Двоеглазова и Гуменник покорили, а вот пятеро ведущих – нет. Выводы по контрольным прокатам
Контрольные прокаты – первая и последняя до чемпионата России возможность увидеть большую часть сборной в одном месте. А для фигуристов шанс выделиться и удивить – пока что на программу и ее задумку обращают внимания больше, чем на контент.
В этом году прокаты прошли в Санкт-Петербурге – ниже главные выводы по итогам.
1. Парни заслужили еще одну разминку, а с ведущими – снова перебор: от однотипных вопросов уставали и спортсмены, и зрители
Парадоксальный круговорот нашего фигурного катания: те же люди, которые во время спортивной карьеры возмущались формальным интервью у льда, сами устраивают их следующему поколению, как только в руках оказывается микрофон.
Вот и Михаил Коляда с его знаменитым «это уже одиннадцатый вопрос» вошел в цикл и теперь ведет такие же бессодержательные беседы.
«Как провели межсезонье?», «Как пришла идея с этой программой?», «Как настрой/самочувствие?» – из этого круга почти не выбирались.

Отсутствие ТВ-комментаторов объяснимо и с организационной, и с этической точек зрения: с кончины Александра Гришина прошло слишком мало времени. Но искать ему замену все же придется, причем дуэт из профессионального журналиста и не боящегося подсветить технические нюансы экс-спортсмена выглядит оптимальным вариантом.
Если конферанса на прокатах было с избытком (Ягудин, Медведева и Траньков ведущие, Коляда и Щербакова на интервью), то одиночников явно не хватило: мужская секция обошлась одной разминкой, хотя кандидатов хватило бы на полные две.
Второй год подряд федерация игнорирует тренирующегося в том же Санкт-Петербурге Матвея Ветлугина – вместе с Артуром Даниеляном и Андреем Мозалевым он снова оказался не в той части списка. Григорий Федоров и Роман Савосин, которые уже открыли сезон на местных соревнованиях, тоже вряд ли отказались бы от демонстрации новых программ.
2. Гуменник – действительно наш лучший одиночник, «Парфюмер» и «Онегин» – идеальные олимпийские программы
Стратегия – не всегда сильная сторона нашей федерации, но с кандидатами на олимпийские путевки чиновники угадали идеально. Парные виды оставим за скобками – ISU их не пустил, но озвученные критерии были настолько расплывчатыми и двоякими, что отсечь ими практически любого из сборников не составило бы труда.
Если Аделия Петросян изначально была железобетонной претенденткой, то идеальный прокат Петра Гуменника в финале Гран-при явно поставил федерацию в тупик. С одной стороны – техничный и стабильный чемпион страны с невысоким компонентным потенциалом (Дикиджи), с другой – лучший перфоманс сезона от фигуриста более сбалансированного, но менее предсказуемого.

Федерация неожиданно сделала ставку на риск и не прогадала. Гуменник обезоруживающе хорош, даже не самые лояльные иностранные зрители после Пекина признавали в комментариях: хотелось бы его покритиковать, но не получается.
Хотя «Дюна» все еще кажется лучшей постановкой в карьере Петра, «Парфюмер» тоже выглядит отличным вариантом – интригующим, самобытным и даже немного демоническим. «Онегин», может быть, не настолько впечатляющий, но удачно решает задачу максимально усложнить контент, а заодно ненавязчиво, но с достоинством, напомнить, откуда на Игры приедет Гуменник.
3. Самые стильные – Угожаев, Пасечник и Чиризано, а самый неоднозначный – Кондратюк
Контрольные прокаты – идеальная площадка, чтобы блеснуть программой, а не контентом или формой. Больше всех удивили трое: Николай Угожаев – концептуальной произвольной, а Елизавета Пасечник и Дарио Чиризано – скоростным ритм-танцем со сложной акробатикой.
Произвольная Николая под The Sound Of Light Теодора Курентзиса выглядит по-хорошему сдержанной – в ней нет ненатуральных эмоций, натужного драматизма или лишних движений. Парадоксально, что Угожаев лишь на два года младше Глеба Лутфуллина, при этом их музыкальный выбор и стиль отличаются, как будто между ними несколько поколений.
Пасечник и Чиризано в ритм-танце удивляли темпом и трюками: последние в танцах на льду обычно считаются моветоном и приемом, чтобы скрыть проблемы в скольжении, но Елизавета и Дарио делали их, не сбавляя скорости.

В отсутствие Степановой / Букина и Хаврониной / Нарижного они выглядели самой готовой и заряженной парой сборной – даже несмотря на не вполне вкатанный произвольный.
За наиболее неоднозначный выбор в Петербурге отвечал Марк Кондратюк.
Его драйвовую программу под «Хава Нагила» многие осудили за театральность, но настоящий перегиб с ней случился в произвольной: «Список Шиндлера» вряд ли нуждается в усилении драмы за счет экспрессивной мимики и имитации расстрелов в хореографии.
Кондратюк умеет делать шоу, но есть темы, в которых оно неуместно. При этом короткая – точно в топе ярких моментов, которые раскачали зал.
4. Бойкова и Козловский снова в игре, а Мишину и Галлямова ждет, возможно, сложнейший сезон в карьере
Анастасия Мишина и Александр Галлямов входят в девятый совместный сезон – и сложнее, наверное, пока не было.
Последние полгода ударили по ним и физически, и ментально – перелом Галлямова скомкал подготовку в межсезонье, а ISU недопуском на Олимпиаду наверняка заставил задуматься о необходимости продолжать карьеру. Многим для завершения хватило бы одной новости из двух.
Несгибаемая Мишина, кажется, готова удержать на себе весь «Юбилейный». Когда Галлямов не смог выжать ее в первую же поддержку и с явным трудом закончил вращение, практически любая партнерша захотела бы остановить прокат в целях собственной безопасности. Настя продолжила как ни в чем не бывало – и отыгрывала за двоих.

Для Бойковой и Козловского этот сезон, наоборот, удача и шанс на реабилитацию. В их команде новый тренер – и, кажется, он наконец даст им персональный подход и стопроцентное внимание. Проблемы Мишиной и Галлямова тоже могут стать нужным мотивационным топливом – именно впечатляющая стабильность их пары, казалось, заставляла Сашу и Диму сдаваться еще на старте.
Четверной выброс – настолько чистый и пролетный, что в трансляции даже казался тройным – первый признак того, что к Бойковой и Козловскому наконец-то возвращается кураж. Успешные попытки на шоу и тренировках уже были, но куда важнее откатать после квада полноценную программу – она, кстати, тоже относится к числу удачных находок для пары.
5. Петросян не стоило выступать 2 недели подряд: выход на прокаты отбросил ее назад после Пекина
О том, что межсезонье было непростым – настолько, что Аделия всерьез думала отказаться от олимпийского отбора – команда Тутберидзе рассказала только после получения квоты. Впрочем, контент Петросян и ее непривычная неуверенность сигнализировали сами: подготовка вышла сложной.
Если в Пекине Аделия держалась, то в Петербурге усталость и нехватка тренировок дали о себе знать: произвольная не сложилась. Есть ощущение, что конкретно для Петросян выступления две недели подряд все же были ошибкой.

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что и Аделия, и Петр имели полное моральное право отдохнуть – контрольные прокаты все же созданы для демонстрации программ, с чем они оба справились в Пекине.
Если на выступлениях в Петербурге настаивала федерация, чтобы не злить зрителей, уже подуставших от бесконечных снятий, то для Петросян вполне хватило бы короткой. Концепция «беречь олимпийцев», конечно, давно разбилась о турнир на Байкале, но все-таки стоит быть чуть аккуратнее с ними в ближайшие полгода.
Конечно, Аделия не проиграла буквально, потому что оценок и мест на прокатах нет, но на фоне сияющей Двоеглазовой, лихо заходящей на ультра-си, ощущалась несколько уязвимой. А к Олимпиаде уверенность в себе нужна будет ей едва ли не больше, чем квады и триксели.
Сама Алиса – отдельное событие контрольных прокатов. Текущую форму предстоит удержать до чемпионата России, но вряд ли это невыполнимая задача для фигуристки ее возраста и тренерской группы. Сейчас, в конце сентября, Двоеглазова выглядит самой очевидной претенденткой на золото – несмотря на попытки ультра-си у Садковой и наверняка имеющиеся у штаба Горбачевой амбиции доказать, что у «запасной девочки» есть имя.

Петросян в этом списке стоит особняком. Ее форма на этапах Гран-при, место на чемпионате России и разница в контенте с конкурентками – второстепенные моменты, о которых все забудут, если Аделия выстрелит на Олимпиаде.
А если вдруг этого не случится – любые осенние достижения тоже окажутся неважными.
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
У Петросян не сезон, а шахматная партия: надо продумывать каждый ход, чтобы не упасть
10 наблюдений по контрольным прокатам – детали из «Юбилейного»
Фото: РИА Новости/Александр Вильф; эфир Первого канала; fsrussia.ru
Ягудин хотя бы бодренький был, а Медведева что-то вообще с трудом говорила. Такое ощущение, что она за 5 минут до эфира впервые свой текст увидела (не удивлюсь, если так и было). Траньков тоже запинался, даже имена путал. И Коляда Алису Алиной назвал.
Очень понравилось, как Настя аккуратно отшила Транькова с его вопросами о травме Саши и о том, что партнёрше может быть страшно кататься с партнёром после травмы. Всё-таки Мишина несгибаемая. Саше очень с ней повезло, она точно не даст расслабиться и опустить руки. Уверена, что к ЧР ребята будут в хорошей форме и с нужным настроем.
Мне не нравилась Загитова как ведущая, но в блогах она раскрылась, у нее есть своеобразная да, но харизма, и интервью со спортсменами смотреть интересно, она своей легкой придурковатостью позволяет им чувствовать себя свободно.
Медведева же как восковая фигура из музея мадам Тюссо, еле читающая пафосным голосом с телесуфлера, хотя Загитовских проблем с речью у нее нет, с такой тяжелой давящей энергетикой.
Нашли бы правда какого журналиста комментировать и приглашали к нему фигуристов в пару, невозможно уже смотреть на эту ораву ненужных ведущих.
Из танцев понравился ритм-танец Пасечник и Чиризано. Продиджи их соперников пока сильно проигрывают.
Мишкам пожелаю здоровья и лучшей формы, им трудно, но они - команда.
Про вопросы после прокатов только ленивый не написал. Очевидно, это лишнее. Вполне хватало объявления от ведущих. Здесь, несмотря на пару досадных оговорок, вопросов нет, все профи.
Но самое сильное впечатление от прокатов - пустой стол Гришина и одинокая Татьяна Анатольевна в инвалидном кресле рядом. Даже мне сложно было справиться с эмоциями, что уж говорить о тех, кто знал Александра лично. Светлая память
У девчонок в целом программы получились добротные и интересные, но Аделия выделяется, хоть и не набрала еще свою топовую форму.
Петя безоговорочный претендент на ОИ. Без вопросов вообще. В этом парне есть все. Впервые за долгие годы, мне кажется, у нас наконец-то появился одиночник, способный бороться за олимпийскую медаль. Я очень рада, что эта ответственность придает ему уверенности и кажется, что он наконец-то сам поверил в себя. Желаю ему золотого сезона. От души.
Программы у парней тоже получились интересные, не понравились только произволки Глеба и Даниила. Кондратюк умеет как развлечь, так и тронуть душу. Молодец.
БК у пар просто отфеерили. Классные программы, оригинальные задумки. Ну и четверной выброс - вишенка на торте. Мишки, понятное дело, не в форме, да и торопиться некуда. Пусть все заживет как следует.