«Спартак»: начало новой эры и веры. Михаил Борзыкин – о воскресном матче
Обозреватель Sovsport.ru разбирает матч «Спартак» – «Краснодар», в котором вновь показалось: красно-белые способны на многое.
Сюрпризы от Карреры
Приставка «и.о.», по всей видимости, сдерживала Массимо Карреру от смелых тактических шагов. Избавившись от временного статуса, итальянец выпустил живущего в нем реформатора на волю. Переход на модель 4–2–3–1, которую «Спартак» и наигрывал на летних сборах, преследовал несколько целей. Во-первых, создание плотности в центре поля. Это важно для нашего рассказа – красно-белые изначально планировали играть с позиции силы. Во-вторых, возвращение Зе Луиша и Квинси Промеса на привычные позиции. В-третьих, сюрприз – «Краснодар» готовился к другой тактической расстановке.
И началась битва. И засверкали молнии красно-белых атак, разгоняя накрывшую клуб тьму… В первые полчаса каждая четвертая атакующая акция завершалась ударом (средний показатель премьер-лиги – каждая десятая). Основная угроза исходила с левого фланга – 41% всех атак, 9 ударов (через центр и правый фланг – только 5). Это результат перевода Романа Зобнина в левую зону. Каррера и здесь перехитрил своего визави. Олег Кононов ожидал увидеть 3–5–2, а встретил 4–2–3–1, готовился к нейтрализации Промеса, а на авансцену вышла фигура, чье появление слева было невозможно просчитать.
«Спартак» доминировал. Новые тактические штрихи, появившиеся в этом сезоне, – организованный прессинг, расторопность в зоне подбора, второй темп атаки – за неделю, казалось, были доведены до совершенства. Более качественного прессинга в этом сезоне не было ни у кого. Сошлись в экстазе мысль и страсть. «Спартак» не просто атаковал игрока, владеющего мячом, а выключал целую группу игроков, отвечающих за выход из обороны в атаку. «Краснодар» выбирался со своей половины поля, подобно человеку, попавшему в метель, – ссутулившись, с опущенной головой, с почти закрытыми глазами.
Разумеется, такой эффект вызвали не только тактические перестановки Карреры. Да и не могли. От «Спартака» веяло свежестью, тогда как «Краснодар» предстал измученным и обескровленным. А тут его еще лишили мяча, заставив играть в футбол, который он ой как не любит. За счет движения красно-белые превзошли «быков» по всем ключевым показателям. Но сосредоточимся на борьбе – 112 выигранных единоборств против 79. У Фернандо 53% выигранных дуэлей, у Дениса Глушакова – 62%, у Зобнина – 67%, у Андрея Ещенко – 68%. А лучшим стал Илья Кутепов (86%), который выиграл 9 из 10 (!) дуэлей у Федора Смолова.
Игра «Спартака» поразила своей стройностью, логичностью, осмысленностью. Все были на своих местах. Все качественно выполняли свою работу. Фернандо разгонял атаки (лидер по количеству передач – 49 с точностью 92%). Промес обострял (6 острых передач, 50%). Зе Луиш завершал (дубль). Ещенко отбирал мяч (на этот раз у короля отбора 5 удачных действий – лучший показатель матча). Кутепов и вышедший Сальваторе Боккетти сторожили тыл (второй выиграл 71% единоборств и спас ворота, выбив мяч практически с ленточки пустых ворот). И никто, что подозрительно для «Спартака», не начудил. Пазл сложился.
То, что у «Спартака» поставлена атакующая игра, приходилось доказывать после каждого предыдущего матча. Но каждый раз находились те, кто это утверждение высмеивал. И вот что важно. Каррера, конечно, вносит новые штрихи в тактику, но каркас командной игры – аленичевский. Например, какую модель наигрывал «Спартак» на сборах? 4–2–3–1. Тренер не может изменить что-то кардинально за пару недель. Это азбука. Главная заслуга итальянца в том, что ему удалось донести до игроков нужные слова. Почитайте Зобнина – «такого сильного мотиватора я еще не видел». Оценивать работу Карреры рано.
Кто-кто, а болельщики «Спартак» это точно должны знать – все тренеры начинают как новые мессии.
В поисках истины
Не умаляя заслуг «Спартака», стоит отметить, что красно-белым стабильно везет с календарем – выходят на «Краснодар», когда тот по тем или иным причинам находится не в лучшем состоянии. Так, один из последних матчей пришелся на стартовый отрезок сезона-2015/16. А стартует «Краснодар» всегда натужно. Старт сезона-2016/17 – приятное исключение. Так, по крайней мере, казалось. Но не успели мы похвалить «быков» за проделанную работу над ошибками, как свалилась другая напасть – эпидемия травм, подкосившая полузащиту практически в полном составе.
Это не попытка оправдать «Краснодар» за скомканную игру, за то, что в это воскресенье он не был «Краснодаром». Это стремление дать объективную картину. Мы ведь к этому стремимся, правда? Тогда ловите.
а) в лазарете команды находятся четыре игрока, среди которых главный креативщик – Павел Мамаев;
б) сколько игроков только что вышло из лазарета, то есть игроки растренированы, сказать сложно. Много;
в) не от хорошей жизни Кононов перевел Дмитрия Торбинского на позицию левого инсайда. Вышедший вместо него Вячеслав Подберезкин за месяц провел две тренировки;
г) Рагнар Сигурдссон практически отказался играть накануне матча. Он, видимо, покидает клуб.
д) эпидемия травм разрослась настолько, что в трех последних официальных матчах «Краснодар» играл с разными сочетаниями: центральных защитников, игроков средней линии, игроков группы атаки;
е) после матча в Лиге Европы прошло 68 часов 30 минут. С «Партизани» Кононов играл практически тем же составом. Когда у тебя травма на травме, как-то не до ротации.
«Краснодар», безусловно, обладает приличной глубиной состава. Глубже, чем у «Зенита», ЦСКА, «Спартака» и любого другого клуба из верхней части турнирной таблицы. Но вспыхнувший кадровый кризис еще глубже, вот в чем суть. И здесь стоит вновь вернуться в период подготовки команды к сезону. Такая эпидемия свидетельствует о том, что на сборах игроков перегрузили. Работа над ошибками должна быть продолжена.
Игроки «Краснодара» вышли на матч выжатыми, будто всю ночь смотрели Олимпиаду, а утром, вдохновившись увиденным, соревновались друг с другом, скажем, в пятиборье. Сообразить что-либо разумное они не могли. И им не дали. В этом сезоне среднее владение мячом у команды Кононова составляет 14,6 секунды. В воскресенье было 9,3 секунды. «Спартак» был великолепен и безжалостен. Он перебегал, перехитрил и конечно, переиграл «Краснодар». В стиле самого «Краснодара».