Страсть Трапаттони, ловкость Липпи, интуиция Мондонико. Кто сделал тренером Массимо Карреру
Алексей Логинов – о новом тренере московского «Спартака».
Каррера? Он раскрылся очень поздно. В золотую эпоху кальчо созревали рано – многие оказывались в основном составе «Скуадры Адзурры», даже не успев толком отыграть в U-21. Будущий же тренер «Спартака» дебютировал в серии А только в 25 лет. В том сезоне он выступал за другую «красно-белую» команду – «Бари». Вопреки всем прогнозам, парням неистового Гаэтано Сальвемини удалось не только удержаться в высшем дивизионе, но и навести там шороху. В роли реджисты тогда блистал Антонио Ди Дженнаро, хотя на весь сезон ветерана не хватило. Команда города Святого Николая играла по экзотической для тех времен схеме – 3-4-2-1, да еще со скрытым либеро. Каррера же чаще занимал позицию левого центрального защитника, а его функции на поле были чем-то похожи на те, которые в современном «Ювентусе» выполняет Джорджо Кьеллини. А когда «Бари» переходил на классический модуль с четырьмя защитниками, Каррера смещался на правый край обороны.
Возможно, Массимо так бы и состарился на Юге, если бы в 1991 году «Ювентус» не провалился в чемпионате. Руководству в лице президента Витторио Кайсотти ди Кьюзано понадобился тот, у кого бы получилось поднять клуб с седьмого места и завоевать скудетто. Выбор пал на Джованни Трапаттони, и он вернулся в «Юве» после пятилетнего перерыва. Именно Трап одобрил идею покупки Карреры, сердце которого было отдано «бьянконери» еще в детстве. В шорт-лист скаутов клуба же защитник попал после того, как стал главной звездой матча, в котором «бьянкоросси» одолели «Ювентус». Сам Массимо впоследствии рассказывал, что уже подумывал навсегда остаться в Бари, приглашение же «бьянконери» стало для него последней надеждой проявить себя на топ-уровне: «Но надо признать, что это был лучший шанс из всех возможных».
В Турине Каррера познакомился с Антонио Конте и Анджело Алессио, вместе с которыми через 20 лет он совершит то, что не удалось Трапу. Под руководством же легендарного тренера «бьянконери» финишировали вторыми, пропустив вперед Grande Milan. Мэтр почти всегда использовал Карреру на позиции правого терцино. Причем на предматчевых установках защитник то и дело получал задания опекать кого-то из соперников. Тем удивительнее тот факт, что Массимо все-таки вызвали в сборную Италии, из которой Арриго Сакки выгнал всех, кто имел хоть какое-то отношение к персоналке. Может быть, это произошло потому, что Каррера познакомился с «зоной» еще тогда, когда играл под руководством Энрико Катуцци, который увлекался линией задолго до Сакки. Однако дебютный матч Карреры за Национале, в котором «адзурри» разгромили Сан-Марино, так и остался для футболиста единственным.
В «Ювентусе» Массимо был игроком стартового состава не только при Трапаттони, но и при Марчелло Липпи, с которым в 1996 году «бьянконери» выиграли Лигу чемпионов. Однако к концу сезона в основе все чаще стал выходить Пьетро Верховод. А через несколько месяцев у «Аталанты» приобрели Паоло Монтеро, на которого Липпи собирался делать ставку. Массимо же сменил «последнего воина» в Бергамо. Большая карьера закончилась, хотя помимо «Аталанты» он еще поиграл в «Наполи», «Тревизо» и «Про Верчелли».
«Ювентино» всегда тянет домой. Еще играя в Верчелли, Каррера поступил на курсы в Коверчано. В 2009 году он вернулся в Турин на должность тренера молодежного сектора «Ювентуса», а с наступлением эры Конте пошел на повышение – занял место на скамейке рядом с мистером. Во время дисквалификации Конте и его помощника Алессио именно Каррера руководил командой по ходу матчей. Он так и остался непобежденным, одержав в десяти играх семь побед, в том числе и над «Наполи» в финале Суперкубка Италии.
Наблюдая за Каррерой, который уверенно дирижировал футболистами на границе технической зоны, у некоторых сложилось впечатление, что все оперативные решения он принимал самостоятельно – не советуясь с Конте. Главный тренер «Ювентуса» никогда не отличался кротким нравом, но в тот период он был особенно на взводе. Этой ситуацией и решили воспользоваться многочисленные враги «Юве», чтобы помешать возрождению клуба.
Сначала газеты стали восхвалять гений Карреры. Дескать, с ним команда выглядит даже лучше, чем при Конте. И это несмотря на то, что тренировки по-прежнему проводились под руководством Антонио. Масла же в огонь подлил хозяин клуба Джон Элканн, брякнувший после рядовой победы над «Кьево», что никогда он еще не видел столь мощного «Юве». Журналисты бросились за комментариями к Конте, но тот не поддался на провокацию, с улыбкой сообщив, что между ним и Каррерой существует сильная телепатическая связь. Однако многие тогда посчитали, что Конте все-таки затаил обиду на слишком самостоятельного временщика. И именно поэтому он настоял на том, чтобы бразды правления побыстрее передали Анджело Алессио, как только у того закончилась дисквалификация. Хотя точно известно, что генеральный директор Беппе Маротта предлагал оставить Карреру.
На чьей бы стороне не была истина, вбить клин между сотрудниками штаба «Юве» так и не удалось. Показательно, что Каррера ушел вместе с Конте, когда тот возглавил сборную Италии. Люди, хорошо знающие Антонио, уверяют, что если бы между ними были какие-то недомолвки, c.t. наверняка бы воспользовался удобным случаем и отправил коллегу в свободное плавание еще в 2014 году, благо недостатка в предложениях не было. В свое время к Каррере возникал серьезный интерес со стороны «Аталанты», «Кьево» и «Сиены».
Чего ждать от Карреры-тренера? Ответить на этот вопрос не так просто. И даже те десять матчей с «Юве» не дают необходимой информации. Ведь в них Каррера лишь транслировал идеи Конте – от базовой расстановки до способов преодоления прессинга. Прежде всего, необходимо разделить такие понятия, как работа с группой и тактика. Есть теория, что в отношениях с футболистами представители штаба Конте – наследники Джованни Трапаттони. В тактике же Каррера – единомышленник Антонио, который развивает идеи Липпи, конечно, не без заимствований из голландской школы. И хотя в «Ювентусе» и сборной Италии среди помощников главного тренера не было четкого разделения зон ответственности по фазам игры, однако известно, что Каррера курировал оборону.
Многолетний болельщик Юве» римский журналист Стефано Дискрети, к которому я обратился за комментариями, выразил уверенность, что в «Спартаке» Каррера будет следовать методам Конте. Но вернемся к самому титулованному итальянскому тренеру. В начале 1990-х Джованни Трапаттони уже считался представителем уходящего поколения, а многие его взгляды на тактическую составляющую игры безнадежно устарели. Тем не менее почти все те, кто работал в «Ювентусе под его руководством, когда их спрашивают об учителях, называют именно Трапа. Не стал исключением и Каррера: «Он величайший тренер и человек. У него была невероятная страсть, которой он умел заразить, особенно молодых футболистов». Мэтр не стеснялся останавливать тренировки и объяснял игрокам технические нюансы. Весьма нетипичное поведение для тех лет. Этим качеством обладает и Антонио Конте, который всегда предпочитал учить футболу – вне зависимости от уровня исполнителей.
Несомненно, что в плане тактики то поколение «бьянконери» больше заимствовало у Марчелло Липпи, который был в тренде и сполна воспользовался плодами революции Арриго Сакки, превратив «Ювентус» в сильнейший клуб Европы. Отправной точкой был модуль 4-3-3, однако тренер периодически использовал и схему с тремя центральными защитниками, особенно во время своего второго пришествия. Каррера вспоминал: «Липпи изменил наш менталитет, с ним мы сделали квантовый скачок. После перехода на агрессивный вариант 4-3-3 нас было уже не остановить – мы выиграли скудетто, Кубок Италии и Лигу чемпионов». Другой характерный прием Липпи – расширение привычных функций футболистов. По словам Карреры, Дон Марчелло пробовал его в различных ролях, в том числе и как центрального защитника. Так что не стоит удивляться, если и в «Спартаке» некоторые футболисты сменят традиционные позиции.
Завершил же огранку будущего тренера Эмилиано Мондонико, который хоть и не выиграл ничего серьезнее Кубка Италии, по влиянию на умы современников вполне может поспорить с кем угодно. Они пересеклись в «Аталанте», куда мистер вернулся в середине 1990-х: «Когда Каррера перешел к нам, он уже был готовым тренером. Фактически он был моим помощником на поле. На позиции либеро он дирижировал командой в оборонительной фазе». Именно Мондонико первым предсказал, что когда-нибудь Массимо Каррера возглавит собственный клуб. Среди итальянских скаутов и агентов ходит поверье: если Эмилиано положительно отзывается о молодом футболисте, цена на него скоро начнет расти. Кто знает, может, знаменитое благословение Мондонико действует и на тренеров?
Не забудьте принять участие в конкурсе прогнозов сезона 2016/17
Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Конкурс прогнозов чемпионата Италии сезона 2016/17
На что способен «Ювентус» с Игуаином, но без Погба?
Фото: REUTERS/Vincenzo Pinto; it.wikipedia.org; Gettyimages.ru/Valerio Pennicino, Beate Mueller/Bongarts
Осталось дождаться развёрнутого интервью с Каррерой у Дудя, чтобы сложить полноценную картину)