Денис Глушаков. Выбор «Спартака»
«Спартак» официально проинформировал о том, что футболисты и тренеры определили Дениса Глушакова капитаном команды. Обозреватель Sportbox.ru откликается на это известие.
Красно-белая демократия
Первое, что обращает на себя внимание в сообщении «Спартака», – слово «выбрали».
Когда-то это было стандартной практикой – капитана выбирала команда. Конечно, это не значит, что старшие по возрасту и званию: руководители, тренеры – пускали дело на самотёк. Свою линию они нередко гнули, но всё равно были ограничены рамками демократичных футбольных устоев. Да, можно было разговаривать с футболистами, формировать какое-то нужное администрации мнение, однако непосредственный выбор всё равно делал только коллектив.
Но в какой-то момент такая практика вышла из моды. Говорят, новую традицию завезли иностранные тренеры, которые капитанов стали просто назначать – в западном футболе так принято. А потом популярным стал и другой обычай: повязку получает тот, кто дольше всех играет в команде. Конечно, в любом из подходов имеется своя логика, своя правда, однако выборы всё равно представляются самой безупречной процедурой выявления капитана. Просто потому, что в этом случае команда оказывается стороной активной, а не пассивной: сама определяет своего лидера, а не подчиняется чужому мнению либо порядку престолонаследия.
И здорово, если Денис Глушаков «Спартаком» сейчас действительно избран. Не только потому, что это в рамках клубной традиции, что это понравилось бы Николаю Петровичу, для которого спартаковская демократия всегда была принципом и гордостью. Но и потому, что это некий шанс, дополнительная надежда для исстрадавшегося красно-белого мира.
Ведущий, а не ведомый
Одна из бед «Спартака» последнего беспобедного десятилетия – отсутствие лидера. Команде всё никак не везло найти подлинного вожака, равно авторитетного на поле и в раздевалке. Причём из россиян, поскольку, несмотря на всю звёздность легионеров, основой почти любого успешного клуба в России остаётся свой, доморощенный костяк.
Повязка Глушакова даёт надежду, что эта вакансия будет наконец закрыта. Во-первых, Денис к сегодняшнему дню уже обрёл солидный профессиональный вес: без малого полсотни игр за национальную сборную. Во-вторых, его позиция на футбольном поле располагается в самом центре, что предполагает максимальную игровую влиятельность. А в-третьих, – хотя по сути это, конечно, условие первостепенное – он по своему нутру ведущий, а не ведомый. Помнится, ещё года четыре назад, где-то в районе предыдущего Евро, у Андрея Аршавина спрашивали, кого он видит своим сменщиком в звании капитана сборной, и тот одним из кандидатов называл как раз Глушакова: мол, имеет человек лидерские качества.
В общем, налицо основания полагать, что «Спартак» с капитаном угадал.
И спросить, и ответить
Хотя неизвестно, насколько сам Денис готов к новой роли. Всё-таки повязка в его жизни один раз уже была, и не сказать, чтобы тот опыт получился удачным.
Весной 2012-го Жозе Коусейру сделал его капитаном «Локомотива». Летом тренер сменился, но и при Славене Биличе с повязкой команду продолжал выводить Глушаков. Вот только играли железнодорожники скверно, и Денис, похоже, готов был полагать виновником себя. После заключительного матча года, в котором «Локо» проиграл дома нижегородской «Волге», а самого Глушакова заменили, он попросил партнёров и тренера избавить его от капитанских обязанностей. Билич откликнулся, передав повязку Гильерме, и объяснил это так:
– На самом деле ситуация простая: Глушакову просто нужно сконцентрироваться на футболе, а не забивать себе голову другим. А когда ты капитан, это приходится делать.
Добровольный отказ от повязки – явление нечастое и именно потому выразительное. Та история охарактеризовала Глушакова как человека ответственного и совестливого. Именно таким и должен быть капитан. А за прошедшие с тех пор четыре года Денис, надо полагать, немало добавил в других разделах капитанского реестра – уверенности и стойкости: по крайней мере, и «Спартак», и сборная изрядно обеспечили его практикой, которая закаляет.
Трудно сказать, была ли в действительности стычка с Романом Широковым, которой объясняют разбитую бровь Павла Мамаева, но сама вероятность такого поворота не кажется нереальной. Глушаков сегодня, бесспорно, уже фигура такого калибра, которая может и спросить, и ответить, невзирая на лица. Не исключено, к слову, что этот недавний французский сюжет, если он имел место, тоже как-то повлиял на выбор спартаковцев: внутри узкого футбольного мира тайн нет.
В общем, нынешнего Глушакова повязка уже не придавит и не стреножит. А вот вдохновить вполне способна. И вдохновлённый капитан может поднять команду на многое – вплоть до того, о чём красно-белая армия уже из суеверий боится говорить вслух.
Хотя самому капитану робость желаний, конечно, не к лицу: ему ли не знать, что по-настоящему оправдать выбор «Спартака» может только одно – титулы.