Правда о трансферных слухах от тех, кто в теме
Таблоидные трансферные истории когда-то были лишь развлечением для заполнения печатных полос, теперь же они приобрели огромное значение как для игроков, так и для клубов и фанатов. Но кто здесь танцует под чью дудку? FourFourTwo задаёт этот вопрос главным действующим лицам…
У Руперта Мёрдока была проблема. Шёл 1969 год и, приобретя разоряющуюся газету The Sun и решив превратить её в таблоид, австралийский медиамагнат получил плохие новости: ограниченное количество подходящих печатных машин означало, что первые тиражи каждого выпуска должны быть завершены и разосланы по газетным киоскам всей Великобритании задолго до финального свистка вечерних футбольных матчей.
Это были потенциально катастрофические новости для издания, ориентировавшегося на футбольных болельщиков в качестве своей основной аудитории. Тем не менее, Мёрдоку и его первому редактору, Ларри Лэмбу, удалось не только преодолеть все проблемы, чтобы создать то, что в скором времени станет самой популярной газетой Британии, они непреднамеренно создали нечто большее.
Они решили заполнить первое издание, страницы которого будут позже перепечатаны на репртажи о матчах, трансферными сплетнями. "Вскоре Мёрдок установил еще один печатный станок на севере и впервые передал актуальные футбольные новости", – говорит один из ветеранов Флит-стрит, – "Тогда люди начали жаловаться, что скучают по трансферным историям! Так слухи вернулись в печать и попадают туда до сих пор". Монстр появился на свет.
Вот история о том, как мельница трансферных слухов раскручивает свой пьянящий водоворот информации и дезинформации, и о том, как игроки, агенты и клубы используют его для своих собственных целей. Всё это рассказывают ключевые участники, которые предпочитают остаться неизвестным по причинам, которые станут ясны ниже.
Агент: Я думаю, что часть увлечения трансферными слухами заключается в следующем: в футболе так мало шансов на самом деле выиграть что-нибудь. Поэтому видеть, как ваш клуб преследует игрока и в конечном итоге завершает крупный переход, может оказаться максимально близким ощущением к действительному выигрышу чего-либо в этом сезоне.
Журналист: Спрос сейчас просто ненасытный. Если посмотреть на число просмотров в Интернете, материалы о трансферах опережают прочие спортивные новости. Даже второстепенная трансферная история с участием одного из крупного клуба может попасть в топы.
Игрок АПЛ: Как слухи рождаются? Предположим, я хочу сменить команду... Ну, если вы игрок уровня Премьер-лиги, найти вариант не сложно, но это всё равно не означает, что можно просто зайти в кабинет менеджера и положить заявление на стол.
Топ-менеджер: Заявление об уходе – это худший вариант как для игрока, так и для его агента. В каждом контракте прописан годовой бонус лояльности, и даже если игрок продается при самых неприятных обстоятельствах, до тех пор, пока он сам не подаст запрос о трансфере, клуб должен выплатить бонус за всю оставшуюся часть контракта. Игроки и агенты не хотят терять деньги, поэтому в конечном итоге и затевают этот танец.
Журналист таблоида: Главное, что я делаю с трансферными историями, это остаюсь на поверхности. У кого в топ-клубе истекает контракт, какие позиции тому или иному клубу нужно усилить? Ответив на эти вопросы, я вычленяю интересных игроков и начинаю обзванивать их агентов и клубы. Взять, к примеру, «Тоттенхем». В ту же минуту, когда они впервые за долгое время отобрались в Лигу Чемпионов, многие из нас обрывали телефоны, чтобы узнать, что это значит для Луки Модрича и Гарета Бэйла. Истории подобного рода составляют примерно половину слухов. Всё остальное – намёки, которые поступают от агентов, игроков, клубов...
Игрок АПЛ: У меня в карьере было несколько переходов, когда я просто хотел уйти и несколько переходов, когда я слышал об интересе другого клуба, а затем поддерживал эти слухи. Всегда полезно немного подтолкнуть ситуацию к развязке. Самый простой путь – сказать своему агенту: " Продвигай это дело для меня". Ещё можно рассказать другим игрокам, а они уже поведают своим агентам. Иногда можно поговорить с людьми внутри клуба, скаутами или ещё кем-то, кому вы доверяете и у кого есть связи с журналистами. Но в футболе никогда точно не знаешь. Однажды, когда я не получал игровой практики, я упомянул в разговоре со знакомым, что знаю об интересе одной команды. Я надеялся, что он расскажет одному из своих контактов. На следующее утро я был уже в кабинете директора клуба, и он сказал мне: «Забудь о переходе, никуда ты не уйдёшь».
Топ-менеджер: Трансферный рынок – это гнусный мир, где вещи не всегда являются тем, чем кажутся. Игроки, агенты и клубы делают многое для достижения своих собственных целей.
Игрок АПЛ: Однажды мой товарищ по команде хотел сменить команду. Он выбрал день, когда у нас был выходной, шепнул местному журналисту, что его отправили тренироваться с молодёжным составом. Репортёры обеспечили фотографа в кустах. Он вообще не должен был тренироваться в тот день, но приехал специально ради фотографий! Эта история заинтересовала нескольких человек, и уже несколько дней спустя он улыбался в раздевалке, рассказывая: «Сработало: со мной связался клуб из верхней половины таблицы.»
Журналист The Sunday: Иногда доходит до невероятного. Один из моих контактов дружит с игроком, который играет за сборную и регулярно забивает в Премьер-лиге. Несколько недель назад, мой контакт говорит мне, что приятель рассказал ему об интересе «Манчестер Сити». Да, он хорош, но он не настолько хорош. Для чего же он тогда это рассказывает? Чтобы убедить «Сити» поговорить с его агентом, чтобы ещё кто-то с ним связался? Чаще всего об этом можно лишь мечтать. Но если получится успешно посеять информацию о том, что «Сити» могут быть заинтересованы, и эта информация попадёт в прессу, то, полагаю, останется лишь один человек, которому нужно будет эту информацию прочитать…
Журналист таблоида: Почти никогда не бывает, что игрок сам звонит с информацией о себе, и очень редко, что агент звонит ни с того ни с сего и сообщает: "Ливерпуль хочет моего игрока". Есть небольшая группа агентов, с которыми я общаюсь все время. Лучшие новости от них, это когда один из их игроков не вовлечён, и они просто повторяют то, что слышали. Люди в футболе любят сплетничать так же, как и все мы.
Журналист The Sunday: Футбол – это большая деревня. У меня есть список из 15-20 менеджеров, которым я могу позвонить, и в большинстве случаев они настолько же в курсе того, что происходит в других местах, насколько в курсе событий в их собственном клубе. Если вы делаете одолжение для менеджера, он даст вам что-то взамен. Один менеджер позвонил мне сегодня утром и сказал: «Мне нужен этот вратарь, но я слышал, что он собирается в другой клуб. Можешь навести справки?" Я смог ему помочь, и он нашептал мне о другой большой истории, которая точно происходит в соседнем клубе.
Журналист таблоида: Так много людей участвуют в любом трансфере: менеджер, президент клуба, спортивный директор, представитель игрока, сам игрок, – и каждый из них, вероятно, болтает о сделке ещё с четырьмя-пятью людьми. Это как теория шести рукопожатий, только в футболе это, скорее, два-три рукопожатия.
Топ-менеджер: Конечно, это работает в обоих направлениях. Если агент использует свои контакты в прессе, то и клубы это делают, если хотят купить или продать игрока. Во время крупной трансферной саги клуб может информировать журналистов о текущей ситуации, если это соответствует его интересам.
Журналист таблоида: В ситуации с трансфером Самира Насри из «Арсенала» несколько лет назад все три участника истории («Арсенал», «Манчестер Сити» и «МЮ») сливали информацию в прессу. Один из топ-клубов славится своей секретностью, но они постоянно информировали нас о том, что они считали уже завершёнными сделками, за несколько недель до официального подписания игрока. Но в некоторых случаях информация, отправленная в прессу, по какой-то причине оказывается неверной. В деле с одним из самых больших приобретений в январе 2011, клуб сообщил мне, что сделка совершенно точно не состоится, за несколько часов до её совершения. Забавной была история с арендой Дэвида Бекхэма в «Тоттенхэм». «Шпоры» однозначно всё отрицали, но через два дня Харри [Реднапп] сказал: "Да, я бы с удовольствием подписал его, мы провели переговоры». Я не виню сотрудников пресс-службы: они говорили правду, насколько знали.
Агент: Некоторые клубы распространяют слухи о будущих трансферах в марте или апреле, потому что опасаются не продать запланированное число абонементов на следующий сезон. Есть как минимум один менеджер высокого уровня в АПЛ, который этим знаменит.
Топ-менеджер: В некоторых случаях, когда клубы не могут получить за игрока желаемую сумму, президент, менеджер или кто-то из директоров может позвонить одному из своих коллег в другом клубе и сказать: "Слушайте, я хочу £ 10 миллионов за этого парня, но они предлагают только £ 8 млн. Вы можете позвонить своему другу в газете и сказать, что вы предложили £ 9 млн.? " Если у вас хорошие связи и вам это удаётся, вы, вполне вероятно, получите предложение, которое хотели, от единственного клуба, который изначально и был заинтересован.
Журналист таблоида: Когда большая история затягивается, становится все труднее. В больших случаях – Роналду в «Мадрид», Модрич в «Челси» (не состоялся – прим. пер.), Фабрегас в «Барсу» – клуб переходит в режим строгой изоляции. Клуб, игрок и агент договариваются не говорить с прессой. Мы в таких случаях полагаемся на то, что люди в футболе любят сплетничать. Таким образом, вы, возможно, не были на совещании или даже не говорили с непосредственными участниками событий, но вы уж по крайней мере можете поговорить с другим агентом, который перекинулся парой фраз с целевым агентом, или одноклубником игрока, или помощник президента клуба. Кстати, один из самых крупных переходов последних нескольких лет начался с того, что игрок пришёл в кабинет менеджера и попросил трансфера. И ещё до того, как футболист закончил этот разговор, его агент проинформировал меня о том, что заявила одна из сторон беседы.
Агент: любой агент использует все средства, чтобы совершить наилучшую сделку для своего игрока. Скажем, у вас есть случай, когда игрок счастлив, но вы можете использовать заинтересованность другого клуба, чтобы выбить повышение заработной платы. Вы можете допустить представителя местной газеты к игроку, чтобы тот заявил что-то вроде: Мне льстит интерес команды Х, но я люблю именно клуб Y, и мне грустно, что они не пытаются удержать меня". Вы уже фактически получили поддержку фанатов, и теперь черёд клуба делать ход. Хотя иногда, конечно, бывают случаи, когда подобное интервью даётся и без намерения переподписать контракт.
Журналист The Sunday: Знаменитая история с Уэйном Руни изображается как хрестоматийный случай, когда игрок использует угрозу трансфера, чтобы получить прибавку к зарплате, но дело было вообще не так. Ферги обставил всё красиво, но заявление игрока, которое стало достоянием общественности, вовсе не было запросом о трансфере – это был крик о помощи. Руни хотел остаться, но он хотел, чтобы клуб потратился. В конце концов Глейзеры пообещали тратить больше и обещание своё сдержали.
Самое сложное –фильтровать правду. Есть очень немного агентов, чьи трансферные истории я бы стал слушать, у представителей игроков слишком много скрытых целей. В этой сфере существует целая культура лжи. Мне приходится игнорировать около 70 процентов того, что мне рассказывают.
Топ-менеджер: Агенты любят, когда за игроков торгуются несколько покупателей, но это случается не так часто, как газеты заставляют вас думать. Существуют так называемые «истории о трёх», то есть слухи, в которых утверждается об интересе трёх клубов к игроку. Эти истории почти всегда исходят от агентов и команд, причём один клуб в них действительно заинтересован в игроке, второй – тот клуб, который игрок и агент хотят заинтересовать, а третий, в большинстве случаев, – чистая выдумка.
Журналист The Sunday: Не всегда бывает так, что игрок сам является участником какой-либо интриги. Несколько лет назад я услышал, что Джермейн Дефо интересен «Сандерленду», и так совпало, что на следующий день у меня было назначено с ним интервью. В конце нашего с ним разговора я выключил диктофон и спросил: "Есть ли хоть доля правды в слухах о «Сандерленде»?" Он сказал: "Мы узнаём последними. Иногда к мои товарищи по команде просто получали звонок типа «поздравляем, вы переходите» ".
Топ-менеджер: Знаю некоторые случаи, когда слухи связывают игрока с определённым клубом, он переходит в эту команду, а я знаю, что другой клуб предлагал ему лучшую зарплату. Но в газеты это не попадало. Подозреваю, что агент получал больший гонорар за сделку с первым клубом и даже не сообщал клиенту об интересе второго. Игра изобилует случаями, когда агенты представляют прежде всего свои интересы, а потом уже интересы игроков.
Журналист таблоида: Самое большое давление на журналиста заключается в том, чтобы иметь постоянно хороший процент попадания. Есть специальные веб-сайты, которые измеряют, сколько из ваших историй сбывается или нет, но это совершенно несправедливо. Есть бесчисленное множество сделок, которые проваливаются по независящим от нас причинам. «Челси» и Модрич: интерес был и правда была, но не сложилось. Но «Челси» хотели его? Абсолютно. Хотел ли он туда? Точно хотел. А ещё Энди Кэрролл и Карлос Тевес: когда-то назревал потенциальный обмен этими игроками. Кенни Далглиш всё отрицал, и я не утверждаю, что он даже знал об этом, но переговоры между клубами велись, и, полагаю, сами игроки знали об этом. Очень расстраивает, когда получаешь наводку на топ-игрока от агента, клуба или многолетних контактов, написать статью, только чтобы потом в Твиттере писали: «Ты всё выдумал».
Журналист The Sunday: Бесит, когда одна из твоих историй не подтверждается, и в Твиттере начинают писать, что всё изначально было ложью.
Агент: На каждую сделку, которая осуществляется, приходится пять провальных. Слишком много препятствий на пути, слишком много шестерёнок вращается одновременно, и лишь что-то пойдёт не так, как переход уже под угрозой срыва.
Журналист The Sunday: Это не точная наука, конечно. Вы не поверите, сколько вовлечено элементов. Есть 20 различных вещей, которые должны произойти, чтобы трансфер свершился. Я делал историю об Игроке N, который собираkся в клуб Премьер-лиги из Африки. Игрок находится уехал на отборочный матч к Чемпионату Мира, в клуб прилетает его агент, и все выглядит хорошо. Затем в клуб поступает звонок от другого агента с документами, подтверждающими, что первый парень не настоящий агент игрока. Клуб начинает процесс снова с другим парнем, и все выглядит хорошо. Тогда оказывается, что у игрока истёк срок действия паспорта, ему нужна будет новая виза, но подождите, есть ещё один клуб на родине, которому уже интересен этот игрок. Всё так многослойно… Есть история о том, как менеджер перехватил игрока в зале ожидания аэропорта, когда тот собирался в клуб-конкурент! Я тогда предсказывал, что игрок собирается в другой клуб, так что я оказался неправ, даже когда был прав.
Агент: Чувствуют ли фанаты, что их подвели, когда трансфер не случается? Пожалуй, но только если вовлечена их команда. Многие довольны тем, что есть определённая завеса тайны, всем нравятся спекуляции. Каждый хочет знать то, чего ему знать нельзя.
Журналист таблоида: интерес к трансферам сейчас больше, чем когда-либо. Выросло целое поколение игроков в Football Manager, которые теперь знают всех этих непонятных игроков и вундеркиндов по всему миру, и если они знают о них, то агенты и клубы о них тоже знают.
Топ-менеджер: У американцев есть фентези-бейсбол, а у нас есть трансферное окно. Мы им одержимы.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Все фото и оригинальный текст: FourFourTwo
Спасибо за прочтение! Если вам понравился материал, и вы хотите видеть подобные статьи почаще, ставьте плюс и подписывайтесь на "Трансферический конь"!
Нет такого слова.
А материал интересный. Сделано в стиле американских передач, где нет авторского текста и соответственно его мнения, а только поток интервью от участников событий. Реалити шоу "Трансферные Окна" )