Звуки музыки
В длинное и жаркое межсезонье одной из любимых забав любителей фигурного катания является игра в «угадай мелодию» - т.е. мы все, сгорая от любопытства, пытаемся разузнать, понять по намекам из различных интервью, какую же музыку тот или иной спортсмен выберет для своих программ в следующем сезоне.
Ведь музыка в фигурном катании играет немаловажную роль, а от выбора музыкального сопровождения нередко зависит очень многое, например:
- Отношение судей к постановке, а соответственно и оценка за некоторые компоненты.
- Удобство для самого спортсмена – подходящий темп, ритм, позволяет наиболее комфортно расположить все элементы, распределить силы, чтобы не «еле шевелить коньками» уже к середине программы.
- Правильный выбор музыкального сопровождения всегда поможет подчеркнуть достоинства спортсмена и замаскировать недостатки (будь это угловатость или отсутствие красивых линий, медленность, невыразительность и т.д.)
- Нередко бывает и так, что музыка настолько нравится самому спортсмену, что она буквально окрыляет, придает сил и экспрессивности.
- Хорошая реакция зрителей на музыку и программу тоже может придать фигуристу дополнительную уверенность в себе
- Выбором музыки можно выгодно выделиться на фоне своих соперников, обратить на себя внимание.
И это лишь первое, что приходит в голову, уверена, что можно найти еще сотню влияний выбора музыки на успех спортсмена. Поэтому мы с нетерпением ждем объявления программ, особенно в это межсезонье, ведь нас ждет особенный сезон – Олимпийский. Когда ставки так высоки, права на ошибку нет, а неудачный выбор музыки может даже стоить кому-то медали.
И, конечно, большинство старается до последнего держать в тайне свой выбор. Я даже не знаю, насколько это хорошая идея. С одной стороны, это своеобразный козырь, не зная вашей музыки, соперники не смогут изначально поставить постановку на контрасте с вашей, не смогут предугадать слабые стороны вашей программы. Но с другой мы в результате имеем риск наблюдать штуки три Джульетты, столько же Тосок и еще больше Кармен, в худшем случает подряд и во всех видах. А как вы относитесь к раннему/позднему объявлению музыки?
Конечно же, всем нам хочется, чтобы фигуристы выбирали интересную и лучше не слишком часто использованную, не приевшуюся музыку. Но, я практически уверена, что в этом сезоне нашим надеждам на креатив и оригинальность не суждено сбыться (а может это даже и к лучшему, кто знает). Ведь Олимпиада это не время для экспериментов, поэтому да здравствует беспроигрышная классика.
Итак, чего же, как мне кажется, нам стоит ожидать. Во-первых, как было сказано ранее это классика, а если сделать поправку на место проведение Олимпиады, то русская классика. Я уже практически вижу все три балета Петра Ильича Чайковского: «Щелкунчик», «Спящая красавица» (Грейси Голд, уже объявила, что именно эта музыка будет у нее в произвольной программе), и конечно, куда же без «Лебединого озера».Я предлагаю немного окунуться в прошлое и вспомнить лучшие программы призеров Олимпиад (сразу прошу прощение, если кого-то забуду) под эту музыку. Из Олимпийских лебедей сразу вспоминаются Оксана Баюл и Елена Бережная Антон Сихарулидзе.Черный лебедь Оксана Баюл:
Белый лебедь Оксана Баюл показательные:
Елена Бережная и Антон Сихарулидзе:
Далее в моем списке наиболее ожидаемых музыкальных тем два горячо любимых фигуристами произведения: «Жар Птица» Стравинского и "Шехерезада" Римского-Корсакова. Оба музыкальных произведения использовал Эван Лайсачек на Олимпиаде 2010, кто знает, может это действительно счастливая музыка. Кстати, уже появились некоторые слухи, что Шехерезаду мы можем увидеть у танцевального дуэта Мэрил Дэвис Чарли Вайта, интересный выбор, если это правда, я даже не припомню, кто еще из танцоров катался под эту музыку.
Эван Ласайчек "Жар Птица":
Хоть они и не стали призерами Олимпиады, говоря о Жар Птице я не могу не отметить произвольный танец Яны Хохловой Сергея Новицкого, действительно нетипичный выбор музыки для танцевального дуэта и очень интересная постановка:
Эван Лайсачек Шехерезада:
И конечно, говоря о Шахерезаде в ОИ сезон, невозможно не вспомнить и произвольную программу Мишель Кван 2002г.:
Думаю, что такое произведение, как Половецкие Пляски из оперы Бородина "Князь Игорь" мы тоже услышим. Ну и конечно особой популярностью в олимпийский сезон пользуется Рахманинов, но вот назвать эту музыку счастливой и везучей для фигуристов не получается. Нет, конечно было много медалистов Олимпиад именно с музыкой Рахманинова, но иногда даже любая медаль кроме золота это уже поражение. Это и Мишкутенок Дмитриаев, и Мишель Кван (дважды!) и Мао Асада. И вот в этом сезоне Мао опять попытает счастья с Рахманиновым, а также Патрик Чан, посмотрим получится ли у них перебороть невезучесть этой прекрасной музыки.
Наталья Мишкутенок Артур Дмитриев Рахманинов 2й концерт:
Мишель Кван 1998г. Концерт для фортепиано №3 и Элегическое трио №2 Рахманинова (серебрянная медаль):
В 2002г. Мишель вернулась к той же музыке, но уже с другим хореографом, но удачливее для нее эта музыка не стала (бронза):
В 2010 Мао Асада так же выбрала Рахманинова для своей произвольной программы. И для нее эта музыка тоже не стала золотой. Мао Асада "Колокола Москвы" Прелюдия, Op.3 № 2:
Отдельным блоком можно ожидать русские народные мелодии (главное, чтобы не в исполнении иностранцев, а то это всегда выглядит несколько забавно) и цыганские мотивы. Среди наиболее ярких программ под Очи черные Олимпийских сезонов – программы Бережной Сихарулидзе и Саши Коэн.
Елена Бережная Антон Сихарулидзе 1998г. Нагано:
Саша Клэн "Очи Черные" 2006г. Турин:
Не обойдут вниманием и такие «хитяры» мировой классики, как «Турандот», «Тоска» и коенчно же «Кармен».
Сю Шень Хонбо Джао "Турандот" 2002г. Солт-Лейк-Сити:
Шизука Аракава "Турандот" 2006г. Турин:
На количество Кармен в ОИ сезон можно начинать принимать ставки. Олимпийских Кармен было много, Кармен были разные, предлагаю вспомнить самые яркие.
Катарина Витт 1988г. Калгари:
Анжелика Крылова Олег Овсянников 1998г. Нагано:
Евгений Плющенко 2002г. Салт-Лейк-Сити:
Татьяна Навка Роман Костомаров 2006г. Турин:
Конечно, не обойдемся и без известных саундтреков, куда же без них. И что-то мне подсказывает, что в этом сезоне нас ждет эпидемия Отверженных и Карениных. Не забудут и проверенные временем саунтреки, такие как Призрак Оперы, Ромео и Джульетта, Крестный отец и надеюсь мы обойдемся без Реквиема по мечте.
Саша Коэн "Ромэо и Джульетта" 2006г. Турин:
Евгений Плющенко "Крестный отец" 2006г. Турин:
Мэрил Дэвис Чарли Уайт "Призрак оперы" 2010г. Ванкувер:
А какую музыку Вы ждете в Олимпийском сезоне?
Олимпиада в Калгари. Главные претендентки на золото - невероятно артистичная Катарина Витт и технически более оснащённая американка Деби Томас.И обе для произвольной программы выбрали " Кармен".Битвы двух Кармен оказывается имели уже в истории место)))
Не надо быть провидцем, чтобы понять, что темпераментная Кармен - Витт изначально уже выигрывала у чернокожей Кармен - Томас. Американка это тоже поняла и потерпела фиаско- трижды упала в произвольной.
Ещё нужны примеры???
Что касается "музыкального шедевра" - "Гудбай, Ленин" - уже её название коробит кичливостью.
Надеюсь, что у Зуевой и в страшном сне её не представилось ставить.
Вообще, хороший выбор музыки для программы - это половина успеха как минимум! От программы Бобровой-Соловьева мурашки шли по телу в первые секунды их программы именно от музыки и заинтриговывала своим развитием все дальше и дальше. Вот такую музыку хотела бы услышать на олимпиаде.
Было бы здорово классическую музыку услышать в современных обработках, вот это было бы интересно действительно!