4 мин.

Повторяющиеся ошибки. В чем причина и что делать?

Все мы еще под впечатлением прошедшего биатлонного сезона — чем всё это закончится? Наиболее сильное впечатление на меня произвели слова Евгения Гараничева о своем выступлении в эстафете. О том, что такое у него происходит только на чемпионате мира: «Как только промах — начинает трясти».

Однажды разбираем выступление фигуриста на главном старте сезона. Прекрасно откатаны короткая программа и первая половина произвольной. Но во второй половине делает «бабочку» на дежурном для него элементе.

Спрашиваю его — как, почему? Не знает.

Спрашиваю тренера: «Да он разгильдяй — всегда что-нибудь не сделает».

Понимаю — какая-то недосказанность, надо разбираться. Проходит время, разбираем типичные ошибки сезона. И вдруг, он говорит, что такая же «бабочка» была год назад на тех же соревнованиях.

Достаем видео одного и другого выступления. Прошу поподробнее рассказать о чувствах, мыслях перед и во время выполнения этих «бабочек». Оказывается, во время захода на элемент «увидел» себя выполняющим бабочку год назад.

Подобных случаев, когда спортсмен фактически находясь здесь и сейчас, мыслями оказывается в прошлой ситуации и… всё происходит как тогда, — множество. Перечислю виды спорта, в которых приходилось наблюдать это у спортсменов МС и выше: футбол, баскетбол, стендовая и пулевая стрельба, фехтование, легкая атлетика, биатлон, теннис, кольцевые гонки. И чем выше уровень спортсмена, тем однозначнее его установка, что он все делает правильно, но почему в очередной раз допустил ошибку, не знает.

В рамках когнитивной психологии (отечественной и больше зарубежной) в последнее время предпринимаются попытки объяснения устойчивых, повторяющихся ошибок (ошибок исполнения) в ситуациях напряженной соревновательной борьбы разными психологическими феноменами взаимодействия внимания и сознания. Внутренний диалог; визуализация ситуации; «ошибки сознания по невниманию»; «последействие неосознанного негативного выбора»; проактивная интерференция; «поощрение совершения ошибки»; «негативная практика»; «преувеличение ошибок»; «уменьшение значимости ошибок»; «прогрессивное увеличения ошибки»; «ироничный психический контроль».

Спортсмены и тренеры отмечают, что ошибки часто происходят в тот момент, когда пытаешься о них не думать. Вот что получилось из анализа литературных источников по проблеме повторяющихся ошибок.

При инструкции гольфисту — «только не промахнись дальше цели», обнаруживается, что промах делается именно в этом направлении. Причем такие ошибки чаще совершаются в финальной части соревнований.

В гольфе, крикете, баскетболе, теннисе и т. п. — от 30 до 50% спортсменов подвержены ошибкам подобного типа. В циклических видах спорта на выносливость повторяющие (устойчивые) ошибки отметили 85% респондентов. Ошибки прогнозирования результатов — 81%. Трудности с концентрацией внимания — 64%.

При пробивании пенальти выяснилось, что в случае инструкции: «Не попасть в левый угол», «не целиться в район справа от вратаря» — взгляд направлялся именно в запрещенную область. Отражаясь и в соответствующих ошибках. Особенно в ситуации цейтнота.

При просмотре видеороликов футбольных матчей спортсмены, тренеры и судьи при инструкции не смотреть на судей, чаще смотрели именно на них, чем при отсутствии такой инструкции. В исследовании на подавление воображаемой неудачи — то есть попытки избежать определенной ошибки показано, что негативность инструкции отрицательно сказывается на эффективности выполнения задачи.

Почему это происходит? А вот почему ‒ негативная словесная самоинструкция проявляется именно в выполнении запрещающей инструкции. Негативная инструкция провоцирует имплицитную (непроизвольную) моторную реакцию, что противоречит эксплицитной (произвольной) команде.

Причинами этого оказываются ограниченность когнитивных процессов психики спортсмена воспринимать, анализировать и принимать решение «что-когда-как делать» в условиях дефицита времени, личной значимости, противоборства соперников, да ещё в присутствии спортивных начальников, а то и всей страны.

С позиций науки принципиальным для понимания причин повторяющихся ошибок является вопрос — это «ошибка сознания по невниманию» или особенности концентрации внимания в таких ситуациях?

С позиций практики принципиальным моментом для устранения повторяющихся ошибок является понимание содержательных изменений в когнитивных процессах психики конкретного спортсмена. Особенно в ситуациях наивысшей напряженности спортивного единоборства — актуализация направленности сознания-внимания (ИСС). Внешняя или внутренняя мотивация деятельности.

Из своей практики знаю: прежде всего, надо преодолеть косность позиции самого спортсмена в отношении причин таких особенностей его деятельности. А дальше то, что неоднократно говорилось в материалах «записок»об адекватности целей, мотивационных установках, направленности и концентрации внимания, многом другом.

Главное и чрезвычайно важное в устранении повторяющихся ошибок «сломать» стереотип их выполнения, сформировать («переформатировать», как сказал олимпийский чемпион Дмитрий Васильев) новый навык (новый алгоритм когнитивного процесса) выполнения этого элемента.

Всех, кому интересна эта тема, у кого есть профессиональные вопросы по этому поводу, предлагаю посетить интернет-семинар «Повторяющие ошибки спортсмена — в чем причина, что делать?». Готов вступать в дискуссию и отвечать на вопросы.Проведение семинара планируется 23 марта в 20.00 и 25 марта в 9.30.

P.S. Подробности исследования природы повторяющихся ошибок можно прочитать здесь.

alt