3 мин.

Евро-2016. Выступление сборной России

Чемпионат Европы завершился чуть менее двух месяцев назад. После мундиаля на Российский футбол в общем и на игроков сборной в частности обвалился шквал критики-как конструктивной, так и не очень. Именно этот провал получил такой резонанс в обществе, хотя если вспомнить прошлые выступления нашей команды на крупных тутрнирах удивляться нечему. Окунемся в недавнее прошлое, ЧМ-2002 невыход из группы, ЧЕ-2004 невыход из группы, ЧМ-2006 отсутствие на турнире, ЧМ-2010 отсутствие на турнире (скандал по поводу отдыха наших игроков в питейном заведении), ЧЕ-2012 невыход из группы (скандал по поводу высказываний отдельных игроков)

Перед стыковым матчем против Словении,ЧМ-2010

ЧМ-2014 невыход из группы. Не случайно пропустил ЧЕ-2008, это была сказка и ориентир за которые все мы цепляемся, позже вернусь к тому чемпионату. Называлось множество причин, повлиявших на выступление сборной. Каждая причина по-своему справедлива. Хочу поделиться своим мнением касательно этой проблемы. На мой взгляд, главная проблема начинается с подготовки футболистов, а именно с самого раннего возраста. Дело не в методиках тренировок детей, а в ментальном воспитании как футбольном, так и общем. В связи с этим, от нашего футбола и, в первую очередь, национальной команды исходит атмосфера безнадеги, апатии и разрозненности. Не могу назвать ни одного игрока из нынешнего состава сборной человеком на которого можно опереться, человеком, который ведет за собой всех остальных, рядом с которым все чувствуют смысл в действиях на поле. Причина отсутствия таких игроков, как раз в воспитании, именно воспитании, а не подготовке футболистов. Вернемся к ЧЕ-2008, не думаю, что игроки того состава готовились с детства по особым методикам и поэтому так удачно проявили себя, скорее главную роль играла атмосфера как в футболе в общем, так и в сборной страны. Огромная заслуга в этом Гуса Хиддинка, который на миг вселил надежду в наш футбол.

моменты счастья

Так сложилось, что в том составе были, те самые люди на которых можно было опереться-Семак, Зырянов, Анюков от которых исходил исключительно верный ментальный посыл, только при наличии которого Аршавин, Жирков,Акинфеев,Павлюченко и Билялетдинов смогли продемонстрировать уровень игроков топ-класса.Вернемся к причине отсутствия таких игроков,то бишь к подготовке детей,подростков и юношей.Многие вполне заслуженно вспоминают игроков времен СССР,среди которых было много тех самых игроков-личностей.

один из примеров игрока-личности

В СССР в футбол во дворе играли повсеместно и первый этап ментального формирования игрок проходил в дворовом футболе.Чтобы сыграть в дворовой футбол нужно было этого захотеть,захотеть сыграть в футбол!(чего так не хватает нынешним игрокам),надо было собрать команды,найти мяч,поставить ворота,установить правила,то есть, проявить не малые организаторские способности,что способствует воспитанию "футбольной самостоятельности".Эти правила и требования были всюду,независимо от города,области,республики.Я это не к тому,что:"Давайте расформируем все футбольные школы и выгоним детей во дворы",в СССР тоже были футбольные школы,зачастую дети туда попадали в 11-13 лет,уже пройдя школу дворового футбола,ментально имея какие-то ориентиры и это была СИСТЕМА,общая система подготовки,которая давала игроков-личностей.В данный момент такой системы нет,общей системы подготовки впринципе нет,в каждом регионе школы работают по-своему,но и это не беда,беда в том,что нет работы над личностным развитием игрока,нет атмосферы,которая способна выковать игрока-личность.Методики технической оснащенности,физической и тактической подготовки и так далее общедоступны и все наши академии ими ползуются,но,как видно,этого недостаточно для того,чтобы на выходе мы получили ментально сильного игрока.Этого мало,чтобы наш игрок в 20 лет выходил на крупном турнире и соответствовал его уровню,не говоря о том,чтобы  определял игру команды,как мы это видим в других сборных.Как создать эту систему и как её самое главное применить вопрос архисложный,на мой взгляд это не вопрос методик,самоотдачи,требований,эо вопрос обще ментальный.Каждый человек,который влияет на подготовку футболистов,начиная от министра спорта и РФС,до детского тренера ДЮСШ в отдаленной области хотели и понимали над чем нужно работать в первую очередь,хотели создать систему,атмосферу,дающую игроков-личностей,а уж какие упражнения применить для "внешнего вида футболиста"(работа с мячом,физическая готовность и т.д.) каждый тренер волен выбирать сам,но личностное воспитание должно быть общепринятым.