6 мин.

Почему канал "Спорт" прекратил свое существование

Начинаю публикацию серии статей, посвященных состоянию телевещания футбольных матчей на российских каналах, а также сравнение наших спортивных каналов с их иностранными коллегами. В нижеследующей статье я попытаюсь разобраться в структурных изменениях внутри ВГТРК и причин ликвидации канала "Спорт".

С 1 января 2010 года перестал существовать канал «Спорт» и на его месте возник канал «Россия 2». Это означает не просто смену вывески, но и изменение направления деятельности коллектива, ранее отдававшего себя спорту. На 6-м телевизионном канале «Спорт» продержался чуть более 6 с половиной лет. Только в пределах Российской Федерации аудитория канала перевалила за 80 миллионов человек. Другими словами «Спорт» был доступен 56 проценту россиян.

30 сентября 2009 года стало известно, что с января 2010 года частоту телеканала «Спорт» займёт новый канал «молодёжной направленности». Если основу эфирной политики бывшего канала «Спорт» составляли трансляции спортивных состязаний, и они занимали более 80 процентов эфирного времени канала, то в новом канале «Россия 2» спортивное вещание, по концептуальному развитию канала, убрано с доминирующей позиции и было обещано выделить под возможные спортивные трансляции не более трети сетки вещания. При этом спортивное событие должно быть рейтинговым и популярным.

Так что же случилось со спортивным каналом?

Конкуренция на российском рынке телевидения. Все крупные телеканалы борются как между собой, так и за удержание зрителя, особенно молодого. В погоне за телеаудиторией ВГТРК сделал рывок в сторону молодой аудитории, поскольку «Россию» смотрит наиболее пожилой зритель, старше 55 лет. Точно такая же ситуация у «Первого канала». Такой огромный кусок населения как молодежь оставлен без внимания и охвата. Как мы знаем, у молодежи сейчас немереное количество альтернатив получения информации: Интернет, спутниковое и кабельное ТВ. А с приходом новых зарубежных кабельных каналов или каналов на платформах DTH (Direct to Home) эта «молодежная аудитория» вообще забудет наличие таких федеральных каналов, как «Первый» и «Россия». Нынешняя задача таких компаний одна: эту аудиторию сохранить за счет создания и донесения контента различными способами.

Ребрендинг марки посредством реструктуризации холдинга. Созданный 13 мая 1991 года канал «Россия», как и «Первый канал» позиционирует себя как главный телеканал России. ВГТРК в данное время старается делать то, что в свое время сделал канал ОРТ, который сменив вывеску на «Первый канал» вернул лидирующие позиции на телевидении. В связи с этим в данное время идет работа по объединению и радийных средств массовой информации, и каналов "Вести 24", "Спорт", "Культура", "Россия". Идет создание семейства каналов, рассчитанных на все слои аудитории. Создается единый бренд – «Россия».

Насыщение дневной программы. Все знают, что наиболее интересные спортивные соревнования, особенно с участием наших спортсменов, проходят вечером, и поэтому в дневное время телеканал вынужден был транслировать либо повторы соревнований, либо не столь интересные спортивные события. Вся эти дневные неинтересные спортивные соревнования были признаны директоратом ВГТРК как «спортивное мелкотемье». Решено на корню удалить это мелкотемье и сосредоточиться на главных соревнованиях. Руководство канала не стесняется признаться в том, что большинство спортивных трансляций обходится слишком дорого и то, что в отсутствие наиболее популярных соревнований в эфире канал теряет долю аудитории, и соответственно, интерес рекламодателей. Место спортивного мелкотемья займут передачи, которые могут привлечь больше народа и рекламодателей.

Диверсификация телепередач. Дай волю, «Россия 2» бы вообще ушла от трансляции спортивных событий. Рейтинги их трансляций оставляет желать лучшего. В то время как сериалы и развлекательные передачи на других каналах собирает по 10-12 процентов зрителей, то самый интересный футбольный матч нашего чемпионата может привлечь разве что 2-3 процента, ну от силы 4 процента. Если в семье нет человека, интересующегося спортом, то спортивный канал останется ни разу не включенным. Если футбол собирает 3%, то сколько же соберет волейбол или баскетбол местного розлива? Решено было минимизировать спортивное составляющее канала и запустить только те передачи, которые будут созданы специально для более молодой, активной и, говоря нынешним языком, жёсткой аудитории. А передачи, на самом деле, стали разнообразными: в дневном эфире зондируется блок документальных фильмов «Моя планета» (русский аналог Discovery), наряду со спортивными новостями «Вести-спорт» запущена периодическая программа «Вести.ру». Пока что эти «Вести.ру» выходят 10-минутным роликом, но в ближайшем будущем один «сеанс» растянется до 30 минут.

Уход от государственной «обязаловки». Как я сказал выше, спортивные передачи и российский футбол в том числе, являются в настоящее время, убыточным предприятием для любого канала. При нынешних рейтингах (средняя доля канала «Спорт» составляла 1,5-2% по TSN Россия), покупка дорогостоящих трансляций сильно бьет по карману. В 2007 году канал «Спорт» участвовал в тендере на эксклюзивное право РФПЛ и предложил в сотни раз меньше той суммы, что предложил НТВ+. Разумеется, права ушли к «плюсовикам». Ведь 100 миллионов долларов на дороге не валяются. И что же случилось потом, знают многие. В 2007 году «Спорт» за бесценок купил четыре матча тура у НТВ+ (при посредничестве Путина), а в 2008 году «НТВ+», в виде упреждающего удара, организовало тендер на право приобретения сублицензии на показ матчей ЧР – и не получило ни одной заявки. ВГТРК сослался на слишком высокую стартовую стоимость участия в аукционе (около $6 млн). Но народ хотел бесплатного футбола. И тогда вновь вмешался Путин и канал «Спорт» купил права на показ в каждом туре 1 матча вживую и 1 матча в записи. За меньшую сумму, конечно. Не за 6 миллионов «баксов». Но в любом случае, «Спорт» обязан был купить эти матчи против своей воли, себе в убыток. Ведь кому нужен матч в записи, тем более российского происхождения? Терять 2 часа драгоценного времени на показ футбола, который не сможет дать больше 15 минут рекламного времени.

С учетом вышеперечисленных причин и в связи с наличием огромного риска потери телеаудитории, ВГТРК разработал стратегию изменения имиджа и реструктуризации холдинга. Однако эту стратегию чуть было не обломал сам президент страны. В октябре 2009 года, всего через полтора месяца после обнародования планов насчет «России 2», выступая в Казани на заседании президентского совета по физкультуре и спорту, Дмитрий Медведев заявил: "Телеканал должен сохранить свою физкультурно-молодежную направленность, это никаких сомнений не должно ни у кого вызывать. И дело тут не в названии, а в реальном насыщении спортивными программами. И я надеюсь, что так и будет. Что касается организационных вопросов, то пусть ВГТРК разбирается с ними сам».

Обратите внимания на последнее предложение. «Что касается организационных вопросов, то пусть ВГТРК разбирается с ними сам». На политическом языке это звучит уже как ультиматум. Вот из-за этого и весь сыр-бор с английским футболом. Зачем придумывать что-то новое, когда можно позаимствовать идею у других. Решение ВГТРК было на редкость сухим и простым: создать собственный футбольный канал и насытить его «ходовым» товаром. С августа 2010 года планируется открыть дополнительный футбольный канал, который не будет мешать «Россия 2» участвовать в ребрендинге компании и реализации стратегических планов ВГТРК.

Цитаты наших «мудрецов»:

Март 2007. Владимир Путин: «НТВ+ вместе с Российским футбольным союзом и его председателем Мутко намутили в очередной раз и хотят отнять у нас, рядовых болельщиков, возможность бесплатного просмотра футбольных матчей».

Январь 2009 года. Анна Дмитриева: «Мы надеемся, что эта ситуация изменится, а разговоры о телевизионных трансляциях из разряда патриотических перейдут в разряд профессиональных».

Февраль 2009 года. Виталий Мутко : «Если так будет продолжаться, то мы можем не выдержать конкуренции. Нас задавили эти шоу-программы – «Звезды на льду» или «подо льдом». Но это шоу, на которые можно отвлечь народ в новогодние праздники, чтобы он не пил. На самом деле смотреть надо глубже. Нам нужно научить людей вести здоровый образ жизни. Для этого и был создан государственный телеканал «Спорт». Сегодня он шурует какие-то трансляции, сам не делает практически никаких программ, а только дергает новости, поскольку спортивных событий много. При этом нам завидуют во всем мире, что у нас есть такой бесплатный канал».

 

Если у вас есть, что добавить в текст, то буду только рад.

Завтра: Телевидение и футбол

Чтобы не пропустить очередные статьи по этой теме, нажмите на любимый мячик внизу: