9 мин.

Выухуели

Как жаль, что на стыке конца 90-х - начала 2000-х я не проживал в России, а только урывками получал информацию о том, какие движения происходят в моем родном городе Москве. 

То самое время, которое в "Дженерейшн Пи" активно описывал Виктор Пелевин, наступило. Но как! Наступило в кучу дерьма, превратившись из тонких саркастических сатириков в реальных и обезумивших пошляков. В прямом смысле слова. Виктор Пелевин когда-то шокировал своими художественными рекламными слоганами, делая профессию копирайтера крайне модной и богемной. Это ж было реально свежо и смешно:

"Солидный Господь для солидных господ"

"История парламентаризма в России увенчивается тем простым фактом, что слово «парламентаризм» может понадобиться разве что для рекламы сигарет «Парламент» – да и там, если честно, можно обойтись без всякого парламентаризма"

"Единственным сомнительным эхом этого слогана в заснеженном рекламном пространстве Москвы оказалась фраза «С корабля на бал», взятая неизвестным коллегой Татарского у того же Грибоедова. Она мелькала одно время на щитовой рекламе ментоловых сигарет — яхта, синь, фуражка с крабом и длинные ноги. Татарский ощутил по этому поводу укол ревности, но несильный — девушка с ментоловой рекламы была подобрана под вкусы настолько широкой целевой группы, что текст самопроизвольно читался как «С корабля на бля»"

"Если бы кокаин продавался в аптеках по двадцать копеек за грамм как средство для полоскания при зубной боли, подумал он, его нюхали бы только панки — как это, собственно, и было в начале века.А вот если бы клей «Момент» стоил тысячу долларов за флакон, его охотно нюхала бы вся московская золотая молодежь и на презентациях и фуршетах считалось бы изысканным распространять вокруг себя летучий химическийзапах, жаловаться на отмирание нейронов головного мозга и надолго уединяться в туалете"

"Наклонив голову к окну, он поглядел на стоянку. Там белела крыша купленного им месяц назад белого «мерседеса» второй свежести, который уже начинал понемногу барахлить.Вздохнув, он поменял местами «с» и «d». Получилось «merdeces»"

Мое поколение бесновалось в экстазе, читая подобную литературу, взрослое поколение плевалось и говорило, что сие есть - мракобес. Однако, если посмотреть на то, что началось потом, пелевинские слоганы покажутся высокоинтеллектуальным чтивом. Слово окажется высоким, и даже встречающийся в некоторых местах мат - это не для связки слов, а для истинного понимания смысла, где без крепкого словца - тяжко и уныло.

Читаем и смотрим дальше! Ща будет весело.

Этика и эстетика

р

Во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов в отечественной наружной рекламе сложилась совершенно уникальная ситуация. Рекламные поверхности, расположенные в общественном пространстве — в метро или городской среде, стали зачастую использоваться не по прямому назначению, а для сообщений частного характера или ведения информационных баталий. 

р

Началось все с “Алюминиевой войны плакатов”, что это такое – не спрашивайте меня, при желании, наверное, можно и нагуглить. 

р

Затем, видимо войдя во вкус, плакаты с политическим контекстом стали появляться с завидным постоянством. На билбордах, намекая на Бориса Абрамовича Березовского, цитировали Экзюпери, призывающего “не давать воли баоБАБам”.

 

р

Или изображали Абрамовича, лицо которого тогда было мало кому знакомо, сообщая, что “Рома думает о семье, семья думает о Роме”. 

р

Тогда же не редкостью на рекламных щитах стали разного рода поздравления, которые нувориши адресовали своим пассиям или сообщения типа “Юрок! Позвони Дези!”. 

р
р

Но помимо такой “рекламы” содержание которой большинству горожан ни о чем не говорило и не несло никакой полезной информации, на щитах размещалась откровенно неэтичная реклама, особенно в этом деле преуспели парфюмерные бренды, сначала “Арбат-Престиж” изобразив квартет “На-На” с приспущенными штанами и надписью: “Нюхаем вместе”.

р

Затем “Л’Этуаль” с серией плакатов “Иди (ползи, плыви) на запах” и ее продолжением “Не путай запах”. 

р
р
р

Градус пошлятины зашкаливал. От рекламы с эротическим подтекстом рекламисты, в погоне за вниманием публики, очень быстро перешли к откровенной грязи.

р

В свое время много разговоров было вокруг рекламы бренда "Дикая орхидея", водители жаловались, что она сильно внимание на дороге отвлекает:

р

Позднее, реклама "Дикой орхидеи" уже невинными картинками стала казаться.

р
р
р

Рекламисты не видели в этом ничего зазорного. Вспоминается, как Амлинский на голубом глазу доказывал, что ничего такого ввиду он не имел, и если вы откроете инструкцию к любому пылесосу, то прочтете там, что сосать - это его основная функция, а если вам что-то померещилось, значит пенять надо на себя.

 

р

Достаточно расхожей была, и по-видимому остается, такая точка зрения: не важно, как и какими методами создается реклама, гораздо важней, чтобы она шокировала, запомнилась, пусть даже в негативном свете, реклама должна быть провокативна, иначе она будет вялой и никого не зацепит - декларировали деятели рекламы. Эстетических и нравственных понятий для многих создателей рекламы не существует. 

р
р

У этой проблемы есть и другая грань, связанная с выбором места размещения рекламного сообщения. Здесь также возможны казусы и двусмысленные ситуации. Как, например, вышло с размещением брандмауэра высотой в 11 этажей, рекламирующего новинки кинопроката на Липецкой улице, 52. Расположенное на соседнем доме название района в соединении с рекламой кино создавало слоган: «Район Бирюлево Восточное - Обитель зла». 

р

Или такое соседство:

р

Но если в случае с рекламой кино произошла досадная случайность, то в этом случае мы видим целенаправленное стремление отбить клиентов:

р

Ныне подобные “войны” и поздравления запрещены законом. Все это не считается рекламой товара, услуги или мероприятия, а по тому не укладывается в информационное поле городской среды. Сложнее с неэтичной рекламой. В отличие от вывесок или крышных установок, щитовая реклама размещается на не продолжительный срок, как следствие она сначала появляется в городе, и только постфактум, в случае противоречия закону “О рекламе”, в котором прописано, что такое недобросовестная и недостоверная реклама, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может принять решение о ее демонтаже. 

р
р

Однако, определения неэтичной рекламы в законе нет — нравственные нормы в правовых актах содержаться не могут. Закон говорит лишь о том, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных образов, сравнений и выражений. Грань пристойности и непристойности ныне определяет созданный при ФАС Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. 

р
р

Практика показала, что только ужесточение законодательства и существенное сокращение объема рекламы в городской среде способно заставить рекламистов пересмотреть свои взгляды на качество рекламной продукции, в первую очередь её этическую и эстетическую составляющие.

Оригинальный пост взят отсюда.