Футболист бундеслиги, который помогает беженцам
Роман Мун – о Ведаде Ибишевиче.
Ведад Ибишевич помнит, как мать рыла яму для него и его сестры. Чуть больше полуметра глубиной, внутри – подушки и одеяла, больше всего похоже на могилу. Пока Мирсада Ибишевич копала, семилетний Ведад должен был успокаивать трехлетнюю девочку. Если бы она заплакала, их могли засечь сербские солдаты.
Ведаду и его родным повезло. Тот день он вспоминает до сих пор.
К тому времени боснийская война 1992-95 годов уже коснулась семьи Ибишевича. В деревне его матери убили 11 человек, среди них был дед Ведада. Деревню его отца сожгли дотла. Убегая от войны, семья Ибишевича добралась до Тузланского кантона Боснии, где было спокойнее. Ключи от родного дома Ведада мать отдала сербским солдатам. Новым домом Ибишевичей стал лагерь для беженцев.
В Тузланском кантоне Ведад встретил детского тренера Незвета Хасанбашича, который уверял его: парень, когда-нибудь ты станешь профессионалом. Однажды Незвет подарил Ведаду кассету с воодушевляющими песнями, на обложке которой написал: «Я уверен, что ты родился, чтобы прийти к успеху». Он, конечно, не мог знать, что Ибишевич станет звездой. Он просто хотел дать детям какую-то надежду. Он помогал им находить утешение в футболе, забывать о войне на футбольном поле.
После семи лет в Тузланском кантоне отец Ведада решил, что никогда не сможет достойно зарабатывать, если останется в Боснии, и увез семью в Швейцарию. Это мало что изменило: все те же лагеря для беженцев, все те же проблемы с деньгами. Когда Ведаду было 16, его семья переехала в Америку к дальним родственникам, и поселились в Бево-Милл. Это квартал Сент-Луиса, ставший домом для многих боснийских мигрантов, там и сегодня самая большая популяция боснийцев за пределами Европы.
В университете Сент-Луиса Ибишевич быстро стал лучшим среди всех, кто занимался соккером. Он забивал почти в каждом матче, его знали все американские скауты, а в какой-то момент он попал на радар «Пари Сен-Жермен», который тогда тренировал босниец Вахид Халилходжич. Парижане предложили контракт, и Ведад вернулся в Европу. Он говорит, что за три года в Америке так никому и не рассказал, что пережил дома.
Париж Ибишевич не покорил – большую часть времени, что он принадлежал «ПСЖ», Ведад провел в аренде в «Дижоне». Из Франции он переехал в Германию, где подписал контракт с «Алеманией», с которой в том же сезоне вылетел из бундеслиги. Про свои спортивные неудачи Ведад говорит: это ерунда по сравнению с тем, как он прятался за деревьями от солдат, когда был ребенком.
Из «Алемании» Ибишевич перешел в «Хоффенхайм», где на полгода стал большой европейской сенсацией. Первый круг сезона-2008/09: поднявшийся из второй бундеслиги «Хоффейнхайм» – зимний чемпион Германии, а Ибишевич – автор 18 голов в 17 матчах. Пошли разговоры, что Ведад может побить рекорд Герда Мюллера – 40 мячей. «Редко появляютсяя форварды, у которых есть инстинкт забивать, – отвесил тогда комплимент Ибишевичу легендарный бомбардир. – Ты либо родился с ним, либо нет. Можно тренироваться 24 часа в сутки, но такому не научишься».
Догнать Мюллера Ибишевичу помешала травма, отнявшая у него всю вторую половину сезона. Забивать в каждом матче Ибишевичу с тех пор не удавалось, но он остался вполне компетентным нападающим: 129 голов в 340 клубных матчах за карьеру.
Но главный гол в карьере Ибишевича случился не в бундеслиге. 15 октября 2013 года гол Ведада обеспечил Боснии победу над Литвой и первую в истории страны поездку на чемпионат мира.
В Бразилии Ибишевич забил аргентинцам первый гол в истории Боснии на чемпионатах мира.
Слова детского тренера Ибишевича, написанные на коробке аудиокассеты, сбылись.
***
Берлинский аэропорт Темпельхоф – легендарное место. Он был построен на поле, где проходила строевая подготовка прусских, а затем немецких войск. Построенный в 1927 году терминал аэропорта когда-то входил в топ-20 самых крупных зданий планеты, отсюда совершила свои первые вылеты Lufthansa. В 1948-49 гг. он был центром Берлинского воздушного моста. Но короткая взлетно-посадочная полоса ограничивала возможности аэропорта, он потерял значимость уже в 70-е, а в 2008-м был закрыт.
Сейчас на территории бывшего аэропорта находится один из самых крупных лагерей беженцев в Германии.
В начале года власти планировали построить там самый большой центр для беженцев в Европе – на 7000 человек. Сейчас об этом речи не идет: по новому плану в Берлине собираются устроить новое место для проживания беженцев и больше не пускать их в Темпельхоф.
Но в любом случае, реализован этот план будет не раньше 2017 года, а деньги на содержание беженцев нужны прямо сейчас. На днях Ведад Ибишевич пожертвовал 50 тысяч евро для беженцев, занимающих территорию Темпельхофа.
«Я давно хотел помогать им, для меня это нечто само собой разумеющееся, – говорит футболист, с прошлого сезона выступающий за берлинскую «Герту». – Гражданская война на Балканах когда-то сделала меня ребенком-беженцем против моей воли».
Bild рассказывает, что деньги помогут построить спортивный зал, кафе, комнату для уроков немецкого и курсов интеграции. Кроме того, будет построен информационный зал, где будут помогать тем, кто активнее всего ищет работу.
«Когда они приезжают в Германию, для них тут все незнакомо, у них культурный шок. Я хочу помочь им быстрее интегрироваться в местное общество, – говорит Ибишевич. – Только тот, кто сам был беженцем, может понять, через что проходят эти люди».
Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Vladimir Rys/Bongarts; REUTERS/Dado Ruvic; Gettyimages.ru/Ronald Martinez; govolunteer.ca
http://www.ridus.ru/images/2015/9/22/326061/large_94017ec363.jpg
Сам переселенец из Узбекистана. Помню как в меня пятилетнего (1991 год, Союз только что развалился) кидали камни местные подростки и даже взрослые. В школах и детских садах (!) запретили русский язык, не говоря уже про остальные учреждения, телевидение и печать. На русских по вечерам местные буквально охотились толпами с арматурой и велосипедными цепями.
Нет, гнать всю эту средневековую, кораническую шваль из старушки Европы и из России. А трусливым бошнякам и албанцам позор на 1000 лет. Так рвать жопу за религию врага, принимать обычаи тех турок и северо-африканских берберов (воевавших в составе Османской Империи на Балканах), это бл@дь за гранью разумного. Ислам - зло. Минусуйте сколько хотите.
http://i.imgur.com/LhJCN.jpg
в общем не все мусульмане-террористы, но все террористы-мусульмане
Больше, чем у 70% комментаторов этого материала)
Другое дело, что распахнутые двери политики излишней толерантности Меркель привносят с собой в страну отбитый скам с варварскими целями.