Оцепенение
''Ни за что не верьте, если вам станут рассказывать, что в среду в Мадриде играли "Реал" и "Локомотив". Ерунда все это. На поле "Сантьяго Бернабеу" действительно вышли две эти команды, но сражались они не друг с другом, а каждая - сама с собой. "Реал" сражался с собственным настроением, а точнее - с отсутствием всякого настроения играть в футбол. "Локомотив" - с собственными скованностью и страхом. Каков итог? Москвичи безоговорочно капитулировали. Мадридцы не то чтобы окончательно превозмогли собственные апатию и высокомерие, но, по крайней мере, заработали некоторое алиби на сей счет. Счет сей, кстати, - 4:0.
Я видел немало игр "Реала" в нынешней Лиге чемпионов, первенстве и Суперкубке Испании; большинство из них были отнюдь не убедительны. Но рискну засвидетельствовать унизительный для "Локо" парадокс: эта победа, самая крупная для мадридцев в текущем сезоне, пришлась на один из худших их матчей. И дело тут, конечно же, не в отсутствии Зидана, Гути и Морьентеса -- дело в отсутствии у мадридцев всякого интереса к этой игре. "Реал", особенно поначалу, выглядел вальяжным диванным котом, которому должны поднести на съедение полусонную мышь. В какой-то момент за него даже стало обидно: что, если наши зрители, которые не видят футбольных каналов, подумают, что это и есть тот самый "Реал", про который они начитались в газетах, "Реал" великий и ужасный? Но потом эту обиду перекрыла обида за "Локомотив", который не только не дерзнул сопротивляться своей мышиной участи, но не посмел даже пискнуть.
Прервавшись на вполне внятный, самолюбивый, где-то даже красивый футбол в матче против "Андерлехта", в Мадриде "Локомотив" доигрывал свой кошмарный инсбрукский матч, третий и последний из тирольского сериала. Тот же чудовищный мандраж, тяжкими веригами повисший на ногах железнодорожников. Та же возведенная в культ осторожность, почти лишившая команду всяких атакующих амбиций. Те же обреченные в своем одиночестве атакующие поползновения Измайлова, заставляющие гадать: то ли Марат еще слишком молод, чтобы осознать величие "Реала" и, подобно более зрелым партнерам, затрепетать перед ним, то ли действительно слишком талантлив. То же Нигматуллин-шоу, заставляющее нас считать фразеологизм "вратарь -- полкоманды" изрядно не дотягивающим до исчерпывающей характеристики нынешнего "Локомотива". За Руслана, кстати, тоже обидно: за цифрой "4" в графе "пропущенные мячи" теперь никто в Европе и не увидит его блистательный трюк, которым он парировал из нижнего угла удар Рауля в первом тайме, другие мастерские сэйвы (всего -- 12). Кто-то из нас разочаровался в среду в нигматуллинских талантах? Я -- нисколько: Руслан классно среагировал на удар Фигу с пенальти; когда забивал Роберто Карлос -- даже чиркнул по мячу кончиками пальцев. Но в том-то и вся штука: играя на "Сантьяго Бернабеу", чиркнуть уже недостаточно: бьют здесь прицельнее и сильнее, чем в Инсбруке. "Реал" -- это все равно не "Тироль", даже если испанцы бегают по полю оздоровительной трусцой, а австрийцы летают по нему, гонимые жаждой реванша.
На фарте, стойкости и нигматуллинских "чирках" пройдя "Тироль", Юрий Семин огласил тот, третий матч победой. Мы с ним согласились -- имея в виду, конечно, моральную его составляющую, а никак не игровую. Матч-то был проигран, и то поражение требовало перемен в игровой стратегии и работы над ошибками, а их в сладком упоении местью сделать забыли. Играть с "Реалом" в запатентованном в Инсбруке жанре "оборона Брестской крепости" было самоубийственно: когда крепость атакуют баллистическими ракетами, ни стены, ни самоотверженные броски на амбразуру не спасут...
Быть может, Юрий Семин, сотворивший великолепный по российским меркам (и добротный по европейским) кубковый клуб, пока так и не сумел перестроиться сам и перестроить подопечных. Это в двухраундовых сражениях на вылет результат вынь да положь, а высидел ты его в окопах или отважно добыл в штыковой атаке -- значения не имеет. В Лигу чемпионов команды обычно выходят не только делать результат, а еще и ИГРАТЬ. По крайней мере, именно затем в нее через тирольские тернии пробивался "Локомотив". Зачем же иначе? После римско-мадридско-брюссельского жребия немногие всерьез рассчитывают, что "Локомотив" выберется из группы. И уж никто не осудит железнодорожников, коли они этого не сделают.
Интересно, чего же, суетясь, пятясь назад, полностью отдавая инициативу и отказывая себе в праве созидать, так боялся "Локо"? Показаться в своих созидательных способностях слабее "Реала"? Но это мы и так знаем -- и знали бы, даже если бы гости вдруг сенсационно выиграли. Ну ведь никто же, кроме краткосрочной и обреченной на скорое забвение нынешней таблицы чемпионата Испании, не ставит "Бетис" и "Малагу" выше королевского клуба только из-за того, что те недавно отняли у него очки. "Локомотиву", как этот рецепт ни банален, следовало играть в Мадриде в свой футбол. Во-первых, этот футбол не так уж и плох -- при определенных обстоятельствах его даже могло бы хватить для удовлетворительного результата. Во-вторых, только смелость и риск, а отнюдь не окопное усердие могут разбудить в команде тот кураж, благодаря которому раз в пять лет можно обыгрывать "Реал" без всякой ссылки на "определенные обстоятельства". В-третьих, даже если бы "Локомотив", настаивая на своем, все равно потерял очки (что, учитывая соотношение сил, было бы наиболее реально), он не потерял бы лица. А публике не пришлось бы видеть тот невразумительный вакуум инициативы, свидетелями которого она выступала большую часть первого тайма: когда "Реал" не хотел за нее бороться, а "Локомотив", пугливый, как речная нимфа, и озабоченный единственно обороной ворот, -- не мог.
Мадридский провал "Локо" -- это отнюдь не приговор. Наверное, эти беспросветная мадридская приземленность и мандраж гостей даже являют собой неизбежное явление, как корь в детстве: ею надо переболеть. И в каком-то смысле даже хорошо, что эта болезнь дала о себе знать в острой форме, что "Локомотив" получил от "Реала" четыре, а не один-два мяча. Хорошо для здоровья "Локомотива": теперь очевидно, что "так дальше жить нельзя", исчез соблазн высиживать в обороне три оставшиеся игры с суперклубами (две -- с "Ромой", одну -- с "Реалом"). 26 сентября в Риме "Локомотив" тоже может уступить, если не повезет -- даже уступить крупно. Но только сыграть обязан совсем по-другому.



