Пролетарии всех стран, пролетайте
Очередной чемпионат мира по футболу, который в следующем году пройдет в Южной Корее и Японии, вполне может стать первым супертурниром за шесть лет, право на участие в котором удастся завоевать сборной России. Но с еще большей степенью вероятности сегодня можно говорить о том, что российские болельщики впервые за десятки лет не увидят главного события футбольного четырехлетия. Причина -- в небывалой, попросту баснословной по нашим меркам стоимости телевизионных прав на трансляцию матчей этого турнира: 152 миллиона долларов.
Такую сумму перед ОРТ и РТР, традиционно транслирующими футбольные чемпионаты мира и Европы пополам, выставила "Кирх групп", в складчину с компанией ISMM AG выигравшая тендер ФИФА на показ чемпионатов мира 2002 и 2006 годов пять лет назад. Уже тогда, в 1996-м, можно было ожидать нечто подобное: новые покупатели предложили Международной федерации футбола 2,8 миллиарда долларов за два турнира. То есть в сопоставлении хотя бы с чемпионатом мира-98, права на трансляцию которого ФИФА уступила в свое время за 177 миллионов долларов, рост получился почти восьмикратным!
Этот рост, а также десятки, если не сотни процентов прибыли "Кирх групп" теперь и вынуждены оплачивать телекомпании всего мира. Немецкие ZDF и ARD сумели приобрести права на трансляцию чемпионата мира только после вмешательства канцлера Шредера -- и то, говорят, по льготным (всего в четыре раза превышающим прежние) расценкам. Перед телекомпаниями Англии и Франции ставку завысили в 5--7 раз -- и те до сих пор раздумывают над ценой трансляции, которая в каждом случае близка к миллиарду долларов. В России никто ни над чем не раздумывает: заместитель председателя и главный редактор РТР Александр Акопов с ходу заявил, что запрошенная цена "абсолютно за пределами возможностей России", подкрепив это справкой о том, что весь годичный бюджет телекомпании -- ниже запрошенных "Кирх групп" 152 миллионов.
За право показа предыдущего чемпионата мира российские телекомпании, по сведениям "Известий", выложили около 8 миллионов долларов, за чемпионат Европы-2000 -- вдвое меньше. Но и эти суммы ни ОРТ, ни РТР не осилили бы самостоятельно, не оплати их Минфин целевым образом. При нынешних рейтинге спорта в России (а он далек от выдающегося) и состоянии рекламного рынка даже эти вполне умеренные затраты окупить почти невозможно.
Сумма, выставленная "Кирх групп" для России на сей раз, вычислена элементарнейшим образом: по доллару на человека. Аналогичным образом ее рассчитали и для других восточноевропейских стран, в результате почти никто из них -- начиная 49-миллионной (на свою беду) Украиной и заканчивая полуторамиллионной Эстонией -- не может позволить себе такой покупки. В этом смысле Китаю и Индии, самым многонаселенным странам планеты, крупно повезло: телеправами в Азии торговала ISMM AG, уступив их за более гуманные деньги. В Европе же дело уверенно идет к международному скандалу, который может всерьез вспыхнуть 24--25 апреля на заседании основных бродкастеров -- если те сумеют выступить единым фронтом. Но даже если "Кирх групп" "под давлением европейской общественности" собьет цену, станет ли та доступной для России? Упади стоимость трансляций вдвое и даже впятеро -- все равно это будут гигантские по меркам нашего телевидения деньги.
Едва ли, впрочем, владельца упомянутой компании и одного из крупнейших европейских медиа-магнатов Лео Кирха можно напугать какой-то общественностью. О могуществе этого человека слагают легенды. Он стоит за многим из того, что происходит в мировом спорте, управляя событиями посредством незримых нитей. Именно Кирх на пару с Рупертом Мэрдоком едва не развалил в свое время футбольную Лигу чемпионов путем создания альтернативного турнира с участием суперклубов. При непосредственном участии Кирха Формула-1 недавно едва не раскололась надвое.
Именно Кирх, говорят, поспособствовал тому, что Германия стала хозяйкой чемпионата мира-2006, права на трансляцию которого также принадлежат всесильному медиа-магнату. Из "домашнего" турнира он сумеет выжать наибольшую прибыль. А проводись он в Южной Африке, которая была главным конкурентом Германии, права на прямые трансляции неизбежно подешевели бы из-за неудобицы с часовыми поясами. Именно Кирх является идеологом и вдохновителем новых принципов телевидения -- "плати и смотри", когда за просмотр каждого отдельного события, будь то матч или кинофильм, нужно платить отдельные деньги. Открытым телеканалам большой футбол скоро будет не по карману.