0

Ноль - пять

Кто сказал, что история повторяется сначала как трагедия, а потом -- как фарс! Потом -- тоже как трагедия. 74-й год до новой эры. Италия. Капуя. Народная команда под предводительством фракийца Спартака поднимает восстание против Римской империи. Восстание подавлено. Спартак казнен. 2002-й год новой эры. Великобритания. Ливерпуль. Народная команда под предводительством Олега Романцева поднимает восстание против футбольной империи Жерара Улье. Восстание подавлено. Олег Романцев...''...с Олегом Ивановичем пока, к счастью, все в порядке. Весь матч Лиги чемпионов против "Ливерпуля" он саркастически ухмылялся, почти смеялся, как делает это очень часто, когда его команда безнадежно слабее соперника. Просто еще никогда "Спартак" Романцева не был так безнадежен. Последний раз я видел такую обреченность на лицах, в движениях и результатах людей в спартаковских майках совсем пацаном -- осенью 1976 года, когда народная команда вылетала в первую лигу чемпионата Союза.

После игры, закончившейся со счетом 0:5, после распятия своей армии полководец пустился в философические раздумья в духе лермонтовского "печально я гляжу на наше поколенье". Романцев сказал, что в России полный футбольный застой, хороших игроков нет и вся надежда на молодежь. Мысль не глубокая, не оригинальная, но правильная. Только то же самое относится и к тренерам.

Романцевский "Спартак" образца 2002 года в Лиге чемпионов -- это разрозненная группа представителей внеземных цивилизаций с разных планет, слабо понимающих друг друга, незнамо зачем высадившихся в неизвестной им точке пространства и мучительно думающих об одном: как попасть домой. Поступок нападающего Дмитрия Сычева -- представителя той самой молодежи, на которую вся романцевская надежда, -- теперь кажется просто торжеством инстинкта самосохранения. Что-то необратимо изменилось: раньше в народную команду хотели попасть, теперь от нее хотят спастись.

Тем, кто любит "Спартак", и тем, кто не любит его, очевидно: на наших глазах происходит большая человеческая трагедия. Можно назвать это кризисом менеджеров, которые неправильно тратили деньги, или кризисом тренера, который неправильно подобрал игроков, или кризисом спартаковского духа, который растворился в интернациональном фальшивом хоре средних исполнителей. Можно говорить, что привыкшие к жесткому диктату и безропотности солдаты романцевского войска "сливают" полководца. Сквозь эти объяснения, каждое из которых по отдельности и все вместе могут оказаться правдой, проступает жестокая и ясная формула: Романцев и "Спартак" подошли к точке расставания.

Чем заканчивается желание сохранить у руля во что бы то ни стало культового тренера, независимо от физических и метафизических обстоятельств, мы хорошо знаем на примере хоккейного ЦСКА. Великий тренер Виктор Тихонов, гораздо более психологически устойчивый, чем Романцев, перестал делать клуб чемпионом, как только в нем не стало чемпионских игроков и чемпионских материальных возможностей.Поздним вечером 2 октября в Ливерпуле окончательно похоронен первый постсоветский "Спартак" -- команда, которая в любом составе и любом состоянии выигрывала национальный чемпионат и периодически демонстрировала проблески осмысленности в международных матчах. Просто эти проблески возникали благодаря азарту, но не классу. Время народных команд прошло. Футбол стал умнее, тоньше, дороже, элитарнее. "Спартак" -- это бренд. "Спартак" еще восстанет. Но это будет другой "Спартак" и с другим тренером. Если конечно, руководство клуба найдет в себе мужество осознать, что такое эта игра и эти 0:10 по итогам трех матчев группового турнира Лиги чемпионов.

Плохо для «Реала»Хаби Алонсо
Так будет лучшеВинисиус Жуниор
Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости