7 мин.

Главная несправедливость в танцах – не победа Фурнье-Бодри и Сизерона, а попытка ее отобрать

Фигурное катание взорвалось сразу после золотого проката Лоранс Фурнье-Бодри и Гийома Сизерона.

И нет – вовсе не от восхищения их произвольным танцем или навыками француза, выигравшего Олимпиаду с двумя разными партнершами.

В обычно вялом аккаунте ISU – 2000 возмущенных комментариев за 2 часа.

Основной посыл: американцев Мэдисон Чок и Эвана Бейтса засудили (да, довольно странно видеть эти слова рядом в дискуссии о фигурном катании), французам не отметили грубые ошибки, а сама их победа – приговор борьбе с насилием.

Чок и Бейтс назвали свои прокаты лучшими за карьеру, а фанаты требуют от МОК отменить результаты

От дискуссий в соцсетях противники Фурнье-Бодри и Сизерона быстро перешли к активным действиям, создав петицию. Под ней за 1,5 дня подписалось 12700 человек – не так много, учитывая количество фолловеров у той же Чок в соцсетях и общую аудиторию танцев на Олимпиаде.

Разумеется, никаких последствий такое обращение не несет и довольно скоро присоединится к кладбищу других забытых петиций на этом портале: где-то рядом с призывом WADA извиниться перед Камилой Валиевой, отстранить Алексея Ягудина от комментирования и перестать засуживать Елену Ильиных и Руслана Жиганшина.

Потенциальные бенефициары расследования – Мэдисон Чок и Эван Бейтс – сказали, что выдали на Играх лучшие, по их мнению, прокаты в карьере, а апелляцию, возможно, подали бы, будь она в принципе возможна.

Но сразу оговорились, что разбор судейства нужен на всех турнирах, а не только в олимпийском произвольном танце.

Реплики Мэдисон и Эвана мало чем отличаются от критики арбитров, которая весь сезон звучала от других топов – Пайпер Гиллес, Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри, а также самого Сизерона. Американцы тогда отмалчивались: поводов возмущаться баллами у них не было.

Разумеется, реальных инструментов для апелляции у Чок и Бейтса нет: в фигурном катании запрещены протесты. Теоретически, конечно, можно вскрыть судейский заговор, как случилось в Солт-Лейк-Сити-2002, но третий уровень Сизерона на твиззлах вряд ли является его признаком.

Основным аргументом в пользу предвзятости к Мэдисон и Эвану видится то, что судья из Франции попала в бригаду на оба танца, в американец – только на один. Иронично, что сам Гийом на своих первых Играх (2018-й) оказался в такой же ситуации, но тогда иметь своего арбитра дважды повезло Тессе Виртью и Скотту Моиру, которые взяли золото.

Суммарно отклонение французского судьи от бригады в пользу Фурнье-Бодри и Сизерона составило 6,45 за оба танца, при этом Чок и Бейтсу она дала на 7,19 балла меньше коллег. В свою очередь, американский арбитр разошелся с панелью на 5,07.

У обоих судей почти все оценки в итоге отброшены как максимальные – это значит, что для существенного влияния на результат нужно искать признаки сговора с другим арбитром, чьи баллы в итоге пошли в зачет.

Другой аргумент в пользу антиамериканского заговора заключается в том, что Сизерону не заметили грубую ошибку на выходе из твиззлов.

Тезис о том, что в танцах невозможно побеждать без чистых прокатов, звучит, конечно, сомнительно: такая победа – причем с падением – была и у самой Чок на чемпионате мира в 2023 году. Ошибка между элементами не помешала американцам тогда выиграть даже в компонентах у чистых канадцев и итальянцев.

За твиззлы французам поставили в итоге на балл меньше, чем соперникам. И даже их снижение до второго уровня у партнера (хотя оснований для этого по правилам нет) математически не помогло бы Чок и Бейтсу.

Еще один аргумент в защиту Мэдисон и Эвана сводится к тому, что в произвольном они оказались первыми у 5 судей из 9. Правда, тот факт, что в ритмическом они выиграли всего у 3 арбитров, почему-то игнорируется.

На самом деле, о явном предпочтении в пользу Чок и Бейтса можно говорить только в протоколах американца и китайца. Утверждать, что Финляндия или Грузия поставили Мэдисон с Эваном на первое место – манипуляция: разница в их протоколах между двумя лидирующими дуэтами составила несколько десятых или даже сотых.

«Если вы выбираете образцы для подражания своим детям, в 100 случаях из 100 это будут Чок и Бейтс»

Но есть ощущение, что истинная причина критики Фурнье-Бодри и Сизерона лежит вовсе не в спортивной плоскости.

Известная американская журналистка Кристин Бреннан отреагировала на итоги в танцах статьей «Победа французской пары – ужасное событие для фигурного катания и жертв насилия».

Бреннан пишет, что золото досталось парню, чьи отношения с предыдущей партнершей были «вредными и опасными» – это характеристика самой Габриэлы Пападакис из ее интервью Бреннан. Оно, разумеется, вышло за несколько часов до произвольного танца.

Баллы американцев журналистка называет пощечиной и зачем-то вспоминает то, с каким достоинством Мэдисон и Эван 4 года назад отреагировали на отсутствие медальной церемонии в командном турнире из-за расследования по делу Валиевой.

«Если вы выбираете образцы для подражания своим детям, в 100 случаях из 100 это будут Чок и Бейтс», – утверждает Бреннан. Видимо, исключительная танцевальность Гийома, которую все наперебой хвалили два олимпийских цикла подряд, и трудолюбие Лоранс, всего за год тренировок доросшей до его уровня, априори не могут впечатлить ни одного сознательного родителя.

Впрочем, настоящий посыл Бреннан кроется в упоминании того, что бывший партнер Фурнье-Бодри – Николай Соренсен, которого обвиняли в насилии – болел за нее на трибуне, а французы посмели помахать ему с подиума.

Ни Бреннан, ни другие сторонники отмены Лоранс и Гийома никогда не ответят, каким образом отношения новых чемпионов с Соренсеном должны дискредитировать их спортивные качества. Более того, даже будь Николаю вынесен приговор, это все равно не сделало бы Сизерона менее великим фигуристом.

Габриэла Пападакис, не выпадая из любимого тайминга, накануне ритм-танца выложила видео о том, что лишилась работы, защищая женщин от насилия в спорте. Речь идет об отказе NBC пригласить ее комментатором на Олимпиаду: он последовал сразу за досудебной претензией Сизерона о клевете в книге бывшей партнерши

Пападакис посчитала, что Гийом использует SLAPP-тактику: так называют иски для запугивания, которые подают не с целью защиты своих прав, а чтобы цензурировать оппонентов.

Один из самых известных примеров – дело Барбары Стрейзанд против владельца калифорнийской фотобазы. На одном из 12000 снимков певица заметила свой дом и посчитала это нарушением приватности, хотя вообще архив создавался в рамках экологической инициативы по защите побережья.

Стрейзанд требовала от фотографа 10 миллионов долларов и аргументировала это тем, что огромное количество людей узнало о ее месте жительства. Суд в итоге установил, что снимок с ее домом до начала заседаний скачали всего 6 раз, из них 2 – адвокаты самой певицы. Зато после публичных тяжб на сайт пришли сотни тысяч пользователей – так появился термин «эффект Стрейзанд».

Разумеется, потребовать у NBC убрать Габриэлу с комментаторской ставки Гийом не мог. Канал, судя по всему, просто не счел позицию Пападакис достаточно убедительной для того, чтобы рисковать в прямом эфире. Никакой связи с борьбой против насилия в спорте у этого нет – самого Сизерона в подобном никогда не обвиняли.

Удивительное лицемерие всех сторонников отмены французов заключается в том, что, пытаясь защитить одну женщину – анонимную жертву Соренсена, – они намеренно портят жизнь другой.

Фурнье-Бодри, судя по комментариям активистов, должна отказаться и от катания с Сизероном, и от отношений с Соренсеном, и даже от права оплакивать свою едва не рухнувшую в момент его отстранения карьеру.

Новым партнершам титулованного спортсмена на первых порах часто достаются упреки в недостаточном соответствии его уровню. Фурнье-Бодри, казалось бы, тоже не должна была избежать этой участи – все-таки планка Гийома очень высока – но их отменили вдвоем, разжаловав Сизерона до однообразного нарцисса с плохими поддержками.

Не случись у Гийома заминки на твиззлах в произвольном, он был бы немедленно обвинен в чем-то другом. В недостаточно проникновенном катании. В слишком резком движении рукой. В неаккуратном выходе из поддержки, видном только на повторе, замедленном в 5 раз.

Устоять перед общественным мнением куда сложнее, чем на шагах или твиззлах. И это – не менее важная победа французов на Олимпиаде.

Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора

Фото: Cheng Min/XinHua, Stringer / Bestimage, IMAGO/GARNIER ETIENNE/Global Look Press; instagram.com/cbrennansports; Gettyimages.ru/Linnea Rheborg