18 мин.

Боян Цзинь: как приручить четверной лутц

Моя первая запись в этом блоге посвящена молодому человеку, который в этом сезоне кометой ворвался в мужское фигурное катание и своим четверным лутцем по-настоящему навел шороху в царстве ледовых небожителей.

Цзинь Боян (金 (Jin) – золото, 博洋 (Boyang) – океан изобилия) родился 3 октября 1997 года в городе Харбин, провинции Хэйлунцзян, славящейся своими спортсменами-олимпийцами, специализирующимися на зимних видах. Воспитывался Боян в спортивной семье: родители профессионально занимались легкой атлетикой, и, как отмечает сам спортсмен, особая выносливость досталась ему по наследству.

Маленький Боян с мамой

Когда Бояну было 7 лет, мама отвела его на ледовое шоу, которое проводили в Харбине его знаменитые уроженцы – будущие Олимпийские чемпионы Сю Шень и Хунбо Джао. Так состоялось первое знакомство Бояна с миром фигурного катания. Позже мама решила отвести сына на каток. Только очутившись на льду, Цзинь понял, что ему определенно нравится кататься. Тогда и было принято решение продолжить занятия.

Катание на первых порах было для мальчика в качестве любимого, но хобби, а на первом месте стояли учеба в школе, а также обычные мальчишеские увлечения. В целом, прогресс шел довольно медленно, а профессиональные тренеры из федерации не видели в нем чего-то экстраординарного. «Не помню, чтобы в детстве мне говорили, будто я талантливый или многообещающий», - вспоминает спортсмен. Однако спустя три года, когда стал вопрос о том, продолжить ли кататься или заняться чем-то другим, Боян вместе с родителями поняли, что без фигурного катания он свою жизнь не представляет. Плюс, занятия этим спортом могут открыть массу возможностей для молодого фигуриста: это и путешествия, и знакомства с новыми людьми, и спортивное признание. Но просто кататься было недостаточно. Нужно было подтягивать технический арсенал.

Для этого в 2009 году Боян Цзинь пришел в группу к тренерам Сюй Джаосяо и Фу Цайшу. Каждый день, за исключением выходных, мама возила мальчика на каток, который находился в 30 минутах езды от дома. К тому времени 11-летний молодой человек не обладал хорошей базовой техникой, а о стабильных тройных прыжках не стоило и думать. Тогда семейная пара тренеров взялась за Бояна со всей серьезностью: Сюй Джаосяо начал исправлять технику и ставить тройные прыжки, а Фу Цайшу занялась скольжением. Важную роль тогда сыграли и упорство Бояна, без которого, по словам тренеров, они бы ничего не добились, и желание совершенствоваться, помноженное на традиционное китайское трудолюбие.

Боян с тренерами и одногруппниками

 Тренировался Боян минимум 4 часа в день на льду и полчаса в зале. Кататься ему приходилось в женских коньках, которые предварительно перекрашивались в черный цвет, потому как коньков для мальчиков с таким маленьким размером ноги как у Бояна было просто не найти.

Уже через полгода сотрудничества Боян стабильно запрыгал три тройных прыжка, что является колоссальным прогрессом. К 2010 году юный китаец владел уже пятью тройными. Возможно, именно с этого момента прыжки перестали быть для него камнем преткновения. Сам Боян уверяет, что талант к многооборотным элементам прорезался у него «неожиданно». Тогда отличное владение самой сложной составляющей фигурного катания стало выделять мальчика из ряда сверстников.

Совсем скоро покорился и тройной аксель. Первый прыжок в три с половиной оборота Боян прыгнул в мае 2010 года. В тот же год фигурист принял участие в двух домашних стартах – в сентябрьском национальном Гран-при среди юниоров, в котором победил, а также в декабре на чемпионате Китая – где занял высокое для дебютанта 6-е место с суммой 162.84.

Когда аксель стал получаться стабильно, Боян начинает включать его в свои программы. В следующем году он принимает участие в турнире Asian Trophy 2011 в китайском городе Дунгуань и в юниорской категории занимает первое место. Показанная им сумма в 177.17 баллов оставляет позади всех соперников. Особенно зрителя поразили внешняя субтильность фигуриста, крошечный рост (150см), музыкальность и уверенные высокие прыжки (по одному 3-му акселю в двух программах).

 К слову, победителем среди взрослых стал его соотечественник Хань Янь, старший лишь на полтора года и уже тогда считавшийся главной надеждой мужского фигурного катания в стране.

«Больше всего в фигурном катании я люблю прыжки, а меньше всего - шаги и связки. Мой любимый фигурист - Алексей Ягудин, из-за его прыжков. Также мне нравится Плющенко. Мой любимый предмет в школе - физкультура, еще я изучаю английский, но пока что он мне не очень хорошо дается», – отрывки из первого интервью после победы на Asian Trophy 2011.

В начале 2012 года Боян принял участие в Национальных Зимних играх в городе Чанчуне. Пусть он и занял итоговое 4 место, но сумел привести в восторг местную публику своими высокими прыжками (в короткой и произвольной прыгнув 4-ой тулуп, который они с тренерами готовили с прошлого года) и необычайной легкостью их исполнения. И все это в 14 лет!

С 2012 года Цзинь принимает участие в турнирах на международном уровне. На первом этапе Гран-при среди юниоров во Франции (Куршевель) Боян успешно исполняет тулуп в 4 оборота в произвольной программе.

Так он становится единственным участником соревнования, прыгнувшим четверной прыжок. Победа осталась за китайцем, несмотря на довольно большую разницу в компонентах с Джейсоном Брауном, занявшим второе место.

На этапе в Словении выступил не так удачно, тем не менее, удалось завоевать серебряную медаль и, таким образом, с первого раза квалифицироваться в финал юниорского Гран-при, где Боян пробует исполнить два четверных тулупа в произвольной программе (один удачно выполнен в каскаде, со второго упал). В итоге с двумя падениями Боян занимает пятое место (а первым стал россиянин Максим Ковтун).

 2012-й год завершается 3-м местом на национальном чемпионате (после короткой Боян лидировал, но в произвольной не обошлось без ошибок).

В феврале 2013 года китаец впервые выступает на чемпионате мира среди юниоров в Милане. Ошибки в обеих программах, а также невысокие компоненты оставляют Цзиня вне призовой тройки.

 В новый сезон Боян, как и в прошлом году, входит с новым багажом: в межсезонье доведен до стабильного состояния сальхов в 4 оборота, таким образом, в произвольной программе два разных четверных. Впрочем, на этапах Гран-при прыгнуть оба чисто не удается: в Риге подводит сальхов, а в Таллинне – тулуп, что, однако, не мешает фигуристу из Поднебесной одержать победу на обоих соревнованиях и попасть в финал Гран-при во второй раз подряд.

Неудачный опыт исполнения многооборотных прыжков по ходу сезона отнюдь не смутил юного китайца: к финалу Гран-при в японском городе Фукуока спортсмен с тренером снова перекраивают прыжковый контент, к двум сольным квадам в произвольной добавляя еще один каскад с четверным. Помимо этого в сложнейшую программу входят 3Lz+3T, комбинация 3F+1Lo+3S, плюс 5 элементов исполняются во второй половине. Произвольную Боян катает практически безошибочно (не считая одной на приземлении с акселя) и заслуженно выигрывает финал Гран-при среди юниоров, поднявшись с предварительного 5-го места.

Разница в базе ПП с Адьяном Питкеевым, ставшим вторым, составила более 17 баллов, однако, благодаря высокой позиции после короткой, надбавкам за исполнение элементов и компонентам россиянин в итоговом протоколе отстал всего на 2 балла, при этом не имея четверного.

Подиум финала юниорского Гран-при 2013

 За триумфом на юниорском соревновании следует еще одна большая победа: 16-летний фигурист впервые становится чемпионом КНР. Однако развить успех на чемпионате мира в Софии не удается: будучи вторым после короткой программы, Боян неудачно исполняет произвольную и оказывается лишь на 6-м месте.

По распоряжению федерации фигурного катания Китая Боян остается в юниорском туре и на следующий сезон. Уверенно выйдя в финал Гран-при в третий раз, китаец все же не смог защитить титул и на подиум не попал. Впрочем, на чемпионате страны Боян сумел реабилитироваться и стал двукратным чемпионом Китая, получив право в 3-й раз представить Поднебесную на первенстве мира среди юниоров в Таллинне.

В Эстонии китайский фигурист в сложнейшей борьбе уступил золото Сёме Уно из Японии. Техническая оценка в произвольной составила огромные 90.81 балла, что резко контрастировало с оценкой за компоненты программы, равной 66.04.

После окончания соревнований специалисты и поклонники фигурного катания в Китае раскритиковали подход тренерского штаба, который погнался за запредельной сложностью, при этом по большей части проигнорировав такие важные компоненты, как скольжение, связки и исполнительское мастерство, очевидно требующие улучшения. Особенно сильно этот недостаток выделялся на фоне не такого сложного, но более выразительного катания японца.

Китайский хореограф и тренер Хуан Фен оценил Бояна как очень талантливого фигуриста, особенно по части прыжковых элементов, и назвал его надеждой фигурного катания Китая, но также отметил, что в его прокатах обнаруживается пропасть между техникой и исполнением, а программы местами выглядят пустыми.

Тренерский штаб в курсе того, о чем говорят специалисты. Еще в 2012 году тренер Фу Цайшу сказала, что над скольжением работать необходимо, но вместе с тем отметила, что Боян по своему стилю отличается от Хань Яня, который в тот год выиграл Юношеские Олимпийские Игры. «Его сильная сторона - это прыжки, но мы также работаем над скольжением, вращениями, все это требует много часов работы, а наша тренерская программа заключается в том, чтобы выдержать необходимый баланс». И действительно, в последний сезон Боян значительно улучшил этот компонент, однако связки, шаги, уровень владения коньком все равно не могут похвастаться таким же первоклассным исполнением, как и сложные прыжковые элементы.

«Я из тех людей, которые любят ставить перед собой сложные задачи. Хотелось бы изучить разные четверные прыжки».

Попрощавшись с юниорским туром навсегда, Боян Цзинь не испытывал никакого сожаления: «В юниорах мне было тесно, все эти ограничения не давали мне раскрыть свой потенциал полностью. Теперь ничто не мешает мне это сделать». В новом сезоне было решено не ставить новые программы, а поработать над усилением технического контента и улучшением хореографии. Для дебюта на взрослом уровне Боян, следуя сложившейся традиции, приготовил новый убойный элемент – лутц в 4 оборота в каскаде с 3-ным тулупом, который до него не прыгал никто. А для того чтобы совсем уж пошатнуть основы мужского фигурного катания, китаец в произвольной заявляет 4 четверных прыжка.

Дебют на домашнем Гран-при в Китае стал без преувеличения успешным. Несмотря на то, что Боян проиграл чемпиону мира Фернандесу первое место, он выиграл техническую оценку, и, что самое важное – заставил говорить о себе.

«Я восхищен тем, что сделал китайский фигурист. Боян Цзинь, я считаю, изящный, элегантный, тот спортсмен, который будет выглядеть отлично», – сказал Алексей Мишин.

«То, что человек исполнил чистую программу с двумя четверными и одним из них – лутцем в каскаде с тройным тулупом, иначе как революцией не назовешь», - вторит ему Евгений Рукавицын.

«Цзинь Боян уникальный. Он прыгает два четверных в короткой программе, делает великолепный, на мой взгляд, четверной лутц. Таких лутцев не делал пока никто в мире. Поэтому для Юдзуру Ханю и всех остальных лидеров растет очень сильный соперник. Что касается скольжения, это все нарабатывается, это все придет. И вращения можно натренировать. Но вот если он уже запрыгал четверные, это на всю жизнь», - делится мнением Евгений Плющенко.

На этапе в Японии Боян выступил не хуже, доказав судьям неслучайность предыдущего результата. Правда вау-эффект оказался несколько меньшим, и все из-за Юдзуру Ханю, точнее его великолепного проката на домашнем льду. Однако своей порции похвалы китаец все же удостоился.

«Он делает все абсолютно. Ну, нет еще какого-то такого лоска в его программах. Но каждый сам на своем, знаете. Весь лоск в том, что во второй половине прыгнули четверной тулуп. В короткой программе. Это же мировой рекорд!» - делится своим впечатлением Татьяна Анатольевна Тарасова.

Американский тренер Том Закрайчек назвал четверной лутц Бояна «феноменальным» и прикрепил фото, подписав, что для него было честью познакомиться с юным китайцем.

Закрайчек и Боян

На данный момент ясно одно: Боян – это настоящее явление, кометой ворвавшееся в мужское фигурное катание. Неизвестно, сможет ли он в дебютный сезон реализовать свой недюжинный потенциал, но сам факт, что Юдзуру Ханю осознал в долгосрочной перспективе, что для победы на Олимпиаде в Корее может не хватить божественного катания и трех четверных – дорогого стоит. Если Олимпийский чемпион видит в тебе угрозу и усиливает свой прыжковый набор – значит, ты делаешь все правильно. «Мне нравится Ханю, ведь он же олимпийский чемпион. Я бы хотел кататься как он. В Японии мы катались с ним на одном катке. Одно дело - видеть олимпийских чемпионов в качестве зрителя, и совсем другое – соревноваться с ними. В прошлом году в финале Гран-при я наблюдал за Ханю и его прокатом произвольной программы. Это было действительно потрясающее зрелище».

Боян наблюдает за мужским финалом Гран-при 2014

«В Японии мы с Ханю выступали в разных группах, так что я мог видеть, как он разминается. Вторая группа – это сильные фигуристы, и, глядя на них, я понял, что должен еще много прибавить в катании. Мне всегда нравился Ханю, и сейчас ничего не изменилось. 

Ханю
Ханю делает комплимент Бояну
Пожелание
Японцы
Боян под бортиком

Также мне нравится Сёма, мы с ним одного возраста, и я люблю соревноваться с ним. Может быть, в будущем, мы могли бы стать друзьями».

Сема и Боян

В Харбине Цзинь Боян тренируется на том же самом катке, что и Хань Янь. Впрочем, судя по всему, близкими друзьями молодые люди не являются.

Хань Янь и Боян

В финале Гран-при в испанской Барселоне 4 фигуриста из 6 набрали свыше 100 баллов за технику в ПП, что подняло планку мастерства на недосягаемый уровень. Среди них был и Боян, но выступить без помарок у китайского спортсмена не получилось, хотя в произвольной впервые удалось прыгнуть все 4 четверных без падений (два чисто и два с ошибками на выезде). Забавный факт: в итоговом протоколе признанный катальщик Патрик Чан, настаивающий на примате артистизма в ФК, получил столько же баллов вплоть до сотых, как и обладатель сложнейшего технического контента Боян Цзинь, о котором канадец еще недавно отзывался весьма пренебрежительно.

Сейчас Бояну 18 лет, и его карьера ожидается долгой и длинной. Имея представление о том, что нужно улучшить, он поступательно двигается к поставленной цели. Что касается мечты всех спортсменов, то здесь Боян отвечает вполне предсказуемо: «Хочу быть на подиуме». В Корее или на домашней олимпиаде? «И там, и там».

О прыжках и четверном лутце:

Лутц

«Мне нравится прыгать. Конечно же, уметь прыгать – важно, но не менее важна и презентация программы. Сейчас мне за технику ставят намного больше, чем за компоненты, поэтому на данный момент моя главная цель – хорошенько поработать над второй оценкой, а также над прыжковой стабильностью. Четверной лутц – мой самый любимый прыжок. Впервые я его на тренировке прыгнул в 2013 году, тогда даже и в мыслях не было, чтобы вставлять его в программы. Хотелось просто попробовать, смогу ли. В первый раз успешно его исполнил на домашних соревнованиях в прошлом сезоне, но тогда у меня получился степ-аут. Но в этом году на подготовительном домашнем старте все получилось, затем на Кубке Китая и в Японии. Исполняю один в короткой в каскаде и сольно в произвольной. Многие говорят, что 4-й лутц – самый сложный прыжок, но лично мне он дается довольно легко».

О четверных риттбергере и флипе:

«Пока что нет. Для начала нужно стабильно исполнять то, что есть, а потом уже думать об остальных четверных».

О технике и самообладании:

«Что касается моей техники, то я прыгаю, ориентируясь на собственные ощущения. Конечно тут, в некоторой степени, важно физическое умение, но лично для меня самая важная вещь – это образ мыслей. Важно иметь такое мышление, которое будет подталкивать на новые вызовы. Просто прыгать, без чувства страха. Я практически никогда не чувствую страха перед прыжком. Продолжая себя подталкивать, испытывать себя, я становлюсь успешнее и прыгаю выше».

О самосовершенствовании:

«На Кубке Китая я был счастлив, что смог показать хорошее выступление. Тогда же я почувствовал окончательную уверенность в своем 4-м лутце, что могу исполнить его на соревнованиях. Но так как оценка за компоненты не была очень высокая, это напомнило мне о том, что еще много нужно работать. Мне сейчас еще сложно полностью выражать себя, но на вращениях и шагах стараюсь быть сконцентрированным и хорошо их выполнять, потому что не хочу, чтобы меня воспринимали исключительно как прыгуна. Важно уделять внимание уверенности и спокойствию в будущем. В произвольной программе я сделал много мелких ошибок, которые стоили мне баллов. Я способен собрать большую часть своих элементов воедино, но есть и немало слабых мест. Так что буду тренироваться больше, чтобы представить лучший вариант моей произвольной».

О повседневной жизни:

«Тренируюсь каждый день, кроме выходных. В выходные отдыхаю. Хожу в спортивный колледж в Харбине, так что по большей части тренируюсь и учусь. Интересуюсь механикой и операционными технологиями. Что касается увлечений, то мне нравятся радиоуправляемые модели. Машины, вертолеты, самолеты типа дронов. Берешь джойстик и управляешь ими. Я даже соревновался как-то с профессионалами. Хорошее хобби, мне нравится. Люблю слушать музыку, диджейскую, техно, хаус. На концерты ходить не получается, на инструментах играть не умею. Еще у меня есть хобби - коллекционирую наушники. Собираю их с 2009 года. Ханю их тоже собирает, не так ли? У меня их целая куча, даже не знаю сколько, но пользуюсь лишь 8-9-ю».

Наушники Бояна

О рекорде Юдзуру Ханю:

«Думаю, что если работать над презентацией и качеством прыжков, то смогу набрать 300. Пока что не вижу, за счет чего смогу набрать 320 и выше. Мой достижимый уровень на данный момент – это 300 баллов».

Боян с Ханю

Об амбициях:

«У меня нет такого чувства, будто я собираюсь всех победить. Это мой первый сезон по взрослым, так что просто хочу показывать то, на что способен. Очень удивился, когда мне поставили 95 баллов за короткую в Японии. Мне не нужно забывать о самообладании. Думаю, что для технической стороны очень важен настрой».

О программах:

«Мне нравится мультфильм «Как приручить дракона». Сам выбрал музыку для своей произвольной из этого мультфильма. В нем рассказывается о том, как тренировать дракона. Для начала вы должны узнать его, подружиться с ним. Затем вы обретаете контроль над ним. Если проводить аналогии с сюжетом, то сложные прыжки сродни особому секретному умению, навыку, благодаря которым ты научишься лучше и быстрее понимать своего дракона и управлять им. А хореография - это не навык, а скорее настрой, чувство, эмоциональный контакт с животным. Прыжки – не самоцель моей программы, и не единственное, о чем я думаю во время проката. Стараюсь сосредоточиться на всех составляющих: движения должны отражать чувства».