Профессор вместо аспирантов. Зачем «Спартаку» Бердыев
Почти 10-летие понадобилось Леониду Федуну, чтобы осознать ошибочность своего тезиса «о 10 процентах» тренерского вклада в успехи команды.
Босса «Спартака» часто обвиняют в непоследовательности. Обвиняют несправедливо. Достаточно беглого взгляда на список тренеров команды, чтобы в этом убедиться.
В «Спартаке» давно не было опытного мастера. Все назначения Леонида Федуна за последнюю десятилетку – все до единого! – будто бы призваны были подтвердить справедливость знаменитого президентского тезиса о 10-процентном вкладе наставника в успехи команды. Доказать если не формальность, то незначительность этой позиции в штатном расписании. После мутного увольнения Владимира Федотова главный акционер клуба будто умышленно – или в самом деле специально? – избегал взрослых, добившихся чего-то в профессии и, соответственно, имеющих что возразить начальнику специалистов. Он сделал ставку на молодость, и она не сыграла.
Казалось бы, популярнейший клуб страны в принципе не должен быть площадкой для бесконечных экспериментов – как Госдуме, по версии отставного политического деятеля, не пристало быть местом для дискуссий. Но именно в такую лабораторию любознательного практиканта и превратил, в сущности, «Спартак» его шеф.
Невероятно, но факт: самым опытным ставленником Федуна, начиная с 2007 года, был Микаэль Лаудруп. Тренерское резюме датчанина сильно уступало игроцкому, но владельца московского клуба – или его советников – это не смутило. Командование амбициозной российской командой Лаудруп принял в 44 года – и, как несложно догадаться, оказанного ему высокого доверия не оправдал.
Предшественник Лаудрупа, Станислав Черчесов, возглавил «Спартак» в 43 года. Сменщик Микаэля, Валерий Карпин, - в 40. Столько же было на момент подписания контракта с красно-белыми Унаи Эмери и Мурату Якину. Дмитрий Аленичев осуществил свою заветную тренерскую мечту в 41. Леонид Арнольдович упорно ставил на молодых-перспективных. Отсутствие у соискателей значительных руководящих успехов его совершенно не смущало. Напротив, словно раззадоривало: а ну как у этого получится?! У Аленичева педагогический стаж исчерпывался юношеской сборной да Тулой, Карпин до «Спартака» не тренировал вообще ни дня.
Единственное, что всех этих людей объединяло - возраст. Воззрений на футбол они придерживались разных - соответственно, ни о какой преемственности не могло быть и речи. Оттого и лихорадило команду на футбольном поле и болтало в таблице.
Случай Карпина, пересевшего в тренерское кресло из директорского, похоже, окончательно убедил Федуна в том, что спортивным коллективом может руководить даже человек без специального образования – было бы звучное имя да амбиции. Этого у Валерия Георгиевича наличествовало в достатке. С дебютантом во главе красно-белые сходу взяли серебро, а спустя три года повторили этот результат.
В 2009-м второе место вызвало в красно-белой среде коллективный вздох разочарования. Сегодня, согласитесь, оно воспринимается немножечко иначе – скорее как достижение, чем упущение. Якин финишировал шестым, Аленичев – пятым. Эмери… Эмери – отдельная история. Его, как и Лаудрупа, оборвали «на полуслове». За что теперь Унаи, быть может, и признателен «Спартаку». Задержись он в России – не сделал бы чемпионский хет-трик в Лиге Европы.
До недавнего времени у Леонида Федуна существовало два критерия отбора кандидатов: яркое спартаковское прошлое (Черчесов, Карпин, Аленичев) либо безусловная, подтверждённая экспертами, перспективность (Лаудруп, Эмери, Якин). Датчанин её подтвердил победой в Кубке Английской лиги с заурядным «Суонси», баск – чередой ярких триумфов с «Севильей», даже не третьей по силе командой Испании. Допускаю, что и Якин ещё добьётся успеха – безработному это сделать объективно сложно…
Все эти годы Федун неотступно следовал самолично придуманной концепции «о 10 процентах». Возможно, искренне верил в неё. Пересмотреть свои взгляды на роль и место тренера в современном футболе ему помог «Ростов». Точнее, его командир. Нет, история знавала, конечно, примеры чудесного перевоплощения аутсайдеров в лидеры, но почти всегда этому сопутствовал материальный фактор. Когда команда взлетает, вопреки финансовому неблагополучию, впору констатировать тренерский гений. В ответном матче Лиги чемпионов с «Андерлехтом» Бердыев его лишний раз продемонстрировал. И тем самым, возможно, окончательно убедил самого главного спартаковца в необходимости радикальной реформы собственного хозяйства.
В межсезонье нанять автора ростовской сказки у Федуна не получилось. Если удастся сейчас, «Спартак» можно будет наконец поздравить – с пришествием в авторитетный клуб действительно большого тренера. Профессора, а не аспиранта.
Стеночками-забеганиями сыт не будешь – «Спартак» изголодался по победам. А этот человек в совершенстве владеет технологией их достижения.