4 мин.

Без парашюта. Чем «Спартак» похож на безумного американца

alt

Скайджампер Люк Айкинс удивляет мир, выживая после падения с 7600 метров. Примерно такая же роль и у Дмитрия Аленичева.

Люк стоял на земле и наблюдал за своим двойником. Кукла была того же роста, веса и бросалась с 7600 метров в ворота, растянутые над третью футбольного поля. Две минуты полета были идеальны только по навигации: манекен попал в сетку, но порвал её и шлёпнулся на землю. К пыльной и раскуроченной копии Айкинс подбежал вместе с женой и сказал ей: «Теперь я готов».

Провальный опыт придавал прыжку грозные очертания. Теперь даже всезнающие, но никогда не летавшие с такой высоты без парашюта и кислородных масок скайджамперы перестали рассуждать об элементарной физике эксперимента. Айкинс повторял посыл главной сказки современности, становясь не просто рекордсменом, а «человеком, который выжил».

alt
alt

ВИДЕО

Нынешний «Спартак» летит к обречённости ещё быстрее. Перед новым сезоном и после 15 лет без побед о титулах говорят разве что с тяжёлой иронией.

- Надо становиться чемпионами в этом году. Больше ждать нельзя! – замечает Никита Симонян за 10 минут до начала игры с «Арсеналом».

- Почему именно в этом. Аленичев остался, есть время? – переспрашиваю явно не о том.

- Да потому что в следующем меня, может, в живых не будет, - перебивает Симонян, делает несколько шагов, но оборачивается и эмоционально добавляет. - 90 лет почти, понимаешь?

Понимает и Аленичев. Он ведь не просто видел, как разбивались предыдущие тренеры «Спартака», но сбил одного сам.

«Чужой» Александр Старков был ликвидирован им прямо во время полёта. Мурат Якин, Микаэль Лаудруп и Унаи Эмери ошиблись, изначально выбрав не то направление прыжка.

Владимиру Федотову и Станиславу Черчесову перед приземлением отрезали сетку.

Валерий Карпин был слишком безбашенным, но сам и без чьей-либо помощи превысил скорость.

Все они пытались попасть с огромной высоты в маленькие ворота без кислородных масок и парашютов, без лучших составов и жирных бюджетов.

Перед каждой попыткой им просто говорили: «Нового сезона, новой игры» - и сбрасывали вниз.

Аленичев вряд ли может сделать выводы из крушений предыдущих копий. Уникальность его положения проявилась ещё пару месяцев назад, когда клуб чуть ли не открыто хотел заменить его во взлетающем самолёте на Курбана Бердыева, но он так и не решился прыгать.

Аленичев, как и Айкинс, отказывается от страховки и за год избавляется от цельного состава: Митрюшкин – Гранат, Жоао Карлос, К. Комбаров, Паршивлюк и, возможно, Таски – Тино Коста, Кариока, Билялетдинов, Озбилиз, Широков, Хурадо, Чельстрём, скорее всего Попов – Мовсисян, Давыдов, Барриос и заочно Дзюба.

В команду он берёт лишь троих человек (Зобнина, Ещенко и Мельгарехо), чьи команды улетели на дно, форварда Зе из Кабо-Верде, попадающего в сетку один раз из пяти, и бразильского полузащитника Фернандо, который внешне выглядит так, будто его задача – смягчать падение собственным телом.

Вряд ли должна вводить в эйфорию и победа над «Арсеналом». Тула с её летней трансферной кампанией сейчас больше похожа на дверь самолёта, которую перед прыжком может открыть любой.

Аленичев сделал это и со счётом 4:0 лишь красиво шагнул вниз без парашюта. Но шансы прилететь к титулу у него есть.

Во-первых, за счёт сохранения Таски и совместного с Массимо Каррерой построения итальянского варианта лучшей тройки защитников чемпионата. Именно тройки, потому что надёжность и хладнокровность того же Кутепова остужает огненного Боккетти. Потому что при такой схеме у Дмитрия Комбарова больше шансов обострять, а не проваливаться в обороне. Потому что Глушаков может играть выше, а не носиться с языком на плече, закрывая разрыв между атакой и обороной.

Во-вторых, за счёт возвращения в форму Фернандо. За полчаса бразилец показал не только жирные ляжки, но и алексовскую мысль и культуру паса. Такого в «Спартаке» и, возможно, в РФПЛ давно не было.

В-третьих, благодаря прогрессу молодых. Зуев и Зобнин играли с АЕК и «Арсеналом» так бодро, что их позиции захотелось защитить хоть лимитом.

В-четвёртых, из-за куража Ананидзе. Фёдор Черенков ещё пять лет назад называл грузинского мальчика особенным, но без травм Джано держится только последние полгода.

В-пятых, если вдруг начнёт забивать мощнейший Зе Луиш.

В-шестых, из-за протеста капитана Глушакова, которому пора ответить на издёвки (в том числе в сборной) из-за отсутствия трофеев.

В-седьмых, просто из-за Промеса – самого яркого игрока РФПЛ после ухода Халка.

Проблема одна: все эти условия не терпят ошибок. Лёгкое отклонение от идеального плана превратит нынешний в «Спартак» в ту самую пыльную, уничтоженную копию, на которую будет смотреть новый Айкинс или Аленичев перед необыкновенным падением без парашюта.

Дмитрий Егоров: Чемпионат