«Они сложили оружие, чтобы поиграть вместе с ним». История Эдриана Доэрти, потерянного гения футбола
Джимми Доэрти давно не видел такую толпу в Брэндивилле. Он был переполнен за час до матча, футбольные фанаты стекались издалека, чтобы увидеть «гламур» в лице «Ноттингем Форрест» Брайана Клафа, привезшего свою команду на товарищеский матч против «Дерри Сити». Неожиданно в центре внимания толпы оказался «акт разминки» – матч между сборной Дерри и «Хоум Фарм», побеждающей всех и вся юношеской командой из Дублина.
Джон Клиффорд, тренер команды «Дерри» до 14 лет, предупредил своих подопечных и их родителей, что этот матч может быть сложным не только из-за толпы, но и из-за соперника. В «Хоум Фарм» были собраны лучшие игроки из Дублина и окрестностей. Их команда до 14 лет не проигрывала уже 50 матчей, начиная с команды до 9 лет, когда они выиграли турниры в Англии и Ирландии. Эта игра была шагом вперед для мальчиков Дерри, и Клиффорд очень хотел посмотреть, как они справятся.
То, что случилось 5 мая 1986 года, повергло Джимми Доэрти в шок. Как и все в Брэндивилле, в том числе делегация из «Форест», он был поражен выступлением своего сына Эдриана, который стал подростком только через 5 недель. Беспроигрышная серия «Хоум Фарм» закончилась в тот день, мальчишки из Дерри победили со счетом 2-0, а Эдриан забил оба мяча. Основные моменты того матча были выложены на Youtube в 2014 году (прим. редактора - к сожалению, видео было удалено с YouTube к моменту публикации этой главы). Голы были забиты на очень высоком техническом уровне. Завораживал не только дриблинг Эдриана, но и завершение атаки. Первый из голов – рывок с правого фланга – завершился потрясающим ударом (нечто средним между черпачком и щелчком). Сейчас такое ассоциируется с Лионелем Месси. Это было превосходно. Просто невероятно.
«Он был, честно говоря, неподражаем в тот день, - говорит Питер Хаттон, одноклубник Доэрти, продолживший преданно служить «Дерри Сити» в качестве игрока, а затем и менеджера. – После в тот день люди не говорили о взрослой команде или «Ноттингем Форрест». Они говорили об этом исключительном таланте, которого они увидели в нашей игре».
Это был момент гордости для Джимми Доэрти. Его сын отличился на том же самом поле, на том же фланге, где и сам Джимми играл за «Дерри». Некоторые из бывших одноклубников Джимми, сейчас работающие в клубе на других ролях, предложили Эдриану следовать по стопам отца. Но был и другой экс-игрок «Дерри», заметивший что-то большее в юном даровании, которого он увидел в тот день. Лиам О’Кэйн, который был помощником Клафа, связался с Джимми вскоре после этого, и после небольшой беседы о 1960-ых, когда они вместе играли, он перешёл к сути дела. О’Кэйн хотел, чтобы Эдриан попробовал себя в «Форест».
Спортивный талант дается с рождения? Этот вопрос вызывает споры уже десятилетия. Шведский психолог, профессор К. Андерс Эрикссон полагает, что «талант с рождения на самом деле является результатом интенсивной практики как минимум в течение 10 лет». Теория основана на изучении не только спортсменов, но и представителей других профессий. Идея Эрикссона была популяризирована канадским журналистом Малкольмом Гладвеллом, которой предложил «правило 10000 часов» в своей работе «Гении и аутсайдеры» (Outliers: The Story of Success – в оригинале – прим. пер.). Опираясь на опыт «Битлз», он утверждает, что мировое признание во многих областях может быть достигнуто в течение 10 лет благодаря постоянной практике.
Еще недавно бывший обозреватель Sports Illustrated Дэвид Эпштейн обращал внимание в этом вопросе на такой аспект, как генетическая предрасположенность. Эпштейн указывает на генетические преимущества, например, ямайцев и кенийцев, в некоторых спортивных дисциплинах. Он ссылается на важность гена ACTN3, который позволяет производить белок альфа-актинин-3 в мышечных волокнах. Мутированная версия ACTN3 обычно ассоциируется с выносливостью, немутированная – со скоростью. Он не стремится получить ответы на все вопросы. Он просто считает, что значимость врожденного таланта снизилась в последнее время. Со значительным коммерческим успехом, надо сказать.
Джимми Доэрти с первого взгляда понял, что три его сына – Гарет, Адриан и Питер – унаследовали какие-то базовые навыки – технику, атлетизм, движение или что-то еще. Все трое были быстрыми, ловкими и хорошо обращались с мячом, как и Джимми, когда он играл на фланге за «Дерри Сити» в 60-ых. В Эдриане, правда, было что-то еще: неуемная энергия, бойцовский дух и какая-то игровая интеллигенция. «У него были всесторонние способности, - вспоминает Ди Девенни. – Честно говоря, он был лучшим игроком на поле в любом матче, в котором я его видел».
В начальной школе Эдриан начинал и заканчивал матч на поле. Если он делал что-то еще – катался на байке, играл в бильярд, сидел перед телевизором – он вполне мог отклонить предложение пойти попинать мяч. Это изменилось, когда он стал более серьезно относиться к футболу. Для него стало недостаточно играть в эти хаотичные матчи с участием мальчишек с разными возможностями. Он хотел совершенствоваться, улучшать физические и технические качества, вывести свою игру на новый уровень.
Одним из этих качеств была скорость. Те, кто видел Эдриана в его годы в начальной школе, могли быть шокированы, увидев, насколько быстрым стал Эдриан. «Он не выигрывал много забегов, - вспоминает его отец. – Он был быстр, но не молниеносен. Меня поразило то, насколько быстрым он стал. Я всегда думал, что вы либо быстры, либо нет. Но эта скорость не была подарком свыше для Эдриана. Он упорно работал, делал спринты, упражнения на ускорения».
Часто он тренировался самостоятельно. В другие разы к нему присоединялись отец, старшие братья или друзья. «Он работал над своей левой ногой. Сам он был правша, но благодаря тренировкам смог играть обеими ногами одинаково хорошо, – рассказывает Девенни. – Он тренировал на мне свое первое касание, чтобы заставить мяч проноситься мимо меня. Он не просто хотел его контролировать. Он хотел понять, как его контролировать, чтобы дать себе пространство и время в различных ситуациях. Он знал, что защитники будут играть с ним жестко из-за его скорости, он хотел быть готовым к любой ситуации. Он был очень умен».
Изменения не остались незамеченными его товарищами из «Дерри и Дистрикта». «Помню, он пришел одним летом, и, хотя не было никаких резких изменений в росте, он вдруг стал исключительным, - говорит Питер Хаттон. – Я думаю, это то, что мы видели в игре против «Хоум Фарм».
Не только сверстники дивились результатам тренировок Эдриана.
«Я пошел на одно из школьных полей, чтобы позвать его на обед, и увидел, как Эдриан пинает мяч с парой солдат, - вспоминает Гарет Доэрти. – Я не мог поверить в это. Если бы люди увидели это, то они бы стали стучаться к нам в двери, спрашивая, что мы делаем. Но это даже не пришло в голову Эдриану. Он только сказал, что солдаты наблюдали за ним, а потом стали играть вместе с ним 2на2. Они сложили оружие, чтобы поиграть вместе с ним».
Количество происшествий и смертей снизилось со времен пика «Смуты» в начале 70-ых, но леденящие страхи витали неподалеку. 23 февраля 1985 года три волонтера ИРА – Майкл Дивайн, Дэвид Дивайн и Чарльз Бреслин – были застрелены SAS (Special Air Service – подразделение специального назначения – прим. пер.) на окраине Страбана. Полагают, что эти трое несли оружие обратно в схрон после того, как их собственная засада обернулась провалом. Бреслину устроили полувоенные похороны. Гроб, облаченный в ирландский триколор, был пронесен по улицам города. Джерри Адамс и Мартин МакГиннесс, представители республиканской партии Шинн Фейн, участвовали в процессии. Позднее Адамс произнес краткую речь, в которой описал бойцов SAS как незнакомцев, людей, которым здесь не место и которые здесь не имеют прав. По его словам, три добровольца ИРА «были хладнокровно убиты». Беспорядков и взрывов было гораздо меньше, но они все еще пугали, обескураживали, напоминали о смутных временах.
На фоне слухов о «Ноттингем Форест» Эдриан Доэрти стал притчей во языцех. Он преуспевает в «Дерри и Дистрикт» до 14 лет, тренер которого Шон Дэвис был поражен талантом мальчика. Под предводительством Эдриана «Дерри и Дистрикт» стали победителями национального кубка, обыграв в финале «Норт Даун». «Я поставил его в линию нападения в финале, и он забил два мяча, – вспоминает Дэвис. – Это был наш первый трофей за двадцать лет».
Эдриан перерос свою молодежную команду в Мелвине, в которой Лиам Кеннеди сделал все возможное, чтобы раскрыть его потенциал. Теперь, когда люди начали обсуждать возможную профессиональную карьеру футболиста, пришло время искать более конкурентоспособную команду с возможностью играть против клубов из другой части страны. Вместе с группой мальчишек из средней школы Святого Колмана – Кевином Доэрти, Ди Девенни, Джоном Тинни – он начинает выступать за «Мурфилд Бойз Клаб» (Moorfield Boys’ Club), располагавшийся в Дерри.
«Мурфилд» был серьезным клубом, которым руководил Мэтт Брэдли при содействии Ноэля Кивлехана и Стивена Нэша. Они посылали команды на «Молочный кубок» Северной Ирландии, ежегодный турнир в котором принимали участие «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед» (с 2015 года «Юнайтед» отказался от выступления в этом кубке – прим. пер.). Но он также был, по словам Кевина Доэрти, «небольшим приятным клубом с дружным коллективом, в котором все мы, особенно Эдриан, чувствовали себя комфортно».
Брэдли работал в футболе многие годы. Он тренировал клубы из Северной Ирландии, работал скаутом в «Селтике» и других английских командах. Никогда прежде он не видел подростка такого таланта, как Эдриана. «Когда я увидел его, то подумал, что это лучшее, что я видел в Северной Ирландии со времен Джорджа Беста, - говорит Брэдли. – Он был невероятен. Без сомнений, без страха. Он был суперталантлив. Он был, и я говорю прямо, единственным, кто мог сравниться с Джоржем Бестом».
Эдриан чувствовал себя в «Мурфилде» как дома. Он любил Брэдли, Кивлехана и Нэша, у него были близкие друзья, которые помогали ему. Также для него было хорошо, что он не был единственной звездой команды. Его одноклубником был Джонни Макайвор, которым, по слухам, интересовался «Арсенал».
Однажды на игру «Мурфилда» в молодежном первенстве приехал Джон Диллон, скаут «Арсенала» в Северной Ирландии, чтобы вживую посмотреть на Макайвора. «Я пошел на игру вместе с отцом Кевина Доэрти, - рассказывает Джимми Доэрти. – Мы слышали, что Джон Диллон должен быть там, чтобы посмотреть на Макайвора. «Мурфилд» играл против молодежной команды «Линфилда». И я должен сказать, что Эдриан совершенно уничтожил их. Джон Диллон позвонил нам в ту ночь и сказал, что хочет пригласить Эдриана на просмотр».
Лиам О’Кэйн бродил по тренировочным полям «Ноттингем Форрест», там, где мальчики проходили просмотр. «Мне всегда нравилось наблюдать за нашими просмотрами, особенно когда там были парни из Северной Ирландии, - вспоминает бывший тренер «Форрест». – Эдриан надевал носки по щиколотку и выделялся из толпы. Помню, как наш тренер Алан Хилл сказал ему: «Нет ли у тебя щитков, сынок?». Он ответил: «Если вы приезжаете из Страбана, то вы не носите щитков». Это заставило меня смеяться, поскольку я знал, что он имел в виду. Эдриан сделал все очень хорошо. Мы сообщили ему и его отцу, что очень заинтересованы в нем».
В апреле 1987 года, в пасхальные каникулы, на третьем году обучения в школе Святого Колмана Эдриан Доэрти отправился на просмотр в «Арсенал». После провинциального очарования «Форрест» «Арсенал» выглядел богаче и солиднее и, несмотря на некоторое чувство тоски по дому, он наслаждался временем, проведенным там. Он сыграл в трех матчах молодежной команды, принял участие в первых двух матчах на «Хайбери» против «Чарльтона» и «Ньюкасл Юнайтед», обедал в компании старшей команды. Просматриваемым новичкам сказали, что клуб исповедует философию приверженности молодежи, о чем свидетельствует появление Тони Адамса, Дэвида Рокасла, Нила Куинна и других. Он вернулся в Страбан со смешными воспоминаниями о двух вещах. Одна их них: руководство «Арсенала» собрало всех подопытных около «Хайбери» – мраморный холл и прочее – для фотографии. В центре фото стоял Кубок Литтлвудса, который команда Джорджа Грэхэма выиграла пару недель назад. Он потерял эту фотографию, которую находил уморительной. Другая история: когда отец спросил его, какие отзывы он получил от тренерского штаба «Арсенала». Пэт Райс или Тео Фоули, он не был уверен, кто, описал его в самых ярких красках, а именно как «еб***ое пятно».
Вечер воскресенья, жизнь в семье Доэрти протекает по обычному графику. Семья пьет чай, а затем смотрит телевизор, ожидая телефонного звонка. Когда он зазвонил, все посмотрели на Джимми, который изо всех сил пытался сдержать улыбку.
- Алло?
- Привет, Джимми. Это Пэт Райс.
- Да, Пэт. Как ты?
- Отлично, спасибо, Джимми. Как Эдриан? Как он вчера? Он все еще хочет подписать контракт с «Арсеналом»?
- Да, Пэт, хочет.
И он действительно хотел. Весь Страбан знал, что Эдриан Доэрти подпишет контракт с «Арсеналом», с клубом с которым ассоциируются величайшие имена ирландского спорта, такие как Терри Нилл, Пэт Дженнингс, Сэмми Нельсон из северной части или Лиам Брэди, Дэвид О’Лири, Франк Стэплтон и Куинн из Республики. После нескольких бесполезно потраченных лет «Арсенал» выиграл Кубок Литтлвудса и вновь начинал создавать репутацию клуба, опирающегося на взращивание собственных талантов. Обещанный контракт не был доставлен, но семье Доэрти сказали, что это лишь вопрос времени. Воскресный звонок Райса только добавил Эдриану чувство принадлежности «Арсеналу». Ничего не могло быть лучше. Почти ничего.
Перевод: Андрей Зубов
Редактура: Евгения Шестакова
Источник: manutd.one
Следите за нами в социальных сетях: Вконтакте \ Twitter \ Facebook \ Instagram