Аббревиатуры и термины в фигурном катании
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко
В протоколах соревнований, проводимых по новой системе судейства, используется большое количестве аббревиатур. Аббревиатуры прыжков, пожалуй, наиболее понятны. Они состоят из двух частей: цифры (1,2,3,4), соответствующей числу оборотов, и буквы, соответствующей названию прыжка:
Прыжки
Аксель (Axel) обозначается как (А) -является реберным прыжком. Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов.В настоящее время фигуристы выполняют этот прыжок в 1,5 оборота -1А (одинарный), 2,5 -2А (двойной) и 3,5 оборота – 3А (тройной).
Тройной Аксель в исполнении Евгения Плющенко и Мао Асады.
На прыжок Аксель обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.
Тулуп (Toe Loop) обозначается как (Т)-зубцовый прыжок (т.е. перед прыжком фигурист отталкивается от льда зубцом свободной ноги). Варианты захода: либо тройка вперед внутрь на правой ноге (скольжение вперед, поворот, удар зубцом, прыжок), либо тройка вперед внутрь на левой ноге (скольжение вперед, поворот, смена ноги, удар зубцом, прыжкок).Возможен также заход с вальсовой тройки (тройка вперёд-наружу, переступание на правую ногу).
Четверной Тулуп в исполнении Евгения Плющенко.
Женщины исполняют тройной тулуп-3Т(двойной только в качестве второго прыжка в каскаде -2Т), мужчины четверной – 4Т и тройной- 3Т.
Сальхов (Salchow) обозначается как (S)-один из трех рёберных прыжков в фигурном катании (наряду с риттбергером и акселем). Заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу. В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1S, двойной – 2S, тройной – 3S или четверной сальхов -4S.
Тройной Сальхов в исполнении Элене Гедеванишвили.
Риттбергер (Loop) обозначается как (Lo)- один из трёх рёберных прыжков в фигурном катании.Используется в качестве второго прыжка в каскаде -3Lo+2Lo – каскад из тройного и двойного риттбергеров) и отдельно тройной-3Lo. От остальных прыжков отличается отсутствием как махового движения, так и удара зубцов об лед. Фигурист просто «выпрыгивает» с согнутой опорной ноги наверх. Варианты захода: тройка вперед внутрь на правой ноге (часто многократная), реже используется заход просто с подсечки назад направо.
Тройной Риттбергер в исполении Дениса Тена.
Флип (Flip) обозначается как (F)-зубцовый прыжок.В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1F, двойной – 2F, тройной - 3F и четверной – 4F.
Тройной Флип в исполнении Мао Асады.
Варианты захода: тройка вперед наружу на левой ноге, поворот, удар зубцом, прыжок или моухок, удар зубцом прыжок.
Одной из ошибок при выполнении более сложного лутца является смена перед прыжком внешнего ребра на внутреннее, и как результат — непреднамеренный флип, неофициально называемый флутцем (flip + lutz). Реже случается лип (lip=lutz+flip) — непреднамеренный лутц, выполняемый вместо флипа.
Лутц — прыжок с противовращательным заходом (траектория фигуриста похожа на букву S). Из всех подобных прыжков (валлей, внутренний аксель и т. д.) только лутц стал стандартным — из-за эффективного замаха, позволяющего исполнить три оборота.Типичная ошибка при выполнении лутца — перейти перед прыжком с внешнего ребра на внутреннее, и как результат, непреднамеренный флип, неофициально называемый «флутц» (flip + lutz).В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1Lz, двойной -2Lz, тройной -3Lz и четверной лутц – 4Lz.
Лутц (Lutz) обозначается как (Lz) Является зубцовым прыжком.
Заход. Обычно с подсечки назад-вправо.Изготовка. Длинная дуга назад на наружном ребре левого конька, туловище развёрнуто наружу (вправо).Прыжок. Фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок. Раскручивается спортсмен в первую очередь за счёт замаха туловищем и руками.Вращение против часовой стрелки.Приземление на правую ногу, на ход назад-наружу.
Каскад Тройной Лутц с тройным тулупом в исполнении Ким Ён А и Эвана Лайсачека.
Каскады прыжков пишутся через + (4S+2T — каскад из четверного сальхова и двойного тулупа), для комбинаций прыжков добавляется слово SEQ (3T+2T+SEQ – комбинация тройной тулуп – шаги – двойной тулуп»). Иногда можно видеть запись типа 3Lz+COMBO — это означает, что фигурист не выполнил обязательного каскада (исполнил короткую программу без каскада или в произвольной дважды исполнил одинаковый тройной прыжок и оба раза без второго прыжка). Рядом с аббревиатурами прыжков могут также стоять различные пометки. < означает, что прыжок был недокручен более чем на четверть оборота и пошел «в зачет» с «промежуточной» стоимостью (в 0.8 от полной стоимости прыжка), а << прыжок, недокрученный более, чем на полоборта, и пошедший в зачет как прыжок на один оборот меньше. e означает, что прыжок был выполнен с неправильного ребра и судьи обязаны поставить отрицательную оценку за качество его исполнения. Эта пометка означающая, что фигурист исполнил прыжок с двух ребер или с неглубокого неправильного ребра, что также является ошибкой, но оставляет судьям большую свободу выбора в оценке за качество его исполнения.Пометка x говорит о том, что прыжок (или другой элемент) был выполнен во второй половине программы и поэтому его базовая стоимость будет умножена на 1.1.
ОДИНОЧНОЕ КАТАНИЕ
Указания по определению положительных GOE злементов одиночного/парного катания (положительные аспекты).
Нижеследующие указания должны использоваться вместе с таблицами для снижения GOE при ошибках. Окончательное GOE элемента основано на комбинации положительных и отрицательных аспектов его исполнения. Важно, чтобы окончательное GOE элемента отражало как положительные аспекты, так и возможные снижения, если такие необходимы.Окончательное GOE элемента находится, рассматривая, прежде всего, положительные аспекты исполнения, которые приводят к нахождению стартового GOE для оценки. Затем судья снижает это стартовое GOE, согласно Указаниям по снижению, в случае возможных ошибок, и результат является окончательным GOE данного элемента.Для определения стартового GOE судьи должны принимать во внимание приведенные ниже пункты по этому элементу. Каждый судья имеет право самостоятельно определять количество пунктов,необходимых для любого увеличения GOE, но общие рекомендации таковы:Для + 1 : 2 пункта Для + 2 : 4 пункта Для + 3 : 6 или большее число пунктов.
УРОВНИ СЛОЖНОСТИ, ОДИНОЧНОЕ КАТАНИЕ, СЕЗОН 2012-2013
Прыжковые элементы
1) неожиданный / необычный / сложный заход
2) четко распознаваемые шаги/движения произв. кат. непосредственно перед прыжком
3) трудная вариации позиции в воздухе / прыжок с «затяжкой» перед вращением
4) хорошая высота и длина
5) хорошая растяжка на приземлении / необычный выезд
6) хорошая плавность от въезда до выезда включая каскады / комбинации прыжков
7) выполнение всего элемента без видимых усилий8) соответствие элемента музыкальной структуре
Вращения
Судейская система различает вращения стоя, сидя, либелу, заклон и комбинированное. Для каждого из этих вращений есть варианты «с прыжковым заходом» и «со сменой ноги», они оцениваются выше. В парном катании добавляется совместное вращение (простое и со сменой ноги).
Обозначения:стоя— USp, сидя— SSp, заклон— LSp, комбинированное— CoSp, совместное— PSp.
Прыжок во вращение обозначается буквой F (например, FSSp), смена ноги— буквой C.
Уровень вращения (B, 1, 2, 3 или 4) определяется так называемыми «чертами»: чем больше черт насчитает техническая бригада, тем выше уровень. Вращение стоя, если оно выполнено в конце элемента, засчитывается только с вариацией.
1) хорошая скорость или ускорение во время вращения
2) способность быстро установить центровку вращения
3) сбалансированность вращения во всех позициях
4) явно большее, чем требуется, число оборотов
5) хорошая позиция (и) (включая высоту и позицию в воздухе в прыжках во вращение)
6) необычность и оригинальность
7) хороший контроль во всех фазах вращения
8) соответствие элемента музыкальной структуре.
Вращения в исполнении Юлии Липницкой.
ШАГИ
Типы поворотов (на одной ноге): тройки, твизлы, скобки, петли, выкрюки, крюки. Типы шагов (где только возможно, на одной ноге): на зубцах, шассе, моухоки, чоктау, перетяжки,кросс-роллы, беговые шаги. Простое разнообразие включает как минимум 7 поворотов и 4 шага, каждый тип может считаться неболее 2 раз. Разнообразие включает как минимум 9 поворотов и 4 шага, каждый тип может считаться неболее 2 раз.Сложность включает как минимум 5 различных типов поворотов и 3 различных типов шагов, все типы должны быть исполнены хотя бы 1 раз в каждом направлении. Использование движений верхней части тела означает видимое использование любых движений рук,головы и торса, которые влияют на баланс основной части тела, в течение хотя бы 1/3 (вместо 1/2)рисунка в сумме. Две комбинации сложных поворотов считаются одинаковыми, если они состоят из одних и тех же поворотов, выполненных в том же порядке, на том же ребре и на той же ноге. “Хотя бы половина рисунка на одной ноге” не является более чертой уровня сложности.
Дорожка шагов в исполнении Евгения Плющенко.
Дорожки шагов
Есть два типа дорожек— техническая (StSq) и хореографическая (ChSq). В короткой программе катают только техническую дорожку. В произвольной мужчины и женщины катают сначала техническую, потом хореографическую.
Техническая дорожка оценивается как техническим специалистом (B, 1, 2, 3 или 4, в зависимости от сложности и разнообразия шагов), так и судьями (от −3 до +3, в зависимости от качества исполнения).
Хореографическая— только судьями. Хореографическая дорожка у женщин и пар должна содержать спираль.
Спираль— обязательный элемент женского и парного фигурного катания, длительное скольжение на чётком ребре одного конька в неизменной позе с поднятой свободной ногой.В результате на льду должен остаться след с плавно меняющейся кривизной.В исполнении этого элемента важна красота и точность позы.Традиционно спиралью называют «ласточку», когда фигурист, скользя на одной ноге, кладёт туловище горизонтально, а свободную ногу поднимает настолько высоко, насколько позволяет растяжка; существуют и другие позиции. Также к спиралям по традиции относят элементы «кораблик» и «бауэр», когда фигурист скользит на двух ногах на наружных или внутренних рёбрах; подобные элементы считаются связующими и очков за технику не дают.
Дорожки шагов
1) хорошие энергия и исполнение
2) хорошая скорость или ускорение во время дорожки
3) хорошие ясность и точность движений
4) наличие глубоких чистых ребер (включая въезды и выезды из всех поворотов)
5) хороший контроль и участие всего тела при аккуратности шагов
6) необычность и оригинальность
7) выполнение элемента без видимых усилий
8) соответствие элемента музыкальной структуре
Хореографические последовательности
1) хорошие плавность, энергия и исполнение
2) хорошая скорость или ускорение во время последовательности
3) хорошие ясность и точность движений
4) хороший контроль и участие всего тела
5) необычность и оригинальность
6) выполнение элемента без видимых усилий
7) отражение концепции/характера программы
8) соответствие элемента музыкальной структуре
УРОВНИ СЛОЖНОСТИ, ПАРНОЕ КАТАНИЕ, сезон 2012-2013
Выбросы и подкрутки
Выброс — прыжок с помощью партнёра, в которым партнёрша бросается партнёром в воздух на отрыве и приземляется без помощи партнёра на заднее наружное ребро. Является обязательным элементом в парном фигурном катании.
Выброс тройной флип в исполнении Алёны Савченко и Робина Шолковы.
Аббревиатуры выбросов получаются из аббревиатур соответствующих прыжков с добавлением Th (throw) в конце.
Выброс тройной флип означает (3FTh).Выброс тройной риттбергер (3LoTh).
Подкрутки
1) Шпагат партнерши (каждая нога хотя бы 45° от оси тела)
2) Прием партнерши руками сбоку талии (ее ладони, руки, верхняя часть тела не касаются партнера)
3) Позиция партнерши в воздухе с рукой (руками) над головой (минимум 1 полный оборот)
4) Сложный отрыв (шаги/движения обеих партнеров, непосредственно предшествующие отрыву)
5) Разведение рук партнера в сторону хотя бы до уровня плеч после отпускания партнерши.
Татьяна Волосожар -Максим Траньков выполняют подкрут лутц в три оборота.
Подкрутки обозначаются как Tw (twist), перед аббревиатурой стоит число оборотов и буква «прыжка», обозначающая тип отталкивания, после нее уровень сложности подкрутки (1,2,3,4).Тройная подкрутка с заходом Лутц / Флип / Tулуп из четвёртой категории сложности обозначается как 3Tw4.
Тодесы
То́дес — элемент парного фигурного катания на льду, когда партнёрша описывает спираль вокруг партнёра.
1) Сложный заход (непосредственно предшествующий тодесу) и/или выезд
2) Смена хвата партнерши и/или партнера (1 оборот в каждом хвате)
3) Дополнительный(е) оборот(ы) партнерши после первого об. (cчитается столько раз, сколько выполнено)Черты 2 и 3 считаются только, если оба партнера в “низкой” позиции.
Тодес вперёд-внутрь (Fi) — партнёр скользит назад на наружном ребре, партнёрша — вперед на внутреннем ребре. Партнёр исполняет циркуль и держит руку партнёрши полностью вытянутой рукой, одноименной с его скользящей ногой. Партнёрша наклонена вбок ко льду, и её рука полностью вытянута, когда она движется по кругу вокруг партнёра в этой позиции. Разрешена любая вариация позиции партнёра при сохранении им позиции циркуля, как она определена, и скольжении партнёрши вокруг партнёра на внутреннем ребре.
Тодес вперёд-наружу (Fo)(исполняется очень редко) — то же, что для тодеса вперед внутрь, но партнёрша движется по кругу вокруг партнёра вперед на четком наружном ребре.
Тодес назад-наружу (Bo) — оба партнёра скользят назад наружу. Партнёр исполняет циркуль и держит руку партнёрши полностью вытянутой рукой, одноименной с его скользящей ногой. Партнёрша наклонена назад ко льду и ее рука полностью вытянута, когда она движется по кругу вокруг партнёра в этой позиции. Разрешена любая вариация позиции партнёра при сохранении им позиции циркуля, как она определена, и скольжении партнёрши вокруг партнёра на наружном ребре.
Тодес назад-наружу в исполнении Дюамель-Редфорд.
Тодес назад-внутрь (Bi) — то же, что для тодеса назад наружу, но партнёрша движется по кругу вокруг партнёра назад на четком внутреннем ребре, наклоняясь ко льду. Ds (deathspiral), означающей, что речь идет о тодесе, и цифры (1,2,3,4), соответствующей уровню тодеса.
Тодес назад внутрь первого уровня обозначается как (BiDs1), а тодес вперед внутрь второго уровня (FiDs2) .
Дорожки шагов и комбинации спиралей
1) Простое разнообразие (Уровень 2), разнообразие (Уровни 3-4) шагов и поворотов обоих партнеров по всей дорожке (обязательно).
2) Вращение (повороты, шаги) в обоих направлениях (направо и налево) с полным поворотом тела (хотя бы 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении).
3) Использование движений верхней части тела в течении хотя бы 1/3 рисунка дорожки
4) Смены позиций пары (перемена мест партнеров, как минимум 3 раза, при исполнении шагов и поворотов) в течение хотя бы 1/3 последовательности, но не более 1/3 последовательности.
5) Исполнение, все время не разъединяясь друг от друга в течение хотя бы половины рисунка (разрешены смены хвата).
Аббревиатуры, соответствующие дорожкам шагов, выглядят следующим образом: описание рисунка (Ci по кругу, Sl по прямой, Se по серпантину), St (steps) в знак того, что речь идет о дорожке шагов, и цифра (1,2,3,4), соответствующая уровню дорожки.
Дорожка шагов по серпантину второго уровня обозначается как (SeSt2) , а дорожка шагов по прямой первого уровня (SlSt1).
Дорожка шагов по прямой в исполнении Цин Пан и Цзянь Тун.
Комбинации спиралей, независимо от рисунка, имеют сокращение SpSq (spiral step sequence) и цифру (1,2,3,4), соответствующую уровню комбинации.Комбинация спиралей первого уровня — SpSq1.
Спирали в исполнении Веры Базаровой и Юрия Ларионова.
«Хореаграфическая» дорожка шагов или комбинация спиралей, имеющая фиксированную стоимость и не имеющую уровня сложности обозначают как (ChSt и ChSp).
Поддержки (парное катание)
1) Взрослые: сложная вариация отрыва и/или сложная вариация приземления.Юниоры: простая вариация отрыва и/или простая вариация приземления (каждая из них является чертой)
2) 1 смена хвата и/или базовой поз. партнерши (1 об. до и после смены, при повторе считается дважды)
3) Сложная вариация партнерши (1полный оборот)
4) Сложный (простой для юниоров) провоз (не для короткой программы)
5) Хват одной рукой партнера (2 полных оборота в сумме, не считая частей короче одного оборота)
6) Дополнительный оборот партнера с хватом за одну руку после двух об. (только в произвольном катании и только в одной поддержке)
7) Смена направления вращения партнера (один оборот до и после смены
Аббревиатуры, соответствующие различным поддержкам, начинаются с цифры, обозначающей группу поддержки (1,2,3,4,5), за которой может стоять «уточнение» (в случае поддержек пятой группы, различающихся по заходам), затем идет Li (lift), показывающая, что речь идет о поддержке, а затем еще одна цифра (1,2,3,4) — уровень поддержки.
4Li2 означает «поддержку второго уровня из четвертой группы».
5ALi1 — поддержку первого уровня из пятой группы с заходом аксель-лассо.
Поддержка в исполнении Веры Базаровой и Юрия Ларионова.
Вращения (одиночное и парное катание)
Раздельные вращения(парное катание)
1) Сложная вариация в базовой или (только для комбинации вращений) в не-базовой позиции
2) Вторая сложная вариация в базовой позиции, которая должна существенно отличаться от первой и быть: во вращениях в одной позиции со сменой ноги – на другой ноге по сравнению с первой вариацией;в комбинации вращений без смены ноги – в другой позиции по сравнению с первой вариацией; в комбинации вращений со сменой ноги – на другой ноге и в другой позиции по сравнению с первой вариацией
3) Заход назад или прыжком
4) Прыжок внутри вращения, не меняя ногу
5) Отчетливая смена ребра в волчке (только при переходе с заднего внутреннего на переднее наружное ребро)либеле, заклоне и позиции Бильман
6) Явное увеличение скорости в либеле, волчке, заклоне или позиции Бильман
7) Все 3 базовые позиции на одной ноге (cчитается дважды при исполнении на обеих ногах)
8) 2 cмены ноги (не для Короткой Программы)
9) Вращение в обоих направлениях непосредственно друг за другом
10) Как минимум 6 оборотов без смен поз./вариации, ноги и ребра (либела, волчок, заклон, сложная вариацияпозиции стоя).В любом вращении со сменой ноги максимальное число черт, которые можно получить за вращение на одной ноге, равно двум. Для вращений со сменой ноги наличие хотя бы одной базовой позиции на каждой ноге обязательно для Уровней 2 – 4 как в короткой программе, так и в произвольном катании. Для комбинаций вращений наличие всех 3х базовых позиций является обязательным для уровней 2 – 4 как в короткой программе, так и в произвольном катании.
Парные вращения
1) 2 смены базовых позиций обоих партнеров
2) Дополнительная смена базовых позиций обоих партнеров после двух смен, требуемых выше
3) 3 сложные вариации позиций партнеров, одна из которых может быть в не-базовой поз. (каждая вариация каждого партнера считается отдельно, каждый партнер должен иметь хотя бы одну сложную вариацию)
4) Любая другая сложная вариация базовой позиции любого партнера (каждый партнер обязан иметь две сложные вариации)
5) Заход с заднего наружного или внутреннего ребра.
6) Вращение в обоих направлениях непосредственно друг за другом
7) Как мин. 6 об. без всяких смен поз./вариации и ноги (либела, волчок, сложная вариации позиции стоя).
Параллельное вращение в исполнении Юко Кавагути и Александра Смирнова.
Позиции во вращении: существует 3 базовых позиции: либела (свободная нога сзади с коленом выше уровня бедра,за исключением заклона, бильмана и схожих вариаций, которые считаются позициями стоя), волчок (верхняя часть опорной ноги хотя бы параллельна поверхности льда), стоя (любая позиция с вытянутой или слегка согнутой опорной ногой, которая не является позицией либелы) и не-базовые позиции (все другие позиции, которые ранее назывались промежуточными).
Комбинации вращений: число оборотов в не-базовых позициях засчитывается в общее число оборотов;не-базовые позиции могут являться сложными вариациями, если они удовлетворяют определениям таких вариаций; но смена позиции засчитывается только при переходе от одной базовой позиции к другой базовой позиции.Вращение в одной позиции и прыжок во вращение: не-базовые позиции возможны, они считаются в общее число оборотов, но игнорируются при определении черт уровней сложности.Смена ребра засчитывается при наличии хотя бы 2 об. на одном ребре и 2 об. на другом ребре в одной и той же базовой позиции.
Вариации позиции.
Простая: это движение части тела, ноги, руки, кисти или головы, которое усиливает, но не меняет базовую позицию тела (торса). Простая вариация не увеличивает уровня сложности.
Сложная: это движение части тела, ноги, руки, кисти или головы, которое требует большей физической силы или гибкости и которое влияет на баланс тела (торса). Только эти вариации могут увеличивать Уровень Cложности.Прыжок внутри вращения, не меняя ногу и Явное увеличение скорости в либеле, волчке, заклоне и позиции Бильман не рассматриваются более, как сложные вариации, но рассматриваются как отдельные черты.
Прыжки во вращения/заходы прыжком: в случае переступания в короткой программе уровень не может быть выше первого, в произвольном катании такой заход не рассматривается как черта уровня сложности; в прыжке в волчок “приземление на толчковую ногу или смена ноги на приземлении прыжка в «волчок” считается чертой только, если позиция волчка принята в воздухе.В произвольном катании заход в виде обычного прыжка в либелу не блокирует возможность засчитать сложный заход прыжком как черту уровня сложности.
Задний заход: чтобы его засчитать, необходимы хотя бы 2 оборота на заднем наружном ребре.
Вращения в обоих направлениях: Исполнение вращений в обоих направлениях (по часовой и против часовой стрелки) в базовых позициях волчка или либелы, которые непосредственно следуют друг за другом, считается за дополнительную черту во всех уровнях сложности. Требуется минимум 3 оборота в каждом направлении. Вращения, исполненные в обоих направлениях (по часовой и против часовой стрелки) рассматриваются как одно вращение.
Смена ноги: чтобы она была засчитана, необходимы хотя бы 3 оборота до и после смены.
Наиболее сложный вид имеют аббревиатуры, соответствующие различным вращениям. Буква F (flying) в начале аббревиатуры означает, что речь идет о прыжке во вращение, для остальных вращений она отсутствует.
Вначале может так же стоять C (change), обозначающая вращение со сменой ноги.
Затем следует либо описание позиции (U стоя, S сидя, C либела, L заклон).
Co(combination), говорящее, что речь идет о комбинированном вращении.
В конце стоит Sp (spin), говорящее, что речь идет о вращении, и цифра (1,2,3,4), соответствующая уровню.
USp1 означает «вращение стоя первого уровня (без смены ноги и позиции).
FSSp2 — прыжок в волчок второго уровня.
CCoSp2 — комбинированное со сменой ноги второго уровня.
LSp1 — заклон первого уровня.
FCoSp2 — прыжок в комбинированное вращение второго уровня.
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ (танцы на льду).
Оси
1. Продольная ось катка — воображаемая линия, разделяющая ледяную площадку на две равные части в длину.
2.Непрерывная ось — воображаемая линия, проходящая вдоль границ ледяной площадки, относительно которой размещается рисунок танца. В сущности это две параллельные линии, расположенные вдоль длинных границ площадки примерно на равном расстоянии от продольной оси катка и длинных границ, связанные между собой полукругами по обоим концам катка. В некоторых случаях эти полукруги могут сплющиваться и становиться почти параллельными коротким границам площадки.В круговых танцах, например в килиане, непрерывная ось образует почти круг, в пасодобле — эллипс.
3.Поперечная ось — воображаемая линия, пересекающая непрерывную ось в любой ее точке под прямым углом.
Основные танцевальные элементы.
При изучении элементов особое внимание следует обратить на осанку спортсменов: плечи развернуты, спина закреплена, руки вытянуты в локтях и кистях, голова поднята. Двойное сгибание колена опорной ноги на протяжении одного шага — характерный признак правильного освоения танцевальных элементов. Суть этого шага заключается в том, что каждый толчковый шаг выполняется не с выпрямленной в колене ноги, а лишь после вторичного подседа на ней, что дает возможность передвигаться пластично и мягко и в то же время мощно, так как толчок выполняется ребром, а не зубцом конька.
Беговые шаги — ряд следующих друг за другом шагов на наружном и внутреннем ребре. При каждом новом шаге толчковая нога проносится рядом с опорной. Беговые шаги полезно разучивать по окружности в обе стороны. Двигаясь по кругу влево, обратите внимание на то, чтобы правая рука была вытянута вперед, а левая находилась сзади, голову держите так, чтобы она была направлена влево-вверх. Двигаясь вправо, положение рук и головы смените на обратное. Беговые шаги выполняют не только по кругу, но и по большой восьмерке, параграфу в переменном темпе.
Самым сложным элементом являются беговые шаги назад, так как последние, как и беговые шаги вперед, представляют собой серию последовательных шагов, при которых свободная нога проносится рядом с опорной. Неравноценные по силе толчки с обеих ног, потеря равновесия из-за незакрепленных мышц спины и брюшного пресса, а также выбрасывание свободной ноги высоко над льдом — наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении беговым шагам назад.
Элементы без смены фронта движения: основной шаг вперед, назад, беговые шаги вперед, назад, простые и скрещенные шассе, кросс-роллы.
Элементы со сменой фронта движения, к которым относятся наиболее сложные танцевальные элементы: тройка, моухок, чок-тау, крюки, выкрюки, твизлы.
Шаг, серия шагов
1.Шаг—след на льду, оставленный коньком при скольжении на одной ноге. Он может представлять собой дугу или отрезки дуг с поворотами, например тройками, выкрюками и т. п.
2. Серия шагов — это ряд последовательно выполняемых шагов, образующих рисунок танца.
Толчки, шаги, дуги и другие элементы скольжения
1.Открытый толчок — толчок, выполняемый от опорной ноги, без скрещения ног спереди или сзади.
2.Скрещенный толчок выполняется при скрещенных ногах. Ход приобретается за счет отталкивания наружным ребром конька ноги, которая затем становится свободной.
3.Спереди скрещенный шаг. При выполнении его свободная нога ставится на лед вдоль наружного ребра конька опорной ноги так, чтобы икра свободной ноги приходилась против голени опорной.
4. Сзади скрещенный шаг. Свободная нога при его выполнении ставится на лед вдоль наружного ребра конька опорной ноги так, чтобы голень свободной ноги приходилась против икры опорной ноги.
5. Шассе простое — ряд шагов, при выполнении которых свободная нога в момент превращения в опорную ставится на лед рядом с опорной; ставшая свободной нога снимается со льда сбоку опорной.
6. Шассе скрещенное —свободная нога ставится на лед скрещенно с опорной сзади, если скольжение производится вперед, и спереди, если скольжение выполняется назад.
7. Беговые шаги. Выполняя их, свободную ногу в момент превращения в опорную ставят на лед впереди опорной; ставшая свободной нога снимается со льда сзади опорной.
8. Шаговая дуга — это шаг или ряд шагов, выполняемых в виде полукруга по одну сторону непрерывной оси.
9. Ролл (нескрещенная дуга)—простая дуга противоположной кривизны с предыдущей, выполняемая на наружном ребре конька ходом вперед или назад в виде шаговой дуги.
10. Кросс ролл (скрещенная дуга) —это дуга, начинаемая скрещенным толчком; ход приобретается за счет толчка наружным ребром конька ноги, которая затем становится свободной.
11. Маховая дуга (суинг ролл) —это обычно длинная, на несколько счетов музыки, дуга, при выполнении которой свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, прежде чем ставится на лед рядом с ней.
12. Арабеск-—это скольжение по дуге или прямой в принятой танцевальной позиции на несколько счетов. Свободная нога удерживается несколько выше, чем обычно.
13.Спираль — скольжение на несколько счетов по спирали, во время которого фигурист выполняет короткую дугу, уменьшающуюся в радиусе.
14. Циркуль — это спираль, описываемая коньком вокруг отставленной назад на носок свободной ноги или вокруг партнера.
Повороты.
1.Моухок — поворот с изменением фронта скольжения (ход вперед меняется на ход назад или наоборот), выполняемый переходом с одной ноги на другую на то же ребро. Существует несколько видов передних моухоков, то есть начинаемых со скольжения вперед.
а) нескрещенный моухок — при выполнении его ноги не скрещиваются, а следы на льду,скрещиваются;
б) скрещенный моухок — ноги скрещиваются спереди или сзади, а следы на льду не скрещиваются;
в) закрытый моухок — нескрещенный моухок, свободная нога ставится на лед со стороны наружного ребра опорного конька возле пятки. После перехода на другую ногу ставшая свободной нога располагается впереди над носком опорной. Закрытое положение бедра свободной ноги дает название этому моухоку;
г) открытый моухок — нескрещенный моухок, свободная нога ставится на лед со стороны внутреннего ребра опорного конька, примерно против щиколотки опорной. После перехода на другую ногу свободная нога остается за опорной. Пооткрытому положению бедра свободной ноги и получил название этот моухок;
д) открытый или закрытый маховый моухок — это нескрещенный моухок, при выполнении его свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, а затем назад вплотную к ней, прежде чем опуститься на лед. В зависимости от того, куда ставится опорная нога, и от положения свободной (открытого или закрытого) будет закрытый или открытый маховый моухок.
2. Чоктау — поворот с изменением скольжения с хода вперед на ход назад (или наборот), выполняемый переходом с одной ноги на другую на противоположное ребро, то есть с наружного ребра на внутреннее или с внутреннего на наружное. Существует несколько видов передних чоктау.
а) нескрещенный чоктау — при выполнении его ноги не скрещиваются, а следы на льду скрещиваются;
б) скрещенный чоктау — ноги скрещиваются спереди или сзади, а следы на льду не скрещиваются;
в) закрытый чоктау — нескрещенный чоктау: свободная нога ставится на лед со стороны наружного ребра опорного конька возле пятки. После перехода на другую ногу ставшая свободной нога располагается впереди над носком опорной;
г) открытый чоктау — нескрещенный чоктау: свободная нога ставится на лед со стороны внутреннего ребра опорного конька, примерно против середины ступни опорной. После перехода на другую ногу свободная нога оказывается за пяткой новой опорной;
д) открытый или закрытый маховой чоктау — нескрещенный чоктау, при его выполнении свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, затем назад вплотную к ней и опускается на лед. В зависимости от того, куда ставится новая «опорная нога, и от положения свободного бедра (открытого или закрытого) будет закрытый или открытый маховый чоктау.
Серия польки в исполнении Тессы Вертью и Скотта Моира.
3.Твизл — вращение в один полный оборот, выполняемое настолько быстро, что фактически совершается на одном месте. Вращение осуществляется выкрюкообразным движением с дуги левой вперед-наружу при сохранении веса тела на опорной ноге. Правая нога прижата к левой. После поворота следует переход на дугу правой вперед-наружу.
Серия твизлов в исполнении Мерил Дэвис и Чарли Уайта.
Серии твиззлов (танцы на льду) Обозначаются аббревиатурой SТw (synchronized twizzles) и цифрой (1,2,3,4), обозначающей уровень. STw3 — серия твиззлов третьего уровня.
Рисунки шагов.
Рисунок шагов — это следы, которые остаются на льду после выполнения полной серии шагов танца.
Танец с «предписанным» рисунком шагов — это такой танец, отдельные шаги которого выполняются в определенном месте ледяной площадки.
Танец с «предпочтительным» рисунком шагов — при выполнении его допускаются различные варианты рисунка. Но избранный танцорами рисунок не должен нарушать отдельных шагов, их последовательности, а также общих правил смены танцевальных позиций и при каждом повторении оставаться неизменным.
Танец с «круговым» рисунком шагов — серия шагов размещается прогрессивно вдоль непрерывной оси танца. При вторном исполнении его можно начинать в любой точке этой оси.
Стартовые шаги.
Стартовые шаги, предшествующие началу каждого танца, танцоры выбирают по своему усмотрению, их число не должно превышать семи для каждого партнера. Стартовые шаги не оцениваются судьями, но следует избегать явных силовых отталкиваний.
Дорожки шагов (танцы на льду)
В танцах на льду дорожки делятся на параллельные (NtMi, midline not touching).
По прямой (Mi, midline, по средней линии, Di, diagonal, по диагонали).
По кругу [Ci, по кругу, clockwise circular и ACi, anticlockwise circular (по кругу по и против часовой стрелки)]
По серпантину (Se, serpentine), затем следует St (steps) и уровень (1,2,3,4).
NtMiSt3 — параллельная дорожка шагов третьего уровня.
Дорожка шагов по кругу в исполнении Елены Ильиных и Никиты Кацалапова.
Вращения (танцы на льду)
В танцах вращения делятся на простые и комбинированные (Co). Затем следует Sp (spin) и цифра (1,2,3,4), означающая уровень. Sp2 — вращение второго уровня.
CoSp3 — комбинированное вращение третьего уровня.
Комбинированное вращение в исполнении Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьёва.
Поддержки (танцы на льду)
Танцевальные поддержки — на небольшой высоте в экзотических позах.
Перед Li (lift), обозначающим поддержку, может стоять Sta (stationary, на месте).
Sl (straightline, с движением по прямой).
Cu (curve, c движением по дуге).
Ro (rotational, с вращением).
Se (serpentine, с движением по серпантину).
RRo (reverse rotational, со сложным вращением).
Цифра в конце (1,2,3,4) означает уровень поддержки.
Соответственно, RoLi1 означает «поддержку с вращением первого уровня».
CuLi3 — поддержку третьего уровня с движением по дуге.
Комбинированные поддержки (состоящие из двух частей), обозначаются как CuLi3+RoLi4 (поддержка по дуге третьего уровня, переходящая в поддержку с вращением четвертого уровня).
Вращательная поддержка в исполнении Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьёва.
Ритм, счет, темп.
Ритм — регулярно повторяющиеся группы долгих и коротких ударных и неударных счетов, которые придают музыке определенный характер.
Счет — часть такта музыки, регулярно повторяющаяся через равные промежутки времени по метроному.
Темп — скорость исполнения музыки, то есть число тактов в минуту и число счетов, приходящихся на один такт.
Танцевальные позиции.
1.Рука в руке — партнеры стоят рядом, глядя в одном направлении; партнерша справа от партнера. Руки непринужденно разведены в стороны, правая рука одного партнера в левой руке другого.
2. Закрытая, или вальсовая, позиция — партнеры стоят друг против друга; один скользит вперед, другой назад. Правая рука партнера, согнутая в локте, прижата к левой лопатке партнерши; левая кисть партнерши лежит «на правом плече партнера; локоть — на его локте. Левая рука партнера и правая рука партнерши соединены и непринужденно вытянуты на уровне плеча. Плечи их параллельны.
3. Открытая, или фокстротная, позиция. Положение рук такое же, как в закрытой позиции, только спортсмены несколько разворачивают корпус с тем, чтобы иметь возможность скользить в одном направлении. Пример: шаги 5—16 блюза.
4. Боковая, или танговая, позиция. Партнеры становятся рядом, один скользит вперед, другой — назад. В отличие от закрытой позиции партнеры танцуют, прижимая бедро к бедру, причем партнер может находиться как справа, так и слева от партнерши.
5. Позиция «килиан». Партнеры стоят рядом, повернувшись лицом в одну сторону; правое плечо партнера находится за левым плечом партнерши. Левая рука партнерши вытянута и лежит в левой руке партнера, правые руки их соединены и покоятся на талии партнерши.
Хотя и не исключаю того, что среди иностранных фигуристов тоже есть немало достойных. Я, например, люблю Тессу и Скотта. Но мне это не мешает болеть и желать наград для Кати и Димы или Лены и Никиты.
А за нарезки видео просто РЕСПЕКТ!!!
Если МОДЕРАТОР ФОРУМА не выносит эту запись (статью) на главную страницу страницу подраздела ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ , то мне просто не чего будет сказать!
Знаете это просто возмущает , что самый популярный блог о фигурном катании ЛЁД ЖИЗНИ, а всякие статьи БЛОЖКОВ где подписчиков и комментариев не больше двух ВЫСТАВЛЯЮТСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ!!!
И не одна статья блога Лёд Жизни НЕ УДОСУЖИЛИСЬ получить права быть на главной страницы ? ЭТО ЖЕ БРЕД собачий???
Ну ладно мои статьи и в правду резковатые , хотя все в восторге,НУ ПРАВДА ЖЕ ДРУЗЬЯ . Но другие пишут супер статьи ...И ГДЕ ЖЕ ОЦЕНКА МОДЕРАТОРОВ СПОРТСА ИХ ТРУДА???
Давайте не будем переходить на личности, если вы сами хотите слыть образованным и тактичным человеком!!!
Если я что-то вдруг забуду, то непременно загляну сюда!
Впрочем у них есть выход - взять Вас на работу))))).
Тем более, работа проделана огромная - это не ура-патриотические высеры на плохом русском языке с массой пунктуационных и речевых ошибок (такая малограмотность уже стала своеобразной фишкой одного здешнего, с позволения сказать, автора), а серьезная статья по предмету. Прям, хоть в закладкиставь