4 мин.

Шквал, но не атак

«Спартак» впервые на летних сборах проиграл – немецкому «Штутгарту». Правда, матч-генеральная репетиция перед стартом в Лиге Европы состоял из одного тайма – из-за шквала он продолжен не был. Пятница, вроде не 13-е, но все у красно-белых в этот день пошло кувырком.

alt

ПРОСЧЕТ В ПОДГОТОВКЕ

В «Спартаке», похоже, новая традиция – начинать спарринги с получасовым опозданием. То, что в матче с «Янг Бойз» показалось форс-мажором, против «Штутгарта» переросло в неприятную тенденцию. Хотя смущает даже не столько сам факт опоздания – межсезонье, идет тренировочный процесс, – сколько время, которое команда тратит на дорогу до этих самых спаррингов. Три часа на автобусе.

А стоит ли игра свеч? Если в первых контрольных матчах все работают под нагрузками, проводят самые немыслимые эксперименты, то в заключительных наигрывают основу. Цель финальных спаррингов – проверка готовности команды. Но разве можно что-то проверять, изучать, анализировать, когда игроки три часа маринуются в автобусе? Картина сильно искажается. И в проведении матча уже нет смысла.

Не совсем понятно, зачем тренироваться там, где нет возможности проводить товарищеские матчи. Три часа на автобусе – нонсенс. Или «Спартак» специально готовится к форс-мажорным ситуациям? Бывает, и на матчи Лиги чемпионов приходится добираться на метро…

ЗОБНИН ВМЕСТО ПОПОВА

В первые минуты игроки «Спартака» разгоняют кровь, вместо футбола – разминка, в основном беговая. Брак в передачах настораживает, провалы в опорной зоне и обороне пугают, а в атаке не виден командный рисунок. Смотришь на все это сомнительное действо и думаешь: а только ли три часа, проведенные в автобусе, виноваты? А если нет?

На фоне «Штутгарта», представителя уже второй бундеслиги, «Спартак» выглядит примерно так же, как тот несчастный человек, над которым жестоко пошутили, разбудив посреди ночи поднесенными к ушам колонками, из которых орет то ли что-то тяжелое рок-н-ролльное, то ли Филипп Киркоров – сразу и не скажешь, что шокирует больше. И вот он, ошарашенный, в панике озирается, не понимая, в какую именно часть ада попал.

К середине первого тайма вроде бы проклевывается игра – более-менее ясная и четкая по сравнению с первыми минутами. Становятся понятны состав и расстановка; в общем-то, здесь все ожидаемо, за исключением одного сюрприза – вместо Попова с первых минут играет Зобнин. Раньше новичок красно-белых выходил на замену вместо Ананидзе и занимал позицию под нападающим. Теперь затыкает дыру на левом фланге.

На экваторе тайма Зобнин меняется бровками с Промесом. Фланговые рокировки придуманы, чтобы запутывать соперника, – чтобы крайние защитники, привыкшие к манере игры оппонентов, постоянно находились в напряжении. В нашем случае игроки «Спартака» скорее запутали себя, а не соперника. И вообще странно: Зобнина ставят в разные зоны, но только не в ту, где он наиболее полезен – в центр поля.

alt

ТРИ ЧАСА ДОРОГИ. 45 МИНУТ ИГРЫ

Создав несколько полумоментов и несколько раз подойдя к воротам соперника, «Спартак» так и не явил организованной игры ни в одной линии. При желании, конечно, все можно списать на утомительный путь, обессиливший команду. Но это всего лишь догадка, которая, хоть и является объективным фактором, выглядит как поиск оправдания. На 41-й минуте подопечные Дмитрия Аленичева пропускают с пенальти, и этот гол оказывается единственным.

Очевидно, это был не день «Спартака». Сначала отключилась трансляция, затем матч был прерван из-за непогоды. Три часа красно-белые добирались до места встречи – как оказалось, погонять мяч всего 45 минут. И еще столько же, возможно, занял путь назад. Вдвойне досадно из-за того, что это была генеральная репетиция перед стартом официального сезона – матча с кипрским АЕКом в Лиге Европы.

А потому безумно хотелось понять, насколько же готова команда к старту. Киприоты – одни из самых неудобных соперников для российских клубов в еврокубках. Но вместо этого мало что удалось увидеть, а из того, что все же удалось, мало что было понятно. По первому же тайму оценивать готовность «Спартака» как-то совсем не хочется: если это и есть объективная картина, то положение красно-белых плачевно.

Михаил Борзыкин: Советский спорт