Игорь Захаров: «И в Европе, и у нас прогресс арбитров сильно затормозился»
Арбитр Игорь Захаров рассказал о своем отношении к мату на футбольном поле, поделился мнением о российских и европейских судьях, а также воспоминаниями о примечательных случаях из своей карьеры.
«Никогда не выгоняю игроков за нецензурные выражения. Это же у футболистов сленг такой. Помнится, четыре-пять лет назад Сережа Фурса попробовал договориться со всеми арбитрами о подобных наказаниях. Наказали раз, два, но за такие нарушения полагается большая дисквалификация на пять игр. Все поняли, что это явный перекос: кого-то услышал судья и получи пять матчей, а бранятся-то почти все. Так постепенно это сошло на нет.
Сам использую нецензурные слова в разговоре с игроками только в крайних случаях, понимая при этом, что поступаю не совсем правильно. Иногда использую мат как психологический прием: клин клином, можно так сказать. Вообще, некоторые футболисты своими препирательствами реально мешают работать и по-человечески не понимают. Судьям иногда приходится использовать некоторые непопулярные воспитательные меры для них.
У меня был эпизод в матче «Москва» «Спартак» с Быстровым, когда на него пришлось прикрикнуть, и я очень рад, что он тогда пересмотрел свое поведение и стал по-другому вести себя на поле. Не забывайте, что футболисты еще совсем молодые ребята, которым надо чаще объяснять, учить, как надо себя вести. Чтобы не было таких матчей, как игра молодежной сборной с Данией, после которой стыдно было на ребят смотреть. Судья должен быть и педагогом, и психологом.
Если честно, и в Европе, и у нас прогресс арбитров сильно затормозился. Некоторое время назад в каждой стране были судьи-личности (например, Пьерлуиджи Коллина), которые выходили и делали спектакль. Судьи не боялись брать на себя ответственность, поэтому футбол был зрелищным, эмоциональным. Теперь же в странах второго и третьего эшелонов очень слабые чемпионаты и, следовательно, слабый судейский состав. Кроме того, поменялись европейские методисты, сильные судьи из-за возраста ушли, а их место никто не занял. Усреднили всех.
У нас был Иванов. Я считаю, что Юру Баскакова просто не пустили наверх. Я попал в ФИФА в 38 лет это поздно, и у меня шансов не было. В таком возрасте практически невозможно закрепиться на международном уровне. Я не жалею о своем опыте, благодаря этому вызову я в качестве резервного судьи поездил с Ивановым и Баскаковым по Европе, посмотрел большой футбол.
В команде всегда есть игроки, задача которых спровоцировать судью. В мое время, когда я еще был футболистом, некоторые тренеры практиковали такие установки для отдельных игроков. Я знаю, что и по сей день это встречается: например, Валерий Газзаев, будучи тренером ЦСКА, иногда затевал такую игру с судьями. Смысл ее сводился к тому, чтобы вывести из психологического равновесия арбитра. Судья ошибается, он часто сам это прекрасно знает, а игроки подливают масла в огонь. Все реагируют по-разному: кто-то выдержит натиск и продолжит работать, а кто-то начнет делать ошибку за ошибкой. В результате арбитр начинает бояться эту команду адекватно судить, настаивать на своем мнении так умело игроки забирают себе нити управления матчем.
Я считаю, что надо менять систему. Судья, так же как и футболист, должен отработать цикл, например четыре игры: две в премьер-лиге и две в первом дивизионе, ну максимум пять игр в месяц. Два года назад, как я сейчас понимаю, надо мной провели эксперимент: я отсудил три дерби подряд за одну неделю. Это неправильно. Я последнюю игру судил как в тумане, не понимая, где нахожусь.
У меня самого как у судьи было много всяких историй. Например, один клуб в первом дивизионе, встретив меня, предложил тут же поехать на кладбище, посмотреть, как там памятники растут. С моей стороны неэтично говорить, какой это был клуб. На самом деле это порочная практика. Нужно делать так, как делает ФИФА. Они там настоящую защиту для судей построили. Выделяют средства на федерацию, она встречает делегацию, а не клуб с отдельным судейским транспортом, селит бригаду в гостинице и сама занимается арбитрами.
Я отношусь консервативно к футболу, поэтому я против видеоповторов. Единственное, что можно сделать, это поставить чипы на линию перед воротами, чтобы точно определять, пересечена линия мячом или нет. Судье с помощником увидеть этот спорный момент практически невозможно. Сложность видеоповторов в том, что ответственность за ошибку (а ошибки бывают всегда) все равно берет на себя главный судья.
Тот эпизод, когда я показал желтую карточку собаке, произошел в самом конце матча, счет был ничейным, страсти накалены до предела. Тут выбегает собака, а я хорошо знаю собак: у меня у самого есть овчарка. Я посмотрел в глаза вроде добрые. Подошел Вагнер, 60-тысячный стадион притих, я понял, что футболиста надо отогнать, а то еще укусит его. Я решил пошутить и разрядить обстановку», цитирует Захарова «Газета».
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий