молодой тренер, вы противостоите всем тренерам мира. Я сталкивался только с тренерами из моего региона, поэтому я мог развиваться и рано получить шанс. Сейчас всё не так. Взять хотя бы Англию, сегодня у нас есть Конте и Гвардиола, которые уже на вершине. Доступ к тренерским позициям более ограничен в наше время, потому что это конкуренция идёт в мировом масштабе.

Встречали ли вы тренеров или менеджеров, которые отказывали вам в помощи, когда вы были в начале пути?

Не так много. Фактически, эта проблема актуальнее сейчас. В то время, когда я начинал, люди были рады делиться знаниями. Жизнь была тише и спокойнее. Сейчас в нашем деле это намного сложнее. Все защищают то, что знают. Но лично я рад делиться. Я партнёр компании «Leaders Sport Performance», которая выходит за рамки различных видов спорта, где мы делимся опытом.

Есть несколько человек, которые говорят об эволюции в различных видах спорта, таких как бейсбол, велоспорт и баскетбол. Мы встречаемся раз или два в году и делимся опытом. Порой проще делиться знаниями с людьми не из вашего вида спорта. Но в итоге я могу пообщаться с бейсбольным тренером в США, и оказывается, что у него те же проблемы, что и у меня. Речь идёт о получении лучшего от людей, о том, чтобы быть конкурентоспособным и выигрывать матчи.

Значит, вы считаете полезно смотреть на другие виды спорта, чтобы обмениваться идеями?

Я нахожу это очень полезным. Порой можно заметить, что другие виды спорта развиваются больше в тех областях, где ваш вид спорта немного отстаёт. Иногда замечаешь, что ваш вид спорта опережает другие.

Правда ли, что вы однажды помогли эстафетной команде сборной Франции по лёгкой атлетике?

Да, во время Олимпийских игр, они попросили меня прийти и пообщаться с эстафетными командами 4х100 – с обеими, мужской и женской. Для них не естественен командный спорт, они индивидуалисты. Говорил с ними о том, как работать вместе, как разделять общую цель. Взгляните на природу: животные, которые охотятся, чтобы выжить, инстинктивно понимают, что вместе у них больше шансов для успешной охоты.

Поэтому это всего лишь часть природы и выживания: понять, что вместе мы сильнее, чем поодиночке. В мире существует очень малое количество животных, которые охотятся обособленно. Большинство охотятся стаями. Очень важно инстинктивное понимание того, как вы можете быть эффективны вместе.

alt

Вы, должно быть, завалены телефонными звонками от молодых тренеров, просящих совета, как вы справляетесь с этим?

Обычно это звонки от бывших игроков, с которыми я работал! Всегда стараюсь им помочь, всегда позитивно настроен. Думаю, в нашем деле, на старте, самое важное – позитивное отношение к людям. Нужно быть оптимистичным по отношению к человеческой натуре. Потому что без этого качества быстро становишься параноиком, независимо от того, насколько хорошо понимаешь в футболе или насколько хорошими тактические навыки обладаешь. Очень важен положительный настрой, потому что вы переживаете взлёты и падения, и вашу позитивную философию всегда поддерживает мысль: «Эти парни преуспеют».

Вы когда-нибудь были удивлены телефонным звонком с просьбой о совете?

Иногда звонят люди, от которых вы никогда не ждали бы звонка. У вас не всегда идеальные отношения с некоторыми игроками, потому что, наверное, вы не ставили их в состав, но они должны знать, что вы честны и принимаете честные решения. Порой вы удивлены, да.

Какой совет вы всегда даёте новым тренерам?

Я всегда советую им проверять окружение, с которым они собираются работать, проверять, чтобы у них были прозрачные контракты, где чётко прописаны их обязанности. В нашей работе нужно быть очень сильным. Если контракт плохо подготовлен, а круг обязанностей не ясен, можно попасть под дурные влияния внутри клуба. Футбол становится иным, когда все в клубе объединены.

Если в клубе вы разобщены, у вас нет шансов. Поэтому нужно убедиться, что вы окружены правильными людьми и что вы заботитесь об этом окружении и людях, которые работают с вами изо дня в день. Будьте сильны в убеждениях, и будьте сильными, когда приходят разочарования. Часть нашей работы состоит в том, чтобы выживать после неудач. Вы не можете сделать карьеру без единой неудачи. Вот где вы проверяетесь, насколько быстро вы вернете команду на верный путь после большого разочарования.

И наконец, в конце вашей карьеры, вы трансформируете идеи в книгу для тренеров?

Ещё не решил – у меня было очень много предложений написать книгу. Но да, в один прекрасный день я бы хотел суммировать то, что узнал об управлении людьми. Чтобы дать некоторые рекомендации для людей относительно того, как они могут получить лучшее от других, и насколько важно управлять клубом – найти общий путь к эффективности и продвижению клуба вперёд. Я бы с радостью сделал это в один прекрасный день, но в данный момент больше думаю о более краткосрочной перспективе.

Оригинал: Arsenal Magazine

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK