Устраивать из турнира на Байкале спорт – то же, что считать фильмы Тарантино документальными
Турнир на Байкале вышел в эфир – через месяц после соревнований.
Это было красиво, но не имело ничего общего со спортом.

Провести соревнование по фигурному катанию на самом красивом озере России – классная идея. О турнире на открытом льду мечтают и в Международном союзе конькобежцев, но у нас опередили ISU.
Когда прошлой осенью Первый канал анонсировал турнир на Байкале, казалось, что все получится профессионально и интересно.
Пока вышло просто красиво – невероятные съемки с нескольких камер, отличная погода, прозрачный лед, уникальный ландшафт. И тут же – один из самых эстетичных видов спорта: быстрые вращения, красивые дуги, высокие прыжки (и даже сальто!).

Алина Загитова и Анна Щербакова будто вели программу о путешествиях: показали и местный колорит, и изнанку тренировок в необычных условиях.

Вписать фигурку в такой пейзаж оказалось легко. Да и кто-нибудь сомневался, что на выходе картинка получится красивой? Пожалуй, нет.
Но зачем-то из этой задумки сделали соревнование. И вот к этому очень много вопросов.
Первый связан, конечно, с хронологией событий. Фигуристы выступали на Байкале еще в начале марта: скрыть такую поездку в эпоху соцсетей невозможно.
Фигуристы+Байкал = ❤️ Катались на «буханке», прыгали сальто, пили из озера
А трансляцию устроили больше месяца спустя – 6 апреля. При этом Первый канал перехитрил сам себя: пока фигуристы, организаторы и все причастные держали результаты в тайне, сетка вещания выдала спойлер в день показа. «Открытие Байкала» вышло на Дальнем Востоке раньше, чем в остальных регионах России. Вот и получается, что результаты, которые так бережно охраняли, утекли за несколько часов до эфира в европейской части страны.

Показ в записи позволил втиснуть турнир в телевизионные рамки обычной передачи – прокаты фигуристов то и дело прерывала реклама на 5 минут. Такое напрягает.
Ради красивой картинки пошли на уловки. Одни и те же элементы снимали на разные камеры: на льду и в воздухе. Но, судя по всему, с нескольких дублей. Вот наглядный пример: Евгений Семененко делает вращение в прокате рядом с плюшевой нерпой (их расставили, чтобы обозначить большие трещины) – снимают на квадрокоптер.

А вот окончание элемента уже с другой камеры: то, что Евгений находится в другой точке – очевидно (нерпы рядом уже нет). Даже завершающий вращение прыжок показали дважды – и они в разных местах.

Выступление показывали как то, что идет в зачет. Но его снимали дважды… О каком спорте в таком случае может идти речь? Нет сомнений, что фигуристы катали программы целиком, но монтаж проката – сюрреализм.
Это уже художественный фильм – основанный на реальных событиях, но все-таки далекий от важного аспекта настоящих соревнований: здесь и сейчас.
Воспринимать «Открытие Байкала» как настоящий турнир – все равно, что учить историю по фильмам Квентина Тарантино. Где евреи расстреливают Гитлера в кинотеатре, а Шэрон Тейт живет на Сьело-драйв долго и счастливо.
Соревнования с монтажом и задержкой трансляции кажутся альтернативной историей, а не реальностью.
Комментарии Александра Гришина – дополнительное подкрепление этому безумию. Александр Галлямов выходит на лед с показательным номером, а Гришин тут же рассказывает, что сейчас Галлямов лечится от травмы, полученной на Байкале. Время запуталось в нашей фигурке.
Что самое глупое в истории с травмой Галлямова

Все это вместе с отсутствием зрителей и заливки льда, нетипичным контентом и странным регламентом заставляет спросить: а что это вообще было?
Хотя лучшая метафора на этот турнир неожиданно втиснулась в программы фигуристов. Эти соревнования так же гармоничны, как Марк Кондратюк и его наряд под песню Нейромонаха Феофана «Притоптать»: косоворотка + черные треники adidas с тремя полосками.

Одновременно с этим «Открытие Байкала» – не просто туристическая поездка с сопутствующими выступлениями. А еще и шанс неплохо заработать.
Общий призовой фонд – 5,5 млн рублей, победители Анна Фролова и Глеб Лутфуллин получили по миллиону. И это немного странное распределение с учетом того, что программы снимали с нескольких дублей. Возможно, равные призовые за участие (независимо от места) были бы справедливее.

Сам формат «фигуристы + Байкал» – зрелищный и точно перспективный. Наверное, на первом (и очевидно пробном) турнире стоило отказаться от баллов и распределения мест, а сделать просто красивые выступления с показательными номерами.
Это смотрелось бы органично и никак не повлияло бы на впечатление от прокатов. Наоборот, ставка на художественность съемки и общую эстетику приблизила бы фигурное катание к искусству еще больше.
Что же, будем ждать второй турнир «Открытие Байкала»?
Согласен с автором по всем пунктам.
1. Перебор с рекламой. 20% времени на рекламу - это ещё терпимо, но вышло почти 40%.
Хотелось бросить смотреть и дождаться, когда какой-нибудь подвижник выложит это представление, удалив всю рекламу. Раз ждали месяц, можно еще неделю подождать.
2. Избыточный монтаж. Настолько избыточный, что создалось впечатление, что можно было вообще спортсменам на Байкал не ездить. Послать туда только съемочную группу, а видеоматериал подложить под прокаты на катке. Современная техника позволяет это сделать.
А может, так оно и было)) Вот какой получился эффект от избыточного монтажа.
3. И, конечно, о каком спорте можно говорить при таком монтаже. Только о шоу.
Интересно, количество попыток было у всех одинаковым или у тех, кто равнее?
Но как мероприятие "один раз в жизни попробовать" - сойдет)