4 мин.

Кого принимают на грудь

Футбол – это игра миллионов. Среди всех видов спорта футбол признается многими народами спортом номер один. Как и в любом другом виде спорта, футбол имеет нужные для игры одежду и оснастку, где главным элементом одежды является футболка. В футболку облачаются не только сами игроки команды, но и ее болельщики, и любой может купить ту или иную футболку либо в специализированных магазинах либо через Интернет. Если раньше трудно было достать футболку, скажем, иногородней или даже иностранной команды, то сейчас для этого хватит пару кликов мышкой. >>>

Футболки изготавливаются не только в разнообразных цветовых гаммах, но и имеют свой собственный стиль. В футболках красуются символы любимого клуба, имя любимого футболиста, или хотя бы его номер на спине. Кроме этого, «фирменная» футболка один в один копирует название или логотип клубного спонсора. Если пройтись по прилавку с футболками, то можно встретить названия пивоваренных компаний, авиакомпаний, логотипы фирм, производящих электронику, или даже номера телефонов, по которым можно дозвониться в офис титульного спонсора клуба.

Таким образом, футбольная форма, по сути, является ходячим баннером, на котором разные компании размещают свою рекламу. Компании, размещающие свой фирменный логотип или свое название на футбольной форме того или иного футбольного клуба являются спонсорами. Так как сейчас спонсоров у одной команды могут быть несколько, а может даже и более десятка, то этот вид спонсорства определяется как титульное спонсорство. Спонсоры, как правило, платят от нескольких тысяч до нескольких миллионов евро (долларов, фунтов) в зависимости от популярности команды.

Понятие титульного спонсора появилось в клубном футболе около 40 лет назад. Появление рекламы на футбольной форме относится к 70-м годам прошлого века. Точно не установлено, какой клуб был пионером футбольно-рекламного дела, но известно, что к 1976 году рекламу на футболках носили несколько датских, бельгийских и даже немецких клубов. Прорыв произошел, когда в январе 1976 года английский клуб «Кеттеринг Таун» вышел на поле в матче одного из низших профессиональных дивизионов Англии с рекламой местного шинного завода Kettering Tyres на груди. Руководство клуба определило свой доход от этой акции как «четырехзначную сумму в фунтах стерлингов».

Английская футбольная ассоциация пригрозила оштрафовать «Кеттеринг» за нарушение не написанных тогда еще правил и запретила играть с рекламой на груди. Но хитроумные руководители клуба не хотели отказываться от спонсорских денег и поэтому заменили надпись Kettering Tyres на Kettering Т. Футбольным властям они объяснили, что буква «Т» означает «Таун», но все прекрасно понимали, что за ней скрывается на самом деле. История получила огласку, другие клубы заинтересовались опытом «Кеттеринга», и Футбольная ассоциация была вынуждена уступить. Не оштрафовав «Кеттеринг» за первый сезон с рекламой на груди, она обязала его обходиться без коммерческих надписей в следующем. А летом 1977 года реклама на футболках была официально разрешена. ФА пошла на уступки под напором сильнейших клубов страны, жаждавших получать деньги от спонсоров. В 1978 году «Ливерпуль» стал первым английским клубом, который подписал договор с титульным спонсором. Несмотря на свое разрешение, ФА старалась минимизировать это явление, устанавливая жесткие правила размещения рекламы на футболках. Размер шрифта логотипов был ограничен и очень мал, так чтобы канал ВВС (который известен своим нравом «не допуска рекламы на своем канале») мог спокойно показывать обзоры матчей.

Но по-настоящему футбольные клубы стали зарабатывать на продаже рекламного места на майках уже в 21-м веке. Крупнейшие брендовые компании не считают зазорным «повесить» свой логотип на футболках. Некоторые компании взяли за правило заключать долговременные контракты на титульное спонсорство. Фанаты команд неосознанно проводят параллель между командой и спонсором, и считают, что эта компания так же крута, как и их команда. Многим кажется, что за командой горой стоит эта компания. Это как у коммунистов: «говорим – партия, подразумеваем - Ленин». А доходит даже до неправильного толкования собственности клуба. Я сам, например, в детстве думал, что собственником клуба «Интер» является компания Pirelli, а «Аякс» - приходится дочерней компанией банка ABN Amro Bank.

Большинство молодых болельщиков клубов идентифицируют «оригинал» футболки по правильном написанию и отображению названия спонсора команды. То что жизненно-важно для любого бизнес предприятия - это «правильная узнаваемость продукта населением». А постулат «реклама вообще-то не продает» отступает на второй план. Самое главное тут – узнаваемость фирмы и ее товаров.

Здесь уместно отметить то, что титульное спонсорство имеет и негативный элемент. Ведь у клуба есть не только болельщики, но и «враждебно настроенные» болельщики соперничающих клубов. Симпатия одной части населения к производителю может одновременно означать антипатию к нему с другой части общества. Об одном из таких случаев я однажды повествовал в этом блоге.

В России этот рынок пока не так развит, как в Европе. Лишь половина команд нашей премьер-лиги носят на груди какую-либо рекламную информацию. Другие же находятся в состоянии поиска возможных партнеров.

 

Если у вас есть, что добавить в текст, то буду только рад.

В следующем номере: Титульные спонсоры АПЛ сезона 2010/11

Чтобы не пропустить очередные статьи по этой теме, нажмите на любимый мячик внизу:

Теперь вопрос вам, моим читателям: Кто является, по вашему, самым долговременным титульным спонсором в футболе?