3 мин.

Здесь он лежал, великий, несравненный…

Пекинский этап гран-при по фигурному катанию прошёл под знаком юного китайского фигуриста Бояна Цзиня, замахнувшегося на суммарно шесть четверных прыжков в своих программах. Включая четверной лутц, каковой в каскаде с тройным тулупом покорился своему исполнителю впервые в истории. Если бы Бояну удалось справиться со всеми четверными прыжками, можно было бы сказать, что Евгению Плющенко есть, кому передавать дела. Ну, а так с подобным заявлением ещё можно подождать: не все прыжки Бояну удались, а с четверного сальхова он просто упал.

Впрочем, и падение с сальхова принесло китайцу значительную сумму баллов, возродив во мне мысли о том, как курьёзно устроена система судейства в фигурном катании. Упасть с четверного прыжка, заработав на этом больше баллов, чем на чистом исполнении прыжка тройного — обычная история для современного фигурного катания — это как брать деньги за испорченный пирог («да, пирог сгорел, но какой это был пирог!..«) или за развалившийся дом («да, перекрытия сложились, но ведь никто не погиб! зато каков полёт инженерной мысли!.. а окна!.. вы помните, какие в доме были окна?!..«).

Обнуление заваленных прыжков или других технических элементов не приведёт, вопреки опасениям, к тому, что их попросту перестанут исполнять. Важно лишь, чтобы хорошее исполнение элементов ультра-си давало значительную прибавку к технической оценке. Так с одной стороны падение со снаряда в спортивной гимнастике автоматически ведёт к проигрышу — потеря в баллах практически не отыгрывается. И упражнение не превращается в фарс, когда гимнасты и гимнастки одни за другими многократно за время выступления встречаются с матом различными частями тела. С другой стороны и отказа от сложнейших элементов не происходит: необходимость опережать конкурентов заставляет идти на риск.

Пока же в фигурном катании, особенно в мужском, сложилась парадоксальная ситуация, когда несколько спортсменов из выступления в выступление многократно полируют лёд, при этом боготворимы не только болельщиками, которым подобное можно простить, но и судьями. И нет такого места на катке, на котором нельзя было бы применительно к канадцу Патрику Чану или японцу Юзуру Ханю поставить табличку «Здесь он лежал, великий, несравненный, соперничавший блеском со Вселенной…».

Впрочем, оценка за технику — только первая часть Марлезонского балета. Допустимый нынешней системой судейства разброс в оценках за компоненты программы (то, что раньше называлось «за артистизм»), позволяет перекрыть практически любое техническое отставание. Так и в Пекине Боян с рекордной технической сложностью своих программ остался позади испанца Хавьера Фернандеса, чья оцениваемая судьями почти в девять с половиной баллов из десяти хореография с использованием некоторого полемического задора описывается как «руки в брюки, таз вперёд».

В парном катании режим наибольшего благоприятствования корявым попыткам исполнения элементов ультра-си поднял на гребень волны канадскую, а также китайские пары, делающие ставку прежде всего на сложность программ. В вагон отходящего в направлении Олимпийских игр в Корее поезда на станции «Пекин» вскочили Юко Кавагути и Александр Смирнов, неожиданно опередившие китайцев на родном для тех этапе. Помогли им в этом два четверных выброса, один из которых, однако, Юко приземлила на две ноги и даже не собиралась, как положено, приземлять на одну. Важно теперь из этого поезда снова не выскочить. Российские двукратные олимпийские чемпионы Татьяна Волосожар и Максим Траньков, делающие ставку прежде всего на красоту и чистоту исполняемых элементов, вступят в борьбу через неделю на французском этапе в Бордо. Посмотрим, куда их эта ставка приведёт.

Третьи места в Пекине заняли танцоры Елена Ильиных с Русланом Жиганшиным, а также Елена Радионова. Последняя превратилась в настоящую красавицу, пожертвовав (надеюсь, временно) для сего чудесного превращения стабильностью исполнения прыжковых элементов. Перспективы обоих Елен и Руслана станут ясны позже, на следующих этапах гран-при.

 

Написано для "Центра политического анализа"