Запрещенный препарат «Чиновний»
Спорт высоких достижений, как его называют, требует от спортсменов огромных жертв. Силы, нервы, здоровье - все кладется на алтарь победы в каком-либо соревновании. Эти жертвы, конечно, оправдываются всеобщим уважением и неплохими гонорарами.
Современный спорт очень сильно видоизменился. Теперь - это не только соревнование сильнейших в своем виде спорта атлетов, но и шоу, отлично налаженная бизнес-модель, приносящая хороший доход. А в новейшей истории еще и средство политической борьбы. Кстати, именно последний фактор больше всего меня расстраивает.
Оказаться "быстрее, выше, сильнее" сейчас становится все труднее, в первую очередь, в силу чисто физиологических причин. Я являюсь сторонником теории, что все мировые рекорды уже поставлены. Как бы человек ни старался, не прыгнет он в длину дальше, чем Майк Пауэлл в 1991 году. Если кто не в курсе, этот парень на соревнованиях в Токио прыгнул с разбега на расстояние в 8,95 метра - достижение, не превзойденное до сих пор. Или вот Рэнди Барнс в свое время взял ядро и толкнул его аж на 23,12 метра, и с 1990 года этот рекорд тоже пока не побит. Уникумы вроде Усейна Болта в принципе рождаются раз в несколько поколений, поэтому его мы трогать не будем. К чему я привожу все эти примеры? Да к тому, что человеческое тело и организм имеют свой предел возможностей. Естественный предел. Это биология, анатомия, физиология, если хотите. Изможденному организму требуются силы на восстановление, и собственных ресурсов на это порой не хватает. Это тоже естественный процесс. Начинается прием различных препаратов, сначала для восстановления, затем для поддержания, затем для наращивания. Один мой приятель профессионально занимался борьбой, так вот перед каждым приемом пищи он выставлял на стол батарею баночек-скляночек, из каждой такой баночки брал по несколько таблеток, и, только употребив их, принимался за еду. В какой-то момент я решил подшутить над ним и спросил: "Так ты на допинге?" На что он совершенно спокойно и серьезно ответил, что допинг допингу рознь, а при тех нагрузках, которые испытывает он (шел цикл подготовки к очередным соревнованиям), организму нереально восстановиться и поддерживать силы без медицинских "вливаний" извне. Уровень соревнований, кстати, был довольно средний, то есть даже не чемпионат России. Значит, напрашивается логичный вывод, что на более высоком уровне условная батарея баночек была бы еще внушительнее? А если так, то что дальше? Что ждет измученных препаратами спортсменов после ухода из спорта? Доцент медицинских наук Таллинского университета Кристьян Порт в интервью эстонскому изданию «Postimees» отмечает, что по окончании спортивной карьеры удел спортсменов - «хронический стресс с психосоциальной основой, а также проблемы с весом», которые «увеличивают риск заболевания сердечно-сосудистой системы — возможны, например, гипертония или инфаркт, — поэтому вряд ли кого-нибудь удивит новость о бывшем топ-спортсмене, страдавшем от алкоголизма и избыточного веса, и умершего от инфаркта».
Справедливый вопрос, можно ли в такой ситуации вести дальнейший диалог о честности, чистоте и величии спорта? Да можно, и нужно! Ребята, хватит жить прошлым и рассуждать догмами! Современный спорт – это борьба не только человека с человеком, не только преодоление себя, а еще и борьба организма с собой. Требования, предъявляемые к современным спортсменам и требования к атлетам начала прошлого века (когда Олимпийские Игры были возрождены) отличаются примерно, как чай и кофе: общая у них только основа. Принимать или не принимать этот факт, каждый решает сам, точно так же как каждый спортсмен сам решает принимать или не принимать медикаменты. Но ведь это прекрасно понимают и в федерациях, и в спортивных комитетах, да и в самом МОК, поэтому есть список запрещенных и не запрещенных препаратов. «Допинг допингу рознь», процитирую еще раз своего приятеля. Каждый спортсмен, вступая на тропу большого спорта должен понимать это и делать выбор.
И в этот момент на авансцену выходит армия чиновников от спорта, которые работают по плану. В нашей стране практически на любой работе главное – сделать план. План по продажам, план по выработке, план по закупке, план по чему-нибудь еще. В спорте же во главу угла ставится план по результату. Соответственно, когда атлет уже прыгнул выше головы, когда понятно, что лучше он не может, а какой-то условный негр из условной Куала-Лумпур может на сантиметр выше (или дальше), или на полсекунды быстрее, в голове спортивного чиновника рождается простая логическая цепочка. Наш спортсмен не займет призовое место, наша сборная не досчитается медалей, не будет выполнен «план по результату», спросят с него, и санкции (а возможно и снятие с должности) перед ним видятся совершенно отчетливо. Причем такую картину видит каждый чиновник, вплоть до самого главного. Виталий Леонтьевич Мутко в этой ситуации отвечает непосредственно перед ВВП. А чтобы Виталий Леонтьевич мог донести до ВВП приемлемый результат, армия профильных чиновников регулярно отчитывается о громких успехах, сыпет цифрами и достижениями. А для того, чтобы эти цифры были приемлемыми, армия чиновников «нагибает» соответствующие спортивные федерации, говоря волшебное слово «надо», подкрепленное осязаемым обещанием проблем. Ради такого «надо» спортсмены и федерации рвут, скажем так, жилы, чтобы всем жилось спокойнее, а главное, сытнее и прибыльней. Само собой, всё это происходит, в том числе, и с привлечением спортивной медицины.
Долгое время эта машина работала себе спокойно и размеренно, и я более чем уверен, что все, кто надо, был в курсе такого положения дел. Но вот грянул Крым и последующие санкции. Было понятно, что рано или поздно вся эта канитель дотянется до спорта. Но, вместо того, чтобы спокойно навести порядок, вникнуть в реальное положение дел и исправить недоработки, а также четко отделить запрещенные препараты от разрешенных, пока на это еще было время, Виталий Леонтьевич предпочел совершенствовать произношение и грамматику английского языка. Как мы знаем, речь «фром май харт» ему удалась гораздо лучше, чем управление отечественным спортом.
Мое мнение, что российский спорт под допинговый скандал подвела вот такая армия чиновников, жаждущих всеми способами сохранить за собой кожаное кресло в кабинете на улице Казакова и приличный оклад. Кстати, за то же самый приличный оклад держалась и армия прихлебателей, окружающих Марию Шарапову, которые точно знали, что определенный препарат запрещен и его нужно прекратить принимать спортсменке. И Мария совершенно правильно сказала, что задача спортсмена – выступать на соревнованиях, а не контролировать документы. И первые и вторые надеялись, что пронесет, или что за рубежом «не посмеют». Что ж, не пронесло. Посмели.
В списке запрещенных для спортсменов препаратов появился еще один. Это инновационная отечественная разработка, которая оказывает крайне пагубное влияние на атлета. Препарат «Чиновний», и борьбу с ним нужно начинать как можно скорее.