6 мин.

Как ответить за тех, кого приручили

В ситуации всеобщего ожидания наконец достоверной информации о том, что же дальше будет со спортивной карьерой Юлии Липницкой - небольшое рассуждение на тему.

Да, основываться приходится лишь на слухах, ибо фактов, увы, пока никаких.

С другой стороны, во-первых, не реагировать просто невозможно, а во-вторых, на моей памяти дыма без огня в ФК никогда не было.

Если вы поклонник фигурного катания со стажем, то наверняка замечали, что часто поворотные, судьбоносные решения того или иного фигуриста - о смене тренера, федерации, о завершении карьеры - можно предсказать. Всё как бы к этому идет, если внимательно следить и анализировать. Не такой уж неожиданностью был уход Артура Гачинского от Мишина, а Алены Леоновой - от Морозова, все прошлогодние рокировки в карьере Веры Базаровой и Юрия Ларионова. Более чем логичным выглядел сначала переход под другой флаг и к другому тренеру, а потом и завершение карьеры 19-летней Полины Шелепень, в свое время весьма успешной в юниорах, вспомянутой сейчас всеми благодаря статье Андрея Симоненко.

А бывает, что, как говорится, ничего не предвещало.

Конечно, неудачный сезон у фигуриста часто становится поводом к переменам. Разочарование в методике тренера, потеря взаимопонимания, усиление соперников и боязнь не пробиться в сборную, если будешь топтаться на месте. Значит, что-то нужно менять.

Что в данном случае? Ученики Этери Тутберидзе в данный момент - одни из основных ньюсмейкеров: девочки гремят по юниорам, Сергей Воронов уже обосновался в элите (а пару лет назад кто мог такое предположить?). Какой-то непредвиденный конфликт? Сомнительно, все-таки взрослые люди. Евгения Медведева и Серафима Саханович наступают на пятки? Не без этого, но Юлия же сама для них сильный конкурент, и в силу возраста имеет все шансы еще долго таковым оставаться.

При всем при том, она сама не может не понимать, что в причинах неудач этого сезона - громадная роль усталости от Олимпиады. Ибо, на мой взгляд, помимо Плющенко, из всех участников командного турнира она и именно она вложила больше всего в победу нашей сборной. Доказательство тому - "внезапный" (ведь чемпионкой Европы же только что стала!) провал в личном турнире, провал, который вряд ли бы случился, если бы она не выложилась на командных на все сто. Речь о пятнадцатилетней девочке, не забываем.

Кстати, хорошо, что вспомнили про Европу.

Вот когда началось всё интересное, превратившееся сейчас в кашу, которую мы с вами пытаемся проглотить.

Последовательно влюбляя в себя разные части света на протяжении первой половины прошлого сезона, на чемпионате Европы Юлия победила, став сходу по-настоящему знаменитой в России. Ну, вы понимаете - ведь про нее узнали те, кто "смотрит ФК два раза в год", а таких, увы, 90 %. Автоматически - повышение интереса для СМИ, и далее - полное перекрытие кислорода во время важнейшего периода подготовки к ОИ. К слову, и без ОИ - вряд ли выдержать это ей было бы намного легче.

И вот тут мне интересно, почему Федерация, насколько мы можем судить, даже не попыталась как-то защитить новоиспеченную чемпионку.

"Нам прохода не давали журналисты. Телефон разрывался. Везде поджидали", - говорили потом об этом времени и Юлия, и Этери. Кто давал эти телефоны? Кто давал адреса? Почему нельзя было оградить спортсменку и ее тренера от всего этого прессинга и дать людям нормально выполнять свою работу? Ведь ее успехи, ни много ни мало, упрочивают (или не упрочивают) в том числе авторитет и Федерации, и всей страны. Неужели это так сложно?

И поэтому совсем неудивительно, что у 15-летней девочки с Урала, толком не привыкшей не то что к славе (некоторые знаменитости, к слову, до конца своих дней так и не привыкают), а элементарно к Москве, не говоря о напоре - по Интернету, по телефону, по ТВ - всей нашей необъятной родины, сил хватило только на командный турнир. 

Что дальше? Дальше - второе место на ЧМ и длительные гастроли по России с шоу Ильи Авербуха. "Как бы отдых". Дальше август-сентябрь, когда, как стало известно постфактум, и Юлия, и ее тренер относительно ее готовности к новому сезону оказались единодушны: "Не готова". Не готова, но надо. Потому что... Потому что одно, другое, третье.

Кто знает, какой ценой удалось Юлии заставить себя начать этот новый сезон. Далее, думается, проще не было - когда тебя преследуют неудача за неудачей, энтузиазма это не добавляет. Если ты, пожалуй, не Алена Савченко - за что я безмерно ее уважаю. Но таких примеров единицы, и до этого тоже надо, наверное, дорасти, хотя никто не обязан. Но это так, лирическое отступление. 

Что делает на подступе к новому сезону Федерация? Она говорит: "Давай!". Мол, риск дело благородное, сами решили - так что пожалуйста. По сути же - опять отсутствие участия в жизни спортсмена.

Воспоминания об этапах Гран-при еще свежи, о них я уже говорила. Воспоминания о ЧР значительно свежее, и тут снова становится очень интересно. 

Блестяще откатав короткую программу, так, что сама выходит со льда, сияя улыбкой - что ох как нечасто бывает - Липницкая становится... шестой. Почти по всем показателям опередив ставшую третьей Женю Медведеву, но все-таки - шестой. Далее - валяние, по собственному выражению, в ПП - тут, конечно, "сама виновата". (Ну, забудем на время, например, про Патрика Чана на всех его победных турнирах, сбитые бортики, и т.д.). Хорошо. 

И все-таки со всеми "валяниями", 11-е - это не место Липницкой. И итоговое 9-е - не ее место. Потому что те уникальные элементы, которые она выполняет - единственная из всех - стоят гораздо больше, чем были оценены. И уже хотя бы за счет них оптимальное место Липницкой должно было быть 5-м или 6-м, максимум 7-м. Алена Леонова и Мария Артемьева замечательные фигуристки. Прокаты первой были лучиком света в глухой второй половине 2000-х, и сейчас полно фанатов только ей присущего артистизма; прокаты второй на этапах Гран-при в этом году, ее программы в духе Костнер лично меня доводили до мурашек. Но со всеми падениями Липницкой они не были сильнее ее, и она это прекрасно понимает. Понимает она, разумеется, и то, что фигурное катание - спорт непредсказуемый, субъективный и жестокий (за то и любим). Но положения вещей ведь это не меняет.

Что теперь? Действующая чемпионка Европы пролетает мимо сборной на чемпионат Европы. Впереди долгая вторая половина сезона и 2015-го года, а дальше сезон, где в бой со взрослыми вырвутся сегодняшние сильнейшие юниорки Евгения Медведева и Серафима Саханович. Радионова, Сотникова, Туктамышева, Погорилая - что называется, в уме.

И вот тут - да, уставшая, да, загнанная, но амбициозная и осознающая свои возможности юная спортсменка начинает задумываться о том, что делать. Что менять, и менять ли.

Дальше предмет наших рассуждений размывается уже настолько, что пропадает из виду. Слухи гласят самые разные вещи: Татьяна Анатольевна Тарасова, какой-то спонсор, Казахстан (!), Канада(!!!)... Тут уже настолько вилами по воде, что не будем углубляться.

Твердо сказать можно лишь следующее.

Мы знаем такие случаи, когда спортсмен выбирал для себя то, что удобно именно ему, - тренера, каток, место жительства и условия, в которых его будут уважать, поощрять и поддерживать. 

Можно сказать: да, это все хорошо, но Юлия Липницкая у нас не одна такая. У нас, слава Богу, еще много других, молодых и талантливых, перспективных. О которых тоже нужно заботиться, обеспечивать им условия и поддержку. А на всех всего поровну только в сказке хватает. И это чистая правда. Но правда и в другом: у себя-то Юлия Липницкая одна.

Поэтому каким бы ни оказался ее выбор, по-своему она в любом случае будет права.

 

С уважением,

Юлия