Откровения Тутберидзе: Петросян думала сняться с отбора – но оказалось, «запасная еще менее готова»
Этери Тутберидзе для Okko развернуто прокомментировала выступление Аделии Петросян на олимпийском отборе в Пекине (первое место).

Важные слова тренера за несколько месяцев до Игр-2026 стоит зафиксировать без купюр.
Возможно, новые откровения будут только после.
Форма, результат и оценки
– Как оцените прокаты Аделии?
– Я ей сказала: «Действуй в предложенных обстоятельствах». Других обстоятельств нет, значит, надо действовать так. Она приехала туда без ультра-си, она приехала не в той форме, в которой она привыкла находиться на соревнованиях. Но то, что есть – значит, нужно бороться с этим контентом.
Наверное, свой контент максимальный, насколько она могла сделать – она выполнила. Тот результат, который показала – на сегодня этого достаточно. Как бы просто пройденный уровень.
Я считаю, к этому нужно относиться как к игре. Чтобы пройти на следующий уровень, нужно пройти этот уровень. Она его прошла, достаточно хорошо или нет – это не имеет значения. Потому что на Олимпиаде – ей туда еще надо доехать – будет намного сложнее.
Сейчас вой поднялся по поводу низких компонентов. Ну, во-первых, компоненты вообще не низкие для выхода на международные соревнования. Они нормальные. Нормальные компоненты.
Я вот уже разговаривала с Даниилом Марковичем [Глейхенгаузом] и с Сергеем Викторовичем Дудаковым. Чтобы были компоненты, нужны серьезные аргументы. Серьезные аргументы – это, конечно же, прыжки ультра-си. Потому что бороться с равными элементами, с равным контентом – это сложно.
Программы и наряды
– Скажите, почему выбрали именно эти программы Аделии? Не было желания поставить что-то другое?
– Нет, не было желания поставить что-то другое. Было желание выбрать лучшие программы. Во-первых, мы обе программы усложнили транзишенами, привели все в порядок, почистили.
Короткая программа показывает, насколько она отличается от других девочек. Она такой живчик на льду, и это хотелось, конечно же, показать. Она может этим брать. Ее энергетика в этой программе прямо пробивает.

– Планируется ли смена костюма перед Олимпиадой?
– А мы сменили костюмы, это новые. В те костюмы она бы, конечно же, не влезла. Потому что она подросла, и это нормально. Это новые костюмы, но поскольку образ был продуман еще тогда, то вы не заметили, что это новое, как, наверное, и все остальные.
Опыт выхода без тренера, нервы
– Пришлось ли как-то психологически Аделию готовить, потому что она впервые выходила на лед без наставника, без вас? Были ли какие-то дополнительные разговоры с ней перед поездкой?
– На самом деле я ее спросила: ты помнишь, как ты ездила на какие-то соревнования и была абсолютно одна? Она сказала: да-да, помню. Ну, нормально. Я говорю: вот так же и выходи, раз тебе нормально. Если хочешь, с тобой поговорит тим-лидер. Она: не надо, я сама.
– Для вас это тоже новый опыт?
– Нет, я не скажу, что для меня новый опыт – болеть за своих спортсменов на расстоянии. Мы отправляли спортсменов с Даниилом Марковичем, Сергеем Викторовичем на этапы Гран-при. Я предпочитаю больше работать на месте, чем разъезжать. Потому что ты, когда разъезжаешь, очень много теряешь.
Кто-то должен готовить спортсменов. Они приезжают, забирают готовых, а кто-то должен быть на месте. Если я буду ездить, я не смогу вот здесь их готовить. Гораздо важнее их подготовить и уже выпустить готовыми. Поэтому – нет, это для меня не новый опыт.

– Что касается нервов – больше нервничали, наверное?
– Я себе сказала, что здесь глупо нервничать. Если она отбирается на Олимпиаду и попадает туда, вот там надо нервничать. А если нервничать здесь, то там точно нечего делать.
«Аделия была вся в сомнениях, говорила, что не готова в таком состоянии ехать»
– Аделия сказала, что сезон начался не так, как она себе представляла.
– Это правда. Сезон начался не так, как мы себе представляли. Потому что травма, довольно-таки серьезная травма. Она выбыла у нас на 3-4 недели из тренировочного процесса, это огромный срок.
И выбыла она немножко поздновато, потому что сначала она пыталась тренироваться и лечить, тренироваться и лечить, пока не поставили наконец-то правильный диагноз. И оказалось, что там только покоем надо было лечиться. А время уже поджимало. И потом, когда она вышла, уже оставалось две недели до отъезда. Ей очень сильно намял ботинок, настолько, что кожа сошла до мяса.
Но к этому опять-таки надо относиться по-другому. Как будто бы путь к Олимпиаде не должен быть проще. Пока что ни у кого не был проще. Только у одной спортсменки он был проще, но ни к чему хорошему в итоге не привел. У Валиевой сезон был очень простой, все шло как надо.

У Загитовой ноги были просто в мясо. Женя Медведева, Саша Трусова со сломанными ногами шли к Олимпиаде. Щербакова перенесла сложнейший коронавирус, воспаление легких. У нее температура стояла 39 на протяжении полугода, она еле ходила.
То есть как будто бы у всех, кроме одной. Я не знаю, может, правда должно быть тяжело, чтобы было хорошо? Нужно просто думать позитивно. Мы сейчас проходим эти испытания для того, чтобы все было хорошо. Просто их надо пройти, на самом деле.
Потому что в какой-то момент все время хочется отказаться. И Аделия тоже была уже вся в сомнениях, говорила, что нет, все, я не готова, я не могу в таком состоянии ехать.
Мы ей говорили: зачем ты отказываешься? Ты что, хочешь запасной девочке место отдать? Она сказала: да, если она более достойна, пусть она едет. Ты что? Ты будешь жалеть всю свою жизнь.
Просто оказалось, что девочка, которая запасная (Алина Горбачева – Спортс’‘), еще менее готова. В этом варианте соглашусь, что Аделия была лучше готова. Там у девочки тоже была травма, тоже не тренировалась и успела подготовиться еще меньше.
Что будет по сезону?
– Не можем не спросить про планы на сезон. На носу контрольные прокаты…
– Планы на сезон – во-первых, сохранить здоровье. Это очень важно, потому что когда нервы на грани, где тонко – там начинает рваться. Те травмы, которые, казалось бы, не должны произойти – они могут произойти. Доехать здоровой очень ей желаю.

И, конечно, надо восстанавливать [контент], усложняться. Да, конечно, любой элемент ультра-си – это больший риск. Здесь, казалось бы, такой контент, который просто надо сделать, но права на ошибку нет вообще. А когда у тебя элементы ультра-си, маленькие ошибки как будто можно допустить.
Конечно, здорово бы откататься без ошибок. Но… не знаю. Надо восстанавливать это. Сложный такой момент, и психологически это сложнее. Но желаю спортсменке доехать здоровой, вообще доехать туда. И восстановить свои элементы ультра-си, чтобы можно было бороться.
По-другому, как мне кажется, невозможно. Потому что там будут соперницы посерьезнее. Губанова и Луна – очень сильные девочки, но выходить из первой разминки нужно с чем-то.
– Как вы относитесь к тому, что сейчас люди сравнивают баллы?
– Вообще разные соревнования. Сравнивать баллы бесполезно абсолютно. Компоненты выставляются здесь и сейчас относительно спортсменов, которые вокруг. Все двигается. Нельзя компоненты, баллы, GOE сравнивать от старта к старту вообще.
Фото: ISU, скриншоты Okko; Cao Can/XinHua/Global Look Press
Повторюсь - какие же молодцы и Адель, и ТШТ. Опять новый путь до ОИ - и опять такой сложный, а мы узнаем об этом только постфактум.
Что отказаться хотела, я понимаю. Они перфекционисты, она привыкла выходить в совсем другой форме, однако при сравнении с другими даже эта не оптимальная форма - топ.
И все поражаюсь, как в таких условиях она смогла так откатать. Надеюсь; что травма не будет беспокоить 🥹 удачи команде.
В комментах - куча агрессии.
О боже, назвала реально запасную Горбачеву - запасной
О боже, сказала, что запасная была готова хуже - когда даже Федченко подтверждала травму Алины
Этери Георгиевна к 4му олимпийскому циклу подходит в более рациональной истории.
Как будто у Аделии все будет хорошо и она все ультра си отпрыгает. Я верю.
Этери Георгиевна - сногсшибательный стратег, просто шахматист.
Удивительна и ненормальна тенденция некоторых выдергивать безобидные слова из контекста, перекручивать и вкладывать свои смыслы. Не переживайте, им всë вернется, это 100%. Очернение своими же лучших вместо поддержки, тем более перед важнейшими стартами, заставляет усомниться - свои ли они?
Также спасибо Окко за трансляции. Надеюсь, вы окончательно выкупите права у Первого.
После недавнего Пекина столкнулась с тем, что на ютубе найти прокаты наших Аделии и Петра в хорошем качестве почти невозможно, только фанатские записи, я имею в виду последние годы. Как тогда их будут находить иностранцы, вопрос. Интересная изоляция.
Этери так дает интервью, что всем бы поучиться, а то постоянно какие-то скандалы после выступлений других начинающих тренеров, продолжающих продюсеров и Иже с ними))