Наследие Фергюсона. Как менялась структура доходов «Юнайтед»?
Что произошло с «Манчестер Юнайтед» после уходa сэра Алекса в экономическом плане.
В данной статье я хотел проанализировать то, как менялся «Манчестер Юнайтед», начиная с последних сезонов сэра Алекса в качестве главного тренера клуба и заканчивая летом 2015-го года. Этот промежуток выбран неслучайно. В 2008-м году «Манчестер Юнайтед» выиграл Лигу Чемпионов, в 2009-м и 2011-м играл в финалах этого соревнования. Во главе команды стоял величайший тренер современности, к сожалению, находившийся на закате своей карьеры. Наследие сэра Алекса не дало клубу повторить судьбу «Ливерпуля» и привело к хорошим финансовым показателям, а также выгодным коммерческим сделкам.
В предыдущей статье мы рассмотрели ситуацию, в которой клуб уменьшил свою долговую нагрузку, и, воспользовавшись ситуацией в экономике, снизил стоимость обслуживания своих кредитов. В данной статье мы рассмотрим то, как менялась структура доходов.
Как мы видим на этом графике, за 7-летний период доход клуба вырос с 278 млн фунтов до 395 млн фунтов, показав отрицательный прирост только в 2012-м году (сезон 2011/2012) и в 2015-м году (сезон 2014-2015). В 2012-м году клуб занял 3-е место в Лиге Чемпионов и не прошел в плей-офф. Учитывая, что годом раньше клуб играл в финале, уменьшение дохода на 3% кажется вполне логичным. В 2011-м клуб сыграл 13 матчей в Лиге Чемпионов, в 2012-м - 10 матчей в еврокубках, из них только 6 в Лиге Чемпионов. Через 3 года ситуация повторилась; в 2014-м году клуб провел 10 матчей в Лиге Чемпионов, в 2015-м не квалифицировался даже в Лигу Европы. В итоге доходы сократились на 9%. Этот случай мне хочется разобрать отдельно.
Предположение о том, что участие в меньшем количестве матчей означало бы для клуба уменьшение поступлений в matchday, было бы логичным. Несмотря на то, что промежуток достаточно маленький, можно найти корелляцию между доходом в matchday от количества сыгранных матчей. Коэфициенты 0,85 и 0,87 показывают сильную зависимость дохода, получаемого в день матча, от участия в европейских кубках и общего количества матчей. В то же время корреляция с домашними кубками весьма маленькая. Можно сделать вывод, что участие или неучастие в еврокубках является фактором, который влияет на прибыль в день матча. Под доходом в matchday клуб подразумевает прибыль с продажи билетов, а также доход, получаемый с отельного бизнеса.
Я уверен, что Дэвид Гилл и Эд Вудворд прекрасно понимали, что наступит момент, когда сэр Алекс отойдет от дел. Многие болельщики, в том числе и я, никогда в жизни не видели другого человека на тренерском мостике «красных дьяволов». К счастью, люди, стоявшие во главе клуба, прекрасно понимали, что спортивные результаты клуба могут упасть. Учитывая, что деньги в Премьер-лиге распределяются равномерно, разница между 4-ым и 7-ым местом не кажется пропастью. В 2015-м году «Юнайтед», закончивший сезон на 4-м месте, получил 96,8 млн фунтов дохода от АПЛ. В 2014-м клуб закончил сезон на 7-ом месте и получил 89,161 млн футнов. За участие в Лиге Чемпионов в 2013/14 клуб получил 44,775 млн евро и не получил этих денег в в сезоне 2014/15.
Так как прибыль от еврокубков не может быть гарантирована, то это создает риск неполучения прибыли. С уходом сэра Алекса этот риск вырос. Готов ли был к этому клуб? Как менялась структура долгов клуба, так менялась и его структура доходов. Единственный доход, который вырос, несмотря на менее удачный сезон - это доход от коммерческой деятельности.
На графиках можно увидеть, что клуб наращивал коммерческие доходы, в то время как выручка от телетрансляций и прибыль в matchday остались на том же уровне. Доля коммерческого дохода в общих доходах выросла с 24% в 2009-м году до 50% в 2015. Доход в matchday ограничен количеством мест на стадионе, посещаемостью, ценами на билеты. Также большое влияние оказывает участие или неучастие в еврокубках. На доход от телетрансляций оказывают влияние все клубы АПЛ, также как и конкуренция между телекомпаниями. Доход же от коммерческой деятельности клуб может контролировать и влиять на него. Конечно, «Юнайтед» пожинает плоды своего успешного прошлого, бренд красных дьяволов узнаваем во всем мире, и этим привлекает такие компании, как Adidas, Аэрофлот и прочие.
Сезон 2015/16 выдался весьма сложным со спортивной точки зрения, но весьма успешным с коммерческой. «Манчестер Юнайтед» подписал спонсорское соглашение с Adidas, которое было существенно лучше, чем предыдущее. Доход от коммерческой деятельности за 3 квартала 2015/16 cезона вырос на 34.4% по сравнению с аналогичным периодом сезона 2014/15.
За последние три года клубы АПЛ заработали 4,8 млрд фунтов от продажи прав на телетрансляцию. В 2016-м году вступают в силу новые условия, по которым в ближайшие 3 года Премьер-лига выплатит около 8 миллиардов, или же в среднем по 2,6 млрд за сезон, что на 66% больше, чем в предыдущие 3 года.
Из всего этого можно сделать вывод, что то наследие, которое сэр Алекс оставил после себя, не дало клубу развалиться и создало основу для дальнейшей успешной деятельности. На данный момент клуб увеличил свой коммерческий доход, который стал главным источником получения прибыли. За счёт новой сделки с телекомпаниями увеличится и доход, получаемый от продажи прав на телетрансляции. Он станет больше, чем прибыль, которую клуб получает в matchday. В итоге успех или неуспех команды на футбольном поле будет оказывать наименьшее влияние на выручку, получаемую клубом.
Значит ли это, что «Юнайтед» будет довольствоваться той же ролью, как, например, «Арсенал»? Думаю, ответа красноречивее, чем эта трансферная кампания, быть не может. Полностью поменяв структуру своих доходов, «Манчестер Юнайтед» начинает сезон, полный надежд и веры в светлое будущее.
Автор: Владимир Тимофеев
Следите за нами в социальных сетях: Вконтакте \ Twitter \ Facebook \ Instagram
Большое спасибо за очередную классную статью! Только я немного не уверена про выводы в середине, попробую пояснить. Наследие САФа помогло клубу пережить трудные времена после его ухода (которые, как мы верим, закончатся уже в этом сезоне) — по вашим выкладкам действительно видно, что доля доходов от рекламных контрактов сильно возросла, и понятно, что не будь у клуба за спиной череды успешных лет (достижений, трофеев, а значит и армии фанатов), такие жирные контракты вряд ли бы получались. Но был ли в том хитрый расчёт руководства (подготовились к спаду)? Мне кажется, тут мог быть как тонкий расчёт на грядущие годы разочарований после его ухода, так и просто, воспользовались ситуацией. САФ ушёл, результаты упали, но репутация пока осталась, пользуясь ей, можно ещё долго почивать на лаврах.